Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целевой набор в вузы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых аварией на ЧАЭС территориях.
Где и как получить целевое направление
Искать потенциального работодателя можно хоть с середины учебного года: будет больше времени, чтобы рассмотреть подходящие варианты и всё взвесить. Составьте список организаций, где бы вам хотелось работать, и обратитесь в их отделы кадров с вопросом о целевом направлении.
Ярмарки вакансий целевой подготовки — ещё один вариант поиска будущего места работы. Первый этап прошёл в декабре, планируется ещё два. Информацию о таких ярмарках ищите на сайтах управления образования и сайтах школ.
В феврале министерства и ведомства получают от подчинённых организаций информацию о том, нуждаются ли они в целевиках. Полученные результаты используются при составлении контрольных цифр приёма. Так что можете напомнить или заявить будущему работодателю о своих намерениях получить целевое направление в январе — начале февраля, когда этот вопрос максимально актуален.
Ещё у абитуриента есть возможность взять целевое направление в мае. 1 мая (для педагогических специальностей — 25 мая) на сайтах вузов появится информация о целевом наборе: перечень специальностей, количество мест и заказчик, с которым можно связаться. Минус этого варианта заключается в том, что к обозначенному времени у заказчика уже сформируется достаточная база целевиков и он не будет заинтересован в новых претендентах. Не факт, но такое возможно.
Плюсы и минусы целевого обучения
В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.
Минусы:
— Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения.
— Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы).
— Если работодатель не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :)).
— Если вы обучаетесь по договору о целевом обучении, то, вероятнее всего, вы не сможете перевестись на заочное или перейти на полноценный бюджет, если ваш будущий работодатель не пойдет вам навстречу. Так, для медиков могут возникнуть проблемы, если студент планирует идти в ординатуру, а несговорчивый работодатель требует отработки по договору сразу после окончания специалитета.
“ | Из отзывов студентов: «Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете». |
На какие специальности дают целевое направление
Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.
В 2022 году в перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления, входят:
- материаловедение и технологии материалов;
- гидроаэродинамика и баллистика;
- энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии;
- управление и системный анализ;
- ракетные комплексы и космонавтика;
- лазерная техника и лазерные технологии;
- приборостроение;
- химическая технология;
- металлургия;
- радиотехника;
- стандартизация и метрология;
- радиоэлектронные системы и комплексы;
- машиностроение;
- инфокоммуникационные технологии и системы связи;
- эксплуатация железных дорог и систем движения поездов;
- педагогическое образование;
- анестезиология;
- инфекционные болезни.
Что такое целевое направление?
Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.
Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.
Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.
— Это серьезное повышение, — считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович. — Но столько ребят, которые решили поступать по целевому договору, может и не быть. Предположим, на педагогическую специальность выделено 30 бюджетных мест, из которых в соответствии с обновленным Кодексом об образовании на целевой прием имеют право отдать до 60 %, то есть максимум 18 мест. И в этом случае только 12 останется для тех, кто участвует в общем конкурсе. Соответственно, конкуренция среди них возрастет? Сергей Касперович считает, что реальная картина будет далеко не такой: возможности набора есть, но ни предприятия, ни абитуриенты этим по максимуму не пользуются. — Мы видим это из сложившейся практики, — говорит собеседник. — Не каждый наниматель готов заказать специалиста, спланировав свою кадровую потребность на несколько лет вперед.
Направление в медицинский вуз
Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.
Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.
Алгоритм действий в данном случае выглядит так:
- молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
- обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
- параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
- собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
- обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
- заключает договор;
- прикрепляет скан договора при поступлении в университет.
Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.
Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!
Когда обращаться за получением направления?
Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.
Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.
“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.
Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.
Приём в вузы в 2023 году
В 2022 году абитуриент при поступлении мог выбрать пять вузов и десять направлений в каждом. В 2023 году, согласно приказу, можно подать документы только в пять вузов и выбрать всего пять направлений в каждом. Их абитуриент должен расставить в порядке приоритета.
Например, Игорь выбрал пять вузов, где хотел бы учиться. На первом месте у него МГУ, поскольку он сдал ЕГЭ и ДВИ на 90+, и шанс поступить на бюджет очень велик. На втором месте у Игоря — НИУ ВШЭ, на третьем — МГИМО и так далее.
💡 Совет: указывайте пятым вариантом региональный вуз, куда вы точно пройдёте по баллам на бюджет.
Образовательные программы (направления) расставляются также по приоритетному принципу. Рассмотрим на примере рейтинга поступления Игоря.
Куда поступать: приоритеты вузов | ||
Вуз | Специальности (в порядке приоритетности) | |
1 | МГУ |
|
2 | НИУ ВШЭ |
|
3 | МГИМО |
|
4 | СПБГУ |
|
5 | КФУ |
|
❗️Отредактировать свой рейтинг вузов и программ можно до завершения подачи документов.
Что такое целевое направление в вуз
Целевое направление – это своего рода рекомендательное письмо, которое заинтересованное в подготовке специалиста предприятие или организация выдают абитуриенту после подписания с ним договора об отправке на обучение. В документе содержится просьба допустить кандидата к участию в конкурсном отборе на льготных условиях.
Целевое направление не гарантирует поступления в вуз с низкими результатами ЕГЭ: для зачисления на бюджетное место баллы должны быть не ниже установленного вузом минимума. Только при этом условии претендент допускается к конкурсу среди целевиков.
Направление выдается абитуриенту персонально в конкретное учебное заведение на определенную специальность. После окончания вуза студент обязан отработать в рекомендовавшей его организации в течение 3–5 лет. В противном случае решивший уйти на вольные хлеба выпускник должен возместить всю сумму, потраченную на его образование.
Где получить целевое направление в вуз, где и как найти работодателя
Одним из самых главных вопросов остается вопрос о том, где получить направление и как найти организацию, которая возьмет все расходы по вашему обучению на себя и предоставит удобные условия отработки по выпуску из вуза. Вам необходимо:
- Узнать, какие компании заключили с интересующим вузом договор о целевых наборах. Такая информация обычно содержится на сайте учреждения;
- Узнать, могут ли местные исполнительные органы дать вам направление в выбранный вуз;
- Обратиться в орган власти с просьбой совета и помощи в поиске будущего работодателя, если у вас не получается найти его самостоятельно;
- Обратиться к интересным и перспективным компаниям на прямую и узнать, есть ли у них вакансии для будущих новых кадров.
После того, как вы узнали, где именно можно получить направление, необходимо выработать порядок действий, направленный на его получение.
Целевое направление – плюсы и минусы
У целевого направления есть свои преимущества и недостатки.
Список привилегий студента включает следующие пункты:
- облегченный процесс поступления за счет сниженного проходного балла;
- гарантия трудоустройства после завершения учебы;
- более ранний процесс зачисления, что дает время для поступления в другой вуз на общих основаниях при непрохождении конкурса на целевые места;
- возможность получать дополнительные бонусы в виде внеочередного места в общежитии либо дополнения к стипендии (конечно, если они прописаны в договоре).
В связи с тем, что число бюджетных мест для студентов-целевиков ограничено, при наличии многочисленных претендентов проводится конкурс, результат которого зависит от баллов ЕГЭ. Поэтому стоит налечь на подготовку к экзаменам и не надеяться, что место в вузе уже обеспечено.
Однако целевое обучение накладывает и определенные обязательства, которые могут стать минусами для студента:
- необходимость отработать определенный срок на компанию, обычно без карьерного роста либо повышения зарплаты;
- необходимость ехать трудиться туда, куда направит руководитель (зачастую выучившихся студентов по федеральным программам распределяют в сельскую местность);
- обязанность вовремя сдавать экзамены и получать высокие оценки.
— Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?
Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.
Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.
К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.
— Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?
Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.
Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.
Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.
💥 Ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств
Если выпускник отказывается трудоустраиваться к заказчику своего обучения, то он должен возместить все те средства, которые заказчик потратил на его обучение, а также на оплату жилья и проезда.
Если работодатель не трудоустроил выпускника, которого обучил, он:
- выплачивает выпускнику из своего бюджета трехкратный уровень средней зарплаты по своему региону (если трудоустройство возможно в разных регионах, то расчет ведется по региону с самой большой средней зарплатой);
- возмещает все затраты, связанные с обучением выпускника, в тот бюджет, из которого были взяты средства на финансирование данного направления: если средства на обучение были перечислены из муниципального бюджета – в муниципальный, из регионального – в региональный, из федерального – в федеральный.
Какие есть преимущества и риски поступления по квоте?
До момента оформления договора с компанией-заказчиком стоит оценить все плюсы и минусы приёма на целевое обучение. Чтобы воспользоваться преимуществами обучения по квоте и избежать возможных рисков, внимательно изучите все договоренности с компанией и выбирайте будущую специальность осознанно.
Плюсы целевого обучения
- Бесплатное образование;
- Возможность проходить стажировки в компании;
- Гарантированное трудоустройство после обучения;
- Возможность участвовать в основном отборе;
- Зачисление в первую волну поступления;
- Конкурс на обучение ниже, чем на бюджет;
- Консультации компании-заказчика в подготовке курсовой работы;
- Оплата заказчиком общежития, проезда и питания в некоторых случаях.
Минусы целевого поступления
- Не каждый вуз предоставляет возможность целевого обучения;
- Если за годы учёбы студент разочаруется в выбранной специальности — ему всё равно придётся отработать от трёх до пяти лет;
- Если студент передумает и решит бросить вуз или изменить специальность, то ему придётся возместить потраченные деньги.