Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 4: Характерные черты парламентской республики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.
Вопрос 5: Характерные черты президентской республики
Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.
Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.
При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.
Парламентская республика — характерные черты, признаки и список государств
На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:
Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).
Характерные особенности парламентской республики:
1. Верховная власть в парламентской республике принадлежит парламенту.
2. Высшим должностным лицом в парламентской республике является премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламентских выборах партии.
3. Президент избирается парламентом, а не на всенародном голосовании и обладает значительно меньшими полномочиями по сравнению с премьер-министром.
4. Правительство в парламентской республики формируется парламентским путем из числа правящей коалиции.
5. Для парламентской роли характерно повышенное значение законодательной ветви власти по отношение к исполнительной ветви власти.
Обратите внимание на особенности президентской республиканской формы правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Характерные черты парламентской республики
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.
Признаки парламентской республики:
- верховенство парламента;
- глава государства выполняет представительскую роль;
- парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
- ответственность правительства перед парламентом;
- правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
- наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.
Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.
Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.
Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:
- президент избирается путем народного голосования;
- президент не является главой исполнительной власти;
- правительство возглавляет исполнительную власть;
- правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
- основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
- должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
- решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.
В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.
Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.
Виды монархий | Основные черты |
---|---|
Абсолютная (неограниченная) монархия | Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Теократическая монархия | Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете. |
Ограниченная монархия | Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная. |
Сословно – представительная монархия | Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании. |
Конституционная монархия | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская монархия | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Дуалистическая монархия | Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Современный мир настолько многообразен в различных своих проявлениях, что найти какую-либо «чистую» форму того или иного политического или общественного явления трудно. Данное положение в равной степени относится и к формам государственного устройства: для простоты ученые выделяют монархии и республики, однако каждая из них имеет настолько много разновидностей, что зачастую первоначальная классификация теряет смысл. Наибольший интерес среди ненаследственных форм правления в последнее время представляет парламентская республика.
Первой страной, где эта форма, пусть и с рядом оговорок, одержала верх, была Франция периода Великой революции, когда практически вся полнота власти принадлежала Конвенту. На сегодняшний день парламентская республика является одним из самых распространенных способов организации власти. В том или ином виде она представлена более чем в ста государствах мира.
Парламентская республика, признаки которой частично пересекаются с характерными чертами других разновидностей этой формы правления, отличается в первую очередь тем, что высшим органом в стране провозглашается парламент, члены которого избираются путем народного референдума. При этом высший орган исполнительной власти, коим чаще всего является правительство, несет перед депутатами полную ответственность за проводимую политику. Более того, глава кабинета министров и сами министры назначаются из числа представителей той партии, которая одержала победу на парламентских выборах.
Основные признаки республики
Современные специалисты выделяют следующие признаки республики:
- Каждый республиканский орган власти, начиная от высших государственных и заканчивая местными муниципальными, избирается гражданами на определенные в Основном Законе фиксированные сроки. Также граждане могут досрочно прекращать полномочия избранных ими должностных лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями.
- Каждый из перечисленных государственных институтов (президента, правительство, парламент) берет на себя функции по управлению отдельной ветвью власти, к примеру, президент и министры руководят исполнительными органами государства, в то время как парламент возглавляет законодательную ветвь власти.
- Главы государства в республиках ответственны за все совершаемые ими на посту действия, включая нарушение законодательства. За совершение государственных преступлений глава республики может быть отрешен от занимаемой должности.
- Высшая власть в республиках (фактически, далеко не во всех) разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимоотношения между ними регулируются закрепленной в законодательстве системой сдержек и противовесов, не позволяющей никому из них узурпировать властные полномочия.
- Органы власти и должностные лица ответственны друг перед другом и перед народом за совершаемые ими действия и проводимую политику.
- Права и свободы граждан закрепляются в Конституции и законах, их нарушения пресекаются органами власти.
Определение парламентарной республики
Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.
Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.
К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).
Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.
По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.
Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.
В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.
Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).
В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.
Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.
Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).
Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.
Источник
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Отличие от парламентской республики
У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:
- Занимает должность главы исполнительной власти и верховного главнокомандующего.
- Может влиять на законодательную власти путем добавления на рассмотрение новых законопроектов.
- Контролирует «от и до» работу правительства.
- Является первым лицом страны во время международного взаимодействия.
Президентская и парламентская республика отличия
Президентская | Парламентская | Смешанная |
Президент (глава государства) избирается населением | Президент ( глава государства) избирается и контролируется парламентом | Президент ( глава государства) избирается населением. |
Глава правительства — президент | Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). | Глава правительства – премьер-министр. |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом. | Правительство назначается президентом. |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом. | Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом. |
Плюсы и минусы парламентской республики таблица
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями.[источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия;
- в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.
Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий.
По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:
Парламентская республика (разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.)
Президентская республика (характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.)
Смешанная республика (полупрезидентская) ( форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.)
Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство в парламенте.
Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.
Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.
Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д.
Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом.
Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.
Парламентская и президентская республика: сходство и различие
Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:
- принятие решения о роспуске парламента,
- нормотворчество,
- ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.
Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика – это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.
Для нее характерно:
- Существование постов президента и премьер-министра.
- Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
- Отчетность правительства перед парламентом.
- Возможность роспуска парламента по указу президента.
Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.
Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.
На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.
Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).
Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).
Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.
Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:
- 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
- 2-й Ким Чен Ир (сын),
- 3-й Ким Чен Ын (внук).
Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:
- Парламент разрабатывает и принимает законы.
- Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
- Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.
Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».
Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).
Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Страны, где вооруженные силы контролируют правительство страны и власти принадлежит высшим офицерам армии.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты президентской республики:
внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)
внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мересаморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.).
Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу государства, имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.