Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое подведомственность и подсудность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Разрешение правил подведомственности гражданских дел
Существует множество гражданских уголовных дел, значительно отличающихся друг от друга.
Для решения всех вопросов и споров, введены общие правила подведомственности материалов, которые рассматривает суд.
Все основные правила указаны в Конституции РФ в ст. 22. Соответственно, правила подведомственности гражданских дел рассматривают:
- спор о праве;
- определение характера правоотношения, из чего и вытекают требования;
- конкретный состав спорного правонарушения.
Все материалы по спорам ведутся судами с общей юрисдикции. Гражданские дела, где не выявлен спор о праве, решаются в административном порядке.
При отсутствии спора, нотариус обязан засвидетельствовать о правах на долю совместно нажитой собственности обеих супругов.
Существуют случаи, когда дела такого характера, бесспорно, решаются в соответствии с законом.
Суды, общей юрисдикции, относят к следующим спорам граждан:
- семейным;
- трудовым спорам;
- жилищным;
- земельным.
Но в ряду выше перечисленных дел, предусмотрены акты законодательства, которые дают право решать вопросы и споры специальным юридическим органам.
Если, одна из сторон спора является гражданином РФ, то материал, рассматривает суд общей юрисдикции. Но бывают и исключения в рассмотрении некоторых важных вопросов, установленные нормативными актами, которыми занимается суд общей юрисдикции.
Решение разносторонних споров о том, чтобы прекратить деятельность политических партий, религиозных организаций, а также рассматриваются важные дела, где участвуют лица без Российского гражданства.
Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.
Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.
В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:
- юридических лиц организаций;
- индивидуальных предпринимателей;
- субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.
Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.
В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.
При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:
- определяет экономический характер спора;
- предмет конфликта;
- основания.
Какие дела подсудны мировому и районному суду
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.
Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.
Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.
Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.
Подведомственность и подследственность уголовных дел: в чем разница
Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность
Взаимосвязанными между собой, но при этом являющимися абсолютно самостоятельными институтами УП, являются подведомственность и посредственность.
Обратите внимание! В нормативных актах невозможно найти четкого определения подследственности. Оно выработано в ходе юридической практики учеными-юристами.
Понятие подследственности включает в себя объединение признаков правонарушения, которое дает возможность определить его к различным следственным органам. При этом подследственность налагает обязательство перед органом проводить тщательное расследование, включающее в себя:
- Обязательное возбуждение дела относительно совершенного правонарушения.
- Проведение расследования, предваряющего судебное разбирательство.
- Тщательную проверку собранных материалов и доказательств.
- Принятие компетентного решения (прекращение, приостановление разбирательства или передача материалов в суд).
Но стоит отметить, что отнести совершенное преступление к юрисдикции конкретно взятого органа достаточно сложно. При этом учитываются различные факторы, включая то, какой риск общественной безопасности несет свершенное деяние и реакцию на него.
Подведомственность определяет судебную систему по месту совершения правонарушения, а подведомственность в основном применяется в мировых судах при рассмотрении гражданских и административных дел.
Понятие подсудности уголовных дел, как, впрочем, и гражданских, нельзя назвать новым для отечественного законодательства. После проведенной в 1922-1924 гг. реформы на протяжении 70-ти лет в отечественных органах всех уровней имел место традиционный состав. В нем присутствовал один профессиональный судья и 2 народных заседателя. В связи с этим в то время вопрос о составе уполномоченного органа не возникал. Подсудность уголовных дел приобрела свою актуальность после 1992-го г. В то время был принят закон, допускавший единоличное рассмотрение материалов уполномоченными лицами. В 1993 году был утвержден еще один закон, предусматривавший возможность формирования суда 1-й инстанции двумя способами. Рассматривать дела могли три профессиональных судьи или один совместно с 12 присяжными. В связи с этим сегодня следует помнить о том, что рассматриваемая категория неразрывно связана с составом уполномоченного органа.
Определять судебную инстанцию, которая рассмотрит уголовные материалы, дано прокурору. При рассмотрении этого вопроса он руководствуется правилом подсудности, даёт оценку субъекту и обстоятельствам дела, установленные следствием.
Основная масса, рассматриваемых уголовных дел, находится в производстве районных судов.
Кроме этого, дела по уголовным статьям подразделяются на несколько видов:
- уголовные дела, подсудные мировому судье;
- дела по уголовным статьям, рассматриваемые вышестоящими судами;
- дела военных судов.
Говоря о подсудности уголовных дел мировому судье, следует отметить, что эта категория судей рассматривает преступные проявления малой тяжести. Срок наказания сравнительно не велик – менее трёх лет тюремного заключения.
Перечень регламентируется 31 статьёй УК, состоит из преступных деяний, имеющих квалификацию:
- Намеренного нанесения не тяжёлого вреда.
- Нанесения тяжкого вреда без намерения его причинить.
- Побоев.
- Высказываний о намерении нанести увечья либо совершить убийство.
- Клеветы.
Ограниченный указанными составами список составлялся на законодательном уровне для того, чтобы разбирательство могло зависеть как от величины наказания, так и от компетенции суда установить истину.
Дела, входящие в компетенцию судов, с учётом сложности состава и предусмотренной ответственности, а также заявления субъекта, подлежат рассмотрению:
- судьёй с двумя заседателями;
- тремя судьями;
- исключительно составом присяжных заседателей.
Когда эпизоды преступного деяния произошли не в одном районе, области или республике, а в различных местах, здесь необходимо предусмотреть принцип определения подсудности по наибольшему числу эпизодов либо по более тяжкому. Эти положения изложены во второй части 32 статьи УПК.
Законодательство предусматривает наличие военных судов. В международном праве существует такое понятие, как международный военный трибунал.
Действующая редакция закона позволяет этой категории судов определиться с подсудностью, принимая во внимание:
- Территориальный признак.
- Место дислокации воинской части или флота.
Рассматриваемая категория судов является первой инстанцией. Статья 31 процессуального кодекса нормами частей 5–8 определяет наименования дел, находящихся в компетенции военных судов.
К производству принимаются дела, когда подсудимый:
- военнослужащий проходит службу в воинских частях;
- гражданин на военных сборах;
- является лицом, уволенным в запас либо окончившим сборы, но преступление совершил в период службы и участия в сборах.
Если военный суд расположен за границей РФ, то он вправе рассматривать дела, подсудные региональным судам. Исключением являются случаи, изложенные в ч. 4 седьмой статьи закона о воинских судах, когда должны учитываться требования договоров России и других стран. В его полномочия входит рассмотрение всех дел, кроме, подсудных вышестоящему и суду флота.
Судебный орган военного округа рассматривает сложные дела, с мерой ответственности от 15 лет до пожизненного тюремного заключения.
Принимает к производству:
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судов, не вступивших в силу.
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судебных инстанций, вступивших в силу.
- Материалы по вновь открытым фактам в рамках принятых судебных актов самой Военной коллегией, имеющих законную силу.
Этот судебный орган уполномочен информировать заинтересованных лиц о принятых решениях, по рассмотренным материалам, готовить обзоры о правовой деятельности.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Как определить подведомственность административных дел
В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний.
В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.
Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ.
Понятие и значение подсудности
Подсудность — это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, каким судом дело будет рассмотрено по первой инстанции.
Значение подсудности уголовных дел заключается в том, что она:
- 1) упорядочивает судопроизводство, способствует его оперативности. Для исключения волокиты и неоднократной передачи уголовного дела и.і сула в суд лакомом запрещены споры о подсудности между судами. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в установленном законом порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК);
- 2) способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Согласно ст. 31 УПК уголовные дела распределяются между судами так, что большинство из них, прежде всего о преступлениях небольшой и средней тяжести, разрешается по существу мировыми судьями и районными судами. Вместе с тем дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, т.е. наиболее сложные дела, рассматриваются в вышестоящих судах, судьи которых обладают большим опытом и знаниями;
- 3) обеспечивает в российской правовой системе реализацию международно-правовых стандартов, а именно права обвиняемого на «собственного» судью. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ указано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Эти положения нашли отражение в ст. 31—36 УПК.
Основные принципы и правила подсудности уголовных дел по УПК РФ
Можно сформулировать несколько базовых принципов, на которых основан институт подсудности:
- Между судами не допускаются споры по подсудности. Суд, получивший дело от другого суда с постановлением о передаче в порядке ст. 34, 35 УПК РФ, не может отказать в разбирательстве и должен принять дело к производству.
- Решение, принятое судом вопреки правилам подсудности уголовных дел, не является законным. В постановлении от 27.11.2012 № 26 Пленум Верховного суда РФ называет принятие таких решений нарушением фундаментальных основ уголовного судопроизводства, что указывает на основополагающую роль рассматриваемого института в уголовном процессе.
- Суды не выходят за пределы своей юрисдикции. Суд не должен принимать к рассмотрению дела, относящиеся к компетенции иных органов государственной власти. Ст. 29 УПК содержит список полномочий суда, за пределы которых суд выходить не должен.
Распределение уголовных дел
Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.
Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.
Подсудность
За исключением дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 274 УК (подсудны мировым судьям), дела о других киберпреступлениях рассматривают районные суды по месту производства расследования. Активная стадия оспаривания места совершения преступления происходит именно на стадии предварительного расследования за счет результатов компьютерно-технических экспертиз.
Территориальная подсудность по данным категориям дел, как правило, соответствует юрисдикции места производства предварительного расследования, которая окончательно определяется путем проведения судебной компьютерно-технической экспертизы.
. Международные эксперты подчеркивают, что необходимо именно правовое регулирование порядка определения территориальной подсудности киберпреступлений.
Предполагается, что еще долгое время (до разъяснений Верховного Суда РФ или изменения законодательства) территориальная подследственность и подсудность будут определяться исключительно по месту входа потенциального преступника в интернет.
Вероятно детальное законодательное регулирование или хотя бы разъяснения вышестоящих инстанций появятся уже в скором времени.
При отсутствии инновационных онлайн-судов местом совершения преступления, должно признаваться физическое месторасположение человека в момент входа в интернет при выполнении объективной стороны состава преступления. Иной подход к определению территориальной подсудности приведет к еще бóльшим проблемам в судебной практике.
Относительная сложность технической составляющей определения подследственности и подсудности уголовного дела не должна нарушать конституционное право человека на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции). Следует только определить на законодательном уровне, какой суд будет законным в таких делах.
Таким образом, именно довод о нарушении подследственности является одним из самых распространенных при обжаловании решений суда первой инстанции по категории киберпреступлений. Активная стадия оспаривания места совершения преступления происходит на стадии предварительного расследования за счет результатов компьютерно-технических экспертиз.
В настоящее время территориальная подследственность и подсудность определяется исключительно по месту входа потенциального преступника в интернет.
Сравнительно-правовой анализ института подследственности в зарубежных странах
При исследовании подследственности уголовных дел несомненный интерес представляет правовое регулирование данного уголовно процессуального института в странах континентальной и англо-саксонской системы права. Проведение сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства в части регламентации подследственности уголовных дел обуславливается необходимостью выявления сущности исследуемого явления, общих закономерностей в его регламентации, возможном использовании положительного опыта зарубежных стран при дальнейшем совершенствовании отечественного уголовно-процессуального законодательства. Подобный анализ правомернее начать с Франции, так как это государство является типичным представителем континентальной системы права. Более того, именно уголовно-процессуальное законодательство Франции, как отмечалось выше, оказало существенное влияние на отечественный уголовный процесс.
В российской литературе встречается мнение, согласно которому предварительное расследование во Франции разделяется на две формы: предварительное следствие и дознание.1 То есть дознание рассматривается как одна из форм предварительного расследования. В данной связи позиция Головко Л.В. видится более верной, согласно которой дознание является начальной стадией досудебной части уголовного процесса, но говорить о ней как о форме предварительного расследования не стоит, так как с принятием УПК Франции 1958г. принято разделять весь уголовный процесс на две большие части, не являющиеся стадиями: досудебную и судебную, каждая из которых состоит из ряда стадий.2
Во Франции имеется разделение полиции на административную и судебную. Административная полиция осуществляет деятельность по поддержанию и охране общественного порядка, предупреждению преступлений и т.д., то есть до совершения преступления. Судебная полиция является основным органом, осуществляющим дознание, то есть действует после совершения преступления.
Организационно, судебную полицию как орган дознания, образуют подразделения национальной полиции и национальной жандармерии. В составе полиции производство дознания возлагается на офицеров судебной полиции, агентов судебной полиции и их помощников, чиновников и агентов, на которых законом возложены некоторые функции судебной полиции.
Нормы, разграничивающие подследственность уголовных дел между национальной полицией и жандармерией, которые действуют -на одной территории, содержаться в части 3 УПК Франции. Статья D.3 содержит положение, согласно которому дознание производится тем органом или должностным лицом, которое первым обнаружило преступление или получило сведения о нем. Другой критерий определения подследственности конкретизируется в ст. D.4 УПК Франции. Так дела, требующие специальных технических средств; требующие производства действий за территорией дислокации подразделений судебной полиции; требующие розыскных мероприятий в пределах национальных и международных учреждений; когда есть основания полагать, что преступление совершено организованной группой или несовершеннолетними профессиональными преступниками, преимущественно подследственны органам и должностным лицам национальной полиции.
Согласно ч.З ст. D.3 УПК Франции прокурор вправе самостоятельно выбрать орган, сотрудники которого будут производить дознание по уголовному делу в качестве судебной полиции. Единственным условием при подобном выборе является территориальная компетенция соответствующего органа. Таким образом, прокурор по своєму усмотрению может определить подследственность уголовного дела, а также вправе передать дело от одного органа дознания другому.
В соответствии со ст. 18 УПК Франции офицеры судебной полиции, а также агенты судебной полиции и их помощники, осуществляющие дознание, расследуют преступления в пределах той территории, на которой они компетентны выполнять свои обычные функции. Однако в ч. 2, 3 и 4 данной статье содержится ряд исключений из общего правила определения территориальной подследственности: 1) в случае срочности или дознания очевидных преступлений офицер судебной полиции вправе проводить дознание на всей территории, подсудной суду большой инстанции; 2) только в случае дознания очевидных преступлений он вправе действовать на территории, подведомственной смежным судам большой инстанции; 3) по предписанию прокурора республики или следственного судьи в случае срочности и во время дознания очевидных преступлений или первоначального дознания офицер судебной полиции может действовать в пределах всей территории Франции.
В современной Франции подавляющее большинство уголовных дел расследуется органами дознания, а не предварительного следствия.1 Однако подобная статистика вовсе не свидетельствует об упадке данной стадии в уголовном процессе Франции, а напротив, свидетельствует, при количественном снижении уровня предварительного следствия, о его качественном росте.2
Согласно УПК во Франции существует единый орган предварительного следствия, отделенный от судебной полиции и входящий в судебную систему. Единственным лицом, осуществляющим предварительное следствие, является следственный судья, который состоит при каждом трибунале большой инстанции (ст.50 УПК).
Возбуждение уголовных дел, требующих предварительного следствия, осуществляется путем составления прокурором требования (процессуального акта) о производстве предварительного следствия. Составив требование, прокурор направляет его в трибунал большой инстанции, при котором состоят судебные следователи. Председатель трибунала самостоятельно решает, какому конкретно следователю поручить производство по делу (ст. 83 УПК). На практике председатель трибунала учитывает специализацию, опыт следственных судей, когда передает им дела для производства предварительного следствия. Данное положение можно соотнести с положением п.1 ч.1 ст.39 УПК РФ, согласно которому руководитель следственного органа вправе передавать уголовные дела от одного следователя другому.
Следственный судья, получив соответствующее требование, выносит постановление о принятии дела к своему производству, после чего начинается предварительное следствие.2 В ходе производства следствия следователь все следственные действия осуществляет самостоятельно. В случае необходимости он вправе поручить производство того или иного действия иным должностным лицам, прежде всего офицерам полиции, составив отдельное поручение (ст.81 УПК Франции).
Основные разграничения подведомственности при рассмотрении гражданских дел следует проводить между арбитражным судом и судом общей юрисдикции. В АПК РФ подведомственности посвящены ст. ст. 27 — 33, в ГПК РФ — ст. 22. Отсутствие оснований для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, за исключением третейского разбирательства, дает основания считать, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Главными критериями разграничения гражданских дел, подлежащих рассмотрению арбитражным судом, являются экономический (предпринимательский) характер спора и правовой статус сторон — юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Споры между указанными участниками в сфере управления также подлежат рассмотрению арбитражным судом. В некоторых случаях в качестве стороны в арбитражном процессе могут выступать и Российская Федерация, субъекты РФ, должностные и другие лица.
В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела, дела особого производства, дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений этих судов; об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных законом, о выдаче приказа. Все эти дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если одной из сторон является гражданин. Характер спора по гражданскому делу шире и охватывает не только гражданские, но и семейные, трудовые, жилищные, земельные, экологические и иные правоотношения.
В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом ВАС РФ было принято Постановление от 18.08.1992 N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Согласно п. 1 указанного Постановления предпринимательской признается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или иного дохода, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность. Согласно п. 3 Постановления гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Однако, если в заявлении гражданина, с которым он обращается в суд, содержится несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть арбитражному суду, при невозможности разделения этих требований рассмотрение спора будет иметь место в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014).
Главные критерии разграничения подведомственности являются приоритетными, но без обращения к закону и пленарным разъяснениям судебной практики по регулированию некоторых категорий дел можно допустить ошибку.
Так, специальная подведомственность дел арбитражному суду установлена в ч. 6 ст. 27 АПК РФ. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, именно арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве), в том числе в отношении гражданина или по заявлению гражданина (ст. ст. 213.1, 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ, в том числе спорам, связанным с принадлежностью акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооператива; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; и другим делам, вытекающим из предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил ст. 22 ГПК РФ и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам, — в соответствии со ст. ст. 27, 28, 33 АПК РФ.
Основным критерием категории дел по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ, — ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Если с иском о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, по которому должником выступает физическое лицо, обратился взыскатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то при рассмотрении данного имущественного спора оценку законности указанных действий должен дать суд общей юрисдикции.
Изложенный вывод основан на том, что к подведомственности арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу (ст. 29 АПК РФ, ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
Иск юридического лица или индивидуального предпринимателя о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов убытков, причиненных в результате действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, должником по которому выступает гражданин, также подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
При рассмотрении уголовных дел следует правильно определить, к компетенции какого из них они относятся. Именно для этого используется подсудность уголовных дел. Именно правильное определение позволяет упростить разбирательство в рассматриваемом деле, а также законную защиту интересов как обвиняемой, так и пострадавшей стороны. Основная информация по этому юридическому вопросу находится в ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса России.
Рассмотрение нормативных актов, имеющих юридическую силу на территории РФ, усложняется тем, что они не отражают признаки, виды подсудности. Но благодаря ученым изучающим юриспруденцию и территориальное судопроизводство, удалось сформировать уголовно-правовую науку. Так, подсудность уголовных дел в уголовном процессе – это целый комплекс, благодаря которому можно определить, какой суд должен рассматривать определенный иск. Также определяется уполномоченный состав суда и присяжных для разбора дела в первой инстанции.