Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет в компании в 2023 году (организация, проверка и штрафы)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, какие права и обязанности имеют военные комиссариаты при проведении проверок, нужно изучить Указ Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», а также Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ): правила проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Результатом планового военкомовского аудита будет оценка двух ключевых пунктов:
- организации ведения учета;
- записей в личных карточках.
По первому пункту проверяющие вынесут вердикт «удовлетворительно», если выполнены требования федерального законодательства, либо «неудовлетворительно».
Заполнение личных карточек оценивается по 4-балльной шкале:
- «отлично» – все требуемые личные карточки имеются в наличии, заполнены правильно, не содержат неточностей, нарушений правил и расхождений в данных с материалами контрольной сверки;
- «хорошо» – проверяющие выявили некоторое число карточек с упомянутыми нарушениями, но их немного, до 5% от общего массива;
- «удовлетворительно» – допускается до 10% «некондиционных» карточек;
- «неудовлетворительно» – испорчено более 10% личных карточек.
Проверка организации воинского учета
Кроме документов, названных в предыдущем разделе статьи, военкомат может подвергнуть проверке организацию ведения воинского учета. Напомним, что Методическими рекомендациями установлен определенный круг обязанностей, которые должен выполнять работник, ответственный за ведение воинского учета в компании. В частности, он должен:
- проверять наличие в паспортах принимаемых на работу отметок об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний;
- заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета, уточняя сведения о семейном положении, образовании, должности, месте жительства или месте пребывания граждан;
- разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и осуществлять контроль за их исполнением;
- информировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках;
- выдавать расписки при приеме документов воинского учета от граждан;
- направлять в военкоматы или органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению, и иную информацию в соответствии с п. п. 27, 28 Методических рекомендаций.
Проверяя выполнение обязанностей по ведению воинского учета, сотрудники военкомата оценивают качество осуществления такого учета по следующим показателям:
- организация воинского учета;
- полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета на предприятиях
Организация воинского выглядит следующим образом:
- Оформляется приказ о назначении ответственного за ведение ВУ работника.
- Утверждается должностная инструкция — в ней прописываются обязанности сотрудника по ведению воинского учета.
- Предприятие (компания) ставится на учет в военкомате — заполняется карточка по форме Ф-18 и ежегодный план работ по ВУ.
- Оборудуется рабочее место ответственного лица.
- В отдельную папку заносится рабочий материал (методички, образцы оформления документов, нормативные акты и др.).
- Формируется картотека — осуществляется систематизация личных карточек работников (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения их отношения к воинской обязанности.
Как осуществляется первоначальная постановка граждан на воинский учет
По закону, 16-летние юноши на протяжении 1-го квартала года обязаны явиться в военкомат. Если это студенты (школьники), день явки согласуется с директором ссуза (школы). Если несовершеннолетний не является учеником, он обязан явиться в военкомат по повестке (в день, указанный в ней). Остальные категории граждан также получают повестку и по ней являются в военный комиссариат.
Прибывшие на первоначальную постановку на ВУ молодые люди проходят мед. освидетельствование, профессиональный отбор и иные мероприятия. В итоге, медкомиссия военкомата решает, ставить их на воинский учет или нет.
Состав комиссии установлен ч. 5 ст. 9 ФЗ № 53. В нее входят
- врачи;
- представители военкомата;
- сотрудники местной администрации;
- секретарь.
По итогам проведенного мед. обследования комиссия оформляет соответствующее заключение. В этом документе она указывает состояние здоровья гражданина и его морально-деловые качества. Кроме того, комиссия военкомата распределяет граждан по предназначению по видам войск.
На руки будущие призывники получают приписное свидетельство. С этим документом юноши приходят в военкомат до призыва на службу в рядах ВС РФ.
По призыву в ряды ВС РФ и отправке на сборный пункт по месту прописки призывникам выдается военный билет. Его нужно хранить всю жизнь.
Остальные категории граждан сразу получают военный билет. Это:
- курсанты военных училищ;
- мужчины, прошедшие альтернативную службу;
- лица, зачисленные в запас;
- женщины, получившие одну из военно-учетных специальностей.
Ответственность организации
Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.
Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).
Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей.
Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.
Воинский учет 2022: как организовать в компании
9 февраля
60757
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Правонарушениям в сфере воинского учета граждан посвящена целая глава 21 КоАП РФ. Руководители и должностные лица организаций заплатят штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений в комиссариаты. Рассказываем в статье, как организовать в компании ведение воинского учета «с нуля», чтобы выполнить нормативные требования.
Воинский учет граждан в организации — это обязательный комплекс мероприятий с работниками из категории призывников и военнообязанных.
Он предполагает сбор, систематическое ведение и хранение сведений о них; направление регулярной отчетности в комиссариаты.
Государство должно знать, какие у него есть человеческие ресурсы на случай призыва, мобилизации — в количественном и качественном разрезе.
Воинский учет в 2022 году ведут по требованиям:
Эти документы регламентируют воинский учет в организациях, а не у индивидуальных предпринимателей. Формально ИП-работодатели не несут такой обязанности, хотя комиссариаты не всегда с этим согласны.
Назначьте распорядительным документом ответственных за ведение воинского учета и хранение документов. В зависимости от численности учитываемых, это может быть один совместитель или несколько освобожденных работников — п.12 Положения №719.
Важно! Кандидатуры военно-учетных работников и проект приказа должны быть согласованы с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 МР. На практике специалисты военкоматов не тратят на это время и запрашивают уже утвержденные документы. Но этот вопрос уточняйте в своем ВК. |
Если освобожденных работников больше двух, то в компании создают военно-учетный стол (ВУС). Для хранения документов оборудуют отдельное помещение с железными шкафами — п. 21 МР. Все расходы по организации воинского учета несет компания, а ее руководитель отвечает за состояние этого процесса на предприятии — п. 9 Положения №719.
Проект приказа об организации воинского учета скачайте здесь.
Сверка с военкоматом по почте
Издаю приказ об организации ВУ и бронировании градан, прибывающих в запасе.
(что значит бронировании, ) 2. Список граждан прибывающих в запасе, работающих в . (а кто не в запасе ) 3. Отдельно тётенек 4.5.
А дальше, я смотрю моя ситуёвина очень рядовая, помогите, кто сталкивался а?Ну блииин! 1. Заводите журнал проверок воинского учета в ООО.
Прошиваете его, скрепляете бумажечкой с печатью веревочку. Пишите: пронумеровано, прошнуровано 20 стр. и скреплены печатью. Подпись, должность.
Графы журнала: 1. Дата проверки.
2. Должность, ФИО проверяющего, 3. Результаты проведенной проверки, основные недочеты и выводы.4.
отметка об устраненных недочетах. В этом журнале проверяющий ваш воинский учет постоянно будет клепать замечания или не будет)))2. Издаете приказ об организации воинского учета.
Образец приказа есть в методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях. Их вам ДОЖНЫ дать в военкомате.
Кто ведает воинским учетом в фирме
Полнота ответственности за данную деятельность в организации возлагается на руководителя (п. 6 ст.1 ФЗ № 53, п. 9 Положения №719). Начальник вправе в тексте спецприказа назначить для исполнения этих действий выделенного сотрудника. Если назначенное лицо по какой-то причине временно не присутствует на работе (например, в ежегодном отпуске или уехал в командировку), его на это время нужно заместить другим сотрудником, причем преемнику придется передать всю учетную документацию.
Руководитель имеет право передать полномочия военного учета специалисту отдела кадров, бухгалтеру и др., оформив совместительство или внутреннее совмещение. Целесообразно прописать эти требования в должностной инструкции.
Смотрите видео: Уточнение учетных данных. Повестка. (November 2019).
Работодатели обязаны вести воинский учет. Это значит проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности; заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета; информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Причем все это регулярно проверяется военкоматами. Посмотрим, как подготовиться к проверке и на что обратить внимание.
Любая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом – в статье.
Незаконные способы вручения повестки
Все способы вручения повестки, кроме передачи лично в руки гражданину под подпись уполномоченными лицами, считаются ненадлежащими.
На практике, после начала частичной мобилизации в стране, мужчины наиболее часто сталкивались со следующими нарушениями со стороны военкоматов:
- Повестка, оставленная в почтовом ящике, например, в Санкт-Петербурге некоторые военкоматы массово рассылали, стоящим у них на учете мужчинам, повестки с требованием о явке для сверки данных.
- Повестка, оставленная в двери, подобный способ рассчитан на то, чтобы призывник испугался ответственности и явился в военкомат.
- Уведомление по телефону, некоторые военкоматы обзванивают, стоящих на учете мужчин и предлагают явиться для прохождения призывных мероприятий, такой способ является незаконным, поскольку не упомянут в действующем законодательстве, кроме того, им вполне могут воспользоваться мошенники.
- Повестка, переданная через соседей или родственников, вручение документа, например, под подпись других людей не считается ненадлежащим уведомлением, поскольку такая повестка не имеет юридической силы, ее можно смело игнорировать.
- Повестка, присланная гражданину посредством мессенджера, на электронную почту или через соцсети, является незаконной, соответственно никаких правовых последствий неявка по ней за собой не несет.
Правовая база воинского учета
Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.
Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:
- военнообязанных лиц;
- потенциальных и актуальных призывников.
Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.
Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:
- при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
- вносить актуальную информацию в личные карточки;
- обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
- изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.
ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).
Документы, интересующие военкомат
П. 39 Методических рекомендаций устанавливает перечень документации, подлежащей проверке со стороны военкоматов.
- Приказ, изданный организацией, «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе». Не все организации его издают, хотя он обязателен. По форме его составления можно следовать Методическим рекомендациям, а можно разработать свою, утвердив внутренним нормативным актом. Прежде чем издать приказ, его проект надо согласовать с территориальным военным комиссаром или органом самоуправления по первичному учету военнообязанных.
- Личные карточки военнообязанных в запасе и призывников. Заполнять ее нужно по форме Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо собственной, разработанной в организации.
- План работы по воинскому учету в фирме (форма приведена в Методических рекомендациях).
- Журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан запаса Вооруженных сил. Форма его утверждена приказом Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 г.
ВАЖНО! Отсутствие данного приказа приравнивается к тому, что военный учет не ведется вообще.
Какую информацию предприниматели должны военкоматам
Если работодатель оформляет трудовой договор с военнообязанным, о чем можно убедиться, проверив паспорт гражданина, в военкомат от него поступят следующие сведения:
- списки поступивших на работу или увольняемых сотрудников, которые состоят или обязаны состоять на военной службе – для этого есть две недели после даты приказа о принятии на работу или увольнении;
- списки лиц, которые в наступающем году достигнут призывного возраста (17 лет) – раз в год до ноября;
- списки трудоустраиваемых юношей, которым исполняется 15 и 16 лет, – эти данные требуется подавать раз в год до начала осеннего призыва, в сентябре.
Что делать в случае потери повестки
Потеря повестки – частое явление.
Никаких сложностей не будет, если призывник запомнил причину и дату визита в военкомат, а также список документов, которые нужно взять с собой. В этом случае достаточно просто явиться в назначенное время.
Что делать, если запомнить сведения из повестки не удалось:
- позвонить в местный военкомат для уточнения необходимых данных;
- лично посетить учреждение и запросить дубликат документа.
Просить копию повестки в любом случае придется, если призывник является работником или учится, так как ему нужно будет подтвердить причину отсутствия на работе/учебе.
Что будет, если не прийти в военкомат по повестке
Если молодой человек получил повестку в военкомат, он обязан явиться в назначенное время. В случае неисполнения этого требования, могут наступить нежелательные последствия.
Итак, что же грозит призывнику за неявку в военный комиссариат:
- Привлечение к административной ответственности – в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ такой поступок может быть расценен, как неисполнение предписаний воинского учета. Возможное наказание:
- предупреждение;
- штраф от 500 до 3 000 рублей.
- Возбуждение уголовного дела – основанием будет считаться попытка уклонения от военной службы. В этом случае нарушителя ожидает более суровое наказание. Согласно п. 1 ст. 328 УК РФ могут быть использованы следующие меры воздействия:
- штраф до 200 000 рублей или полученный доход (за период до 8 месяцев);
- принудительные работы (до 2 лет);
- арест (до 6 месяцев);
- тюрьма (до 2 лет).
Конкретное наказание будет назначено по итогу изучения всех обстоятельств конкретного случая.