ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «публичная собственность». В ст. 214, 215 ГК используются термины «государственная собственность» и «муниципальная собственность». В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью. Публичная собственность-это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям.

Осуществление права публичной собственности

Казна. Существует два основных способа реализации права публичной собственности. Первый состоит в непосредственном осуществлении правомочий собственника публично-правовым образованием, когда он выступает в гражданском обороте от своего имени через уполномоченные органы и лица. Такая реализация возможна только в отношении имущества, составляющего казну публично-правового образования, т.е. нераспределенного между иными субъектами права. Второй способ заключается в передаче публичной собственности специально созданным для этой цели лицам, чтобы они, выступая в обороте от собственного имени, осуществляли все правомочия права собственности. Собственником такого имущества остается публично-правовое образование, а юридическим лицам, которым имущество передается, предоставляются ограниченные вещные права на него — право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Казна — это форма объединения имущества публично-правового образования. В соответствии со ст. 214, 215 ГК казну публично-правового образования составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями.

В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично-правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

Читайте также:  Пособия на ребенка в Челябинске

В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

Как было сказано ранее, к иным гражданско-правовым способам защиты права собственности прежде всего относятся способы, предоставляемые по искам о признании права собственности, а также по искам к органам государственной власти и управления. Иски о признании права собственности представляют собой требование о подтверждении в судебном порядке права собственности или иного вещного права, на имущество, составляющее предмет спора. Такие иски направлены на устранение препятствий к осуществлению собственником (или титульным владельцем) своего права и исключение притязаний на принадлежащее собственнику имущество посредством подтверждения в судебном порядке факта принадлежности ему спорного имущества на праве собственности или ином ограниченном праве. Например, признание факта принадлежности имущества лицу, фактически вступившему в наследование.

Иски к органам государственной власти и управления. Важным способом защиты права собственности и иных вещных прав являются иски к публичной власти о защите интересов субъектов вещных прав (частных лиц). Гражданское законодательство допускает требование о полном возмещении убытков, причиненных частным лицам в результате незаконных действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе путем издания как нормативного, так и ненормативного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). А если такие действия или акты нарушают вещные права, данный общий способ защиты гражданских прав можно рассматривать и как способ защиты права собственности или ограниченных вещных прав.

В практике судов, значительную долю исков на действия публичной власти, нарушающих вещные права частных лиц составляют иски и жалобы на действия должностных лиц. Как правило, такие иски предъявляются к налоговым, таможенным органам в случаях необоснованного обращения взыскания на имущество соответствующих лиц. Также в судебной практике преобладают требования собственников и иных титульных владельцев о признании недействительным нормативного акта государственного или муниципального органа, не соответствующего закону или иным правовым актам (ст. 13 ГК) и нарушающего вещное право или незаконно ограничивающего возможности его осуществления, например иски к комитетам по управлению имуществом о признании недействительными их актов об изъятии отдельных объектов недвижимости, находящихся у предприятий на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом вместе с требованием признать недействительным акт, нарушающий право собственности, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК). Так, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием (ст. 16 ГК) в полном объеме, включая прямые расходы, реальный ущерб и упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК).

Очень близки к группе исков о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего право собственности, иски о признании неправомерным прекращения права собственности. Такие иски основываются на установлении недействительности индивидуального (ненормативного) акта, нарушающего право собственности. Вместе с исками о признании недействительными актов (как нормативных, так и не являющихся таковыми, т. е. ненормативных), нарушающих право собственности и иные вещные права, могут заявляться иски о возмещении ущерба, причиненного изъятием имущества у собственника. Однако следует иметь в виду, что такие иски могут быть поданы и самостоятельно. Наряду с указанными к числу исков по защите вещных прав частных лиц от неправомерных действий публичной власти относятся иски об освобождении имущества от ареста (об исключении имущества из описи). Особенность этих исков, заключается прежде всего в том, что кроме требования подтвердить в суде право собственности на вещь (иное вещное право), составляющую предмет спора, такой иск содержит требование исключить спорную вещь из описи, так как иногда ошибочно в опись включается имущество, принадлежащее другим лицам, находящимся, например, с лицом, имущество, которого описывается, в договорных отношениях, в результате чего имущество может находиться в пользовании последнего. Субъектами права на предъявление иска об освобождении имущества от ареста являются собственник, имущество которого ошибочно включено в опись, а также иные лица, имущественные права которых были нарушены. Субъектом же обязанности (ответчиком по иску) чаще всего является не одно лицо, а два и более лиц. Например, если имущество описано в связи с его предполагаемой конфискацией, ответчиками по иску являются осужденный (подследственный) и соответствующий государственный орган, в пользу которого изымается имущество.

Понятие публичной собственности: что это означает

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Понятие публичной собственности

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты. Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Возможно, вам будет интересно узнать, как проводить геодезическую съемку земельного участка.

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.

К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.

Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги.

Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).

Длительное время основным собственником земли являлось государство, как и собственником жилых зданий. Это значит, что получить землю в большинстве случаев, можно было только во временное пользование.

Но такая печальная картина изменилась с введением приватизации, стал возможным частный вид собственности. Юридические и физические лица получили возможность приватизировать земельные участки, на которых они давно уже работали, или квартиры, в которых уже давно жили, стать их полноправными владельцами.

Необходимо только правильно оформить собственность, зарегистрировать ее в Росреестре. Но осталось достаточно земли в собственности государства и муниципалитетов, эти земли также регистрируются, указываются на кадастровой карте.

Читайте также:  Правила расположения строений на участке

Предлагаем ознакомиться: Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Смешанная форма собственности образуется на основе комбинаций различных прав на объекты имущества. Распространенным примером такого вида выделяют участие государственных учреждений в обороте частного капитала.

К примеру, для поддержания определенной деятельности государство может выделять муниципальным или частным предприятиям определенные ресурсы. В зависимости от условий использования и государство, и предприятие могут получать прибыль от такого сотрудничества. Наиболее распространенным видом смешанной формы выделяют владение землей.

В Российской Федерации выделяют следующие виды земельного владения:

  • государственное федеральное;
  • государственное региональное;
  • муниципальное;
  • частное.

В зависимости от имеющихся прав на земельный участок собственники могут:

  • реализовывать землю, продавать, обменивать, закладывать, дарить и вступать в иные сделки в соответствии с законодательством;
  • передавать по наследству при невозможности проводить иные сделки;
  • бессрочно пользоваться выделенной землей без права передачи по наследству;
  • арендовать и сдавать участок в аренду.

Владение землей подразумевает обязательность уплаты соответствующего налога. Размер взноса рассчитывается на основе фиксированной ставки.

Одной из них считается сегодня обеспечение эффективного управления общественной собственностью. Зачастую вследствие ограниченности интересов чиновников развитие экономики существенно замедляется. К примеру, гражданин занимает должность администратора в государственных СМИ. Он особо не заинтересован во внедрении новых технологий, поскольку личной прибыли от этого не получит. Безусловно, для сохранения зарплаты, предотвращения применения к нему санкций за ненадлежащее исполнение обязанностей он будет выполнять поставленные задачи.

Масштабы недостатка общественной собственности находятся в прямой зависимости от статуса. Чем большее число людей несет ответственность, тем меньше индивидуальная ответственность.

Например, здание муниципального ДОУ пришло в аварийное состояние и его перевели в категорию «под снос». Заведующий учреждением будет ждать перевода в другой детский сад либо станет искать работу самостоятельно. При этом его будет мало заботить судьба детей. Совсем другое отношение к проблеме будет в случае, если детский садик частный. Его собственник будет делать все возможное, чтобы найти помещение, и заверит родителей, что скоро проблема решится.

Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

  • Рассматриваемая собственность осуществляет задачи по реализации государственных интересов путем аккумулирования и перераспределения части национального дохода.
  • Охватывает пространство рынка, неинтересное субъектам частной собственности из-за: больших издержек, малой прибыли, существенных рисков, где не обеспечивается успешное производство, где деятельность сопровождается с большими потерями (или имеется риск таковых) и угрозами существования всего общества.
  • Из-за публичного интереса управление выстраивается с учетом реализации главных социально-экономических интересов.
  • Двойственная природа публичной собственности раскрывается в рыночном и нерыночном характере. Поэтому оценка успешности применения соответствующих субъектов опирается на социально-экономические составляющие, а не только на экономические моменты.

Основная часть лиц, пользующихся публичной собственностью на основании аренды, стремятся поскорее ее оформить в собственность. Однако не всегда стоит торопиться это сделать. На примере с муниципальной квартирой рассмотрим преимущества жилья, принадлежащего кому-либо на основании договора социального найма. К таковым относятся следующие:

  • Отсутствие налоговых платежей на недвижимость. С собственников же взимается сбор в размере от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости жилья.
  • Возможность улучшения жилищных условий. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
  • Если квартира утрачивается по независящим от нанимателя причинам (например, вследствие пожара или землетрясения), то государство обязано предоставить другое жилье.
  • Передать право владения государственной квартирой другому человеку просто так не представляется возможным. Поэтому мошенники в этом случае остаются бессильными.

Собственность публично-правовых объектов была особенно распространена во времена Советского Союза. Но и сегодня остается немало жилых домов, которые принадлежат государству. Как видно, существует целый ряд преимуществ, которые дает жилье, предоставленное по договору социального найма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *