Право выбора способа страхового возмещения принадлежит потерпевшему

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право выбора способа страхового возмещения принадлежит потерпевшему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Глава 2. Порядок уплаты страховой премии

2.1. Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если в соответствии с настоящими Правилами страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.

Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных владельцем транспортного средства в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.

Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства.

2.2. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке, в том числе в случае создания и направления владельцем транспортного средства — физическим лицом страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с использованием финансовой платформы, в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667, 14 августа 2013 года N 29387, 19 мая 2014 года N 32323, 11 июня 2015 года N 37649, 27 января 2016 года N 40831 («Вестник Банка России» от 28 июня 2012 года N 34, от 28 августа 2013 года N 47, от 28 мая 2014 года N 46, от 22 июня 2015 года N 54, от 15 февраля 2016 года N 14).

Постановление пленума по осаго 2021 год

Для приближения правосудия к гражданам, проживающим в отдаленных местностях, предусмотрена возможность создания постоянных судебных присутствий кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. <iframe><br>

— О внесении изменений в Регламент Верховного Суда Российской Федерации.

Автовладельцы получили возможность приобретать электронные полисы ОСАГО через интернет с 1 июля 2015 года. Судьи отметили некоторые спорные моменты этой нормы. В частности, они укакзали, что автовладельцы при оформлении электронного полиса имеют техническую возможность внести в систему недостоверные данные о застрахованном автомобиле, снизив тем самым сумму страховой премии, которую нужно уплатить. Причины этому могут быть разные: от банальной ошибки до умышленных действий в целях экономии. В судебной практике это приводит к противоречивым итогам. Иногда судьи признавали договоры ОСАГО с недостоверными сведениями незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

Однако Пленум ВС РФ указал на ошибочность такого подхода. Судьи указали, что действия автовладельца в такой ситуации не являются основанием для признания договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая. При этом, если недостоверность сведений будет установлена, то страховая компания получает право предъявить к такому лицу регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии. Но только после фактического наступления страхового случая.

Верховный суд запретил застрахованным по полису ОСАГО лицам передавать по договору уступки требования права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа. Этому вопросу посвящен отдельный раздел постановления. Тем самым судьи решили бороться с так называемыми автоюристами. Они подчеркнули, что заключить договор уступки требований автовладелец, пострадавший в ДТП, может только после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы. В остальных случаях всю сумму страхового возмещения должен получить пострадавший, и только потом самостоятельно рассчитаться со своим представителем.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Страховая выдала направление на ремонт, в автосервисе покрасили бампер или крыло. Кажется, что все хорошо. Но это уже крашеная машина, и даже после ремонта она не будет стоить те же 700 тысяч. Из-за покраски и замены деталей она может стоить на 20 тысяч меньше — эту сумму можно включить в сумму ущерба в пределах общего лимита для полисов ОСАГО.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Свой доклад об основных положениях финальной редакции нового постановления ВС РФ по вопросам применения судами законодательства об ОСАГО судья ВС РФ Виктор Момотов начал с темы «европротокола». По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году около 30% страховых случаев после ДТП были оформлены таким образом, то есть без вызова полиции на место аварии.

Сейчас лимит по выплатам составляет 50 тыс. рублей, если ДТП произошло не в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и если не использовались средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он вырастет до 100 тыс. рублей — соответствующий закон Совет Федерации одобрил во вторник.

Момотов констатировал, что при составлении «европротокола» страховая выплата в пределах лимита является предметом согласия сторон. «Когда вы подписываете «европротокол», вы заключаете соглашение с причинителем вреда. Нужно понимать, что более этой выплаты страховая компания вам не заплатит», — сказал он журналистам.

Выплаты по ОСАГО — обзор практики в Пленуме ВС

» Свой доклад об основных положениях финальной редакции нового постановления ВС РФ по вопросам применения судами законодательства об ОСАГО судья ВС РФ Виктор Момотов начал с темы «европротокола». По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году около 30% страховых случаев после ДТП были оформлены таким образом, то есть без вызова полиции на место аварии.

С момента внедрения системы обязательного автострахования в России прошло много лет.

Однако некоторые спорные вопросы до сих пор не имеют однозначного разрешения. был проведен для достижения единства в решении конфликтов.

Так как далеко не все судебные решения по ОСАГО были одинаковыми в однотипных ситуациях. Это указывало на несовершенство российского законодательства.

Для достижения единства применения нормативной базы в области страхования ответственности водителей, Верховный суд России провел пленум по ОСАГО. Поднятые вопросы Проведенный 29 января 2021 года пленум ВС разъяснил ряд спорных вопросов, а именно: Правовое регулирование связей по ОСАГО.

Читайте также:  Как оформить РВП по браку в 2023 году

В ходе обсуждения было принято важное решение. Если страхование осуществляется для личных целей, т.

  1. ПДД и законы

26.12.2017, 20:15 Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о применении судьями законодательства об «автогражданке». Из итоговой версии документа под нажимом Минюста исчезла норма об обязанности потерпевшего общаться только с одним подразделением страховщика при оформлении выплаты. Вместо этого автовладельцев обяжут уведомлять компании об обращениях в другие офисы.

Потребитель имеет право взыскать в суде со страховщика:

  • сумму финансовой санкции в размере 0.05 процента за каждый день просрочки от предельной страховой суммы по виду ущерба;
  • сумму неустойки в размере 1 процент от суммы возмещения, подлежащего выплате. за каждый день просрочки;
  • штраф в размере 50 процентов от разницы суммы возмещения, подлежащей выплате, и суммы фактические выплаченной страховщиком.

Пленум Верховного суда утвердил постановление о том, как теперь судам рассматривать те или иные дела, касающиеся автогражданской ответственности. За ущерб жизни и здоровью можно требовать компенсацию позже.

Но от страховщика виновника ДТП. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ В документе много пунктов, благодаря которым, ОСАГО станет гораздо демократичнее к автовладельцам. Но некоторые позиции Верховного суда прямо направлены против действий так называемых автоюристов, которые перекупают права требования у водителей, а после на этом наживаются.

По этой причине огромный раздел в постановлении Пленума ВС посвящен цессии, суброгации и регрессу. Именно по договору цессии, автоюристы получают право на предъявление исков страховщикам для получения компенсации за аварию, которая не с ними произошла.

По сути, они выкупают это право у пострадавших в аварии автовладельцев. Выплаченные суммы, как правило в разы меньше, чем выплатила бы страховая компания.

› Страхование ответственности автовладельцев и спорные ситуации, которые с ним связаны, стали предметом обзора судебной практики, подготовленного Верховным судом РФ. Судьи высказали позицию по наиболее спорным вопросам ОСАГО, требующим судебного разрешения. Президиум Верховного суда РФ утвердил

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

.

  1. ПДД и законы

26.12.2017, 20:15 Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о применении судьями законодательства об «автогражданке».

Законодательство в мировой практике

14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

15. Потерпевший вправе обратиться к страховщику ответственности лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда жизни и здоровью, который возник после предъявления требования о страховом возмещении в порядке, установленном статьей 11.1 Закона об ОСАГО, и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда в связи с повреждением его транспортного средства (пункт 8 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

16. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

17. Страховая организация вправе отказать в страховой выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и/или проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования (статьи 15 и 393 ГК РФ, пункт 20 статьи 12 Закона об ОСАГО).

[Закон об ОСАГО] [Глава II]

1. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

  • 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
  • не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы.

1.1. Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего.

2. При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

В случае, если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) за свой счёт вправе организовать и оплатить проведение независимой экспертизы в отношении этого транспортного средства. Страхователь обязан предоставить это транспортное средство по требованию страховщика.

2.1. Размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

  • а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая;
  • б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

2.2. К указанным в пункте 2.1 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

3. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

В случае, если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА ПО ОСАГО

В случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего в результате ДТП размер вреда и порядок его возмещения устанавливаются в соответствии с правилами определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате ДТП, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждаемыми Белорусским бюро по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты.

Размер страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству определяется:

  • в случае гибели (уничтожения) — рыночной стоимостью этого транспортного средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места ДТП к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь — до границы Республики Беларусь), утилизацию остатков, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда. Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая;
  • в случае повреждения транспортного средства — стоимостью восстановительного ремонта этого транспортного средства на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость, расходами на его эвакуацию с места ДТП к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь — до границы Республики Беларусь), однократную перевозку транспортного средства от места хранения до организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих восстановительный ремонт на территории Республики Беларусь (далее — организация автосервиса), либо от места хранения до границы Республики Беларусь в случае, когда ремонт транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, в организации автосервиса, расположенной на территории другого государства, является обязательным условием сохранения срока гарантийного обслуживания, а также расходами на оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда.

Страховая сумма в имущественном страховании [ править / править код ]

В имущественном страховании страховая сумма определяется действительной фактической стоимостью имущества на момент заключения договора страхования в месте его нахождения. В имущественном страховании она не должна превышать страховой стоимости объекта страхования.

В договорах страхования имущества страховая сумма по договору страхования не может превышать действительной стоимости имущества, называемой также страховой стоимостью застрахованного имущества. Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он считается недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора [2] . Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введён в заблуждение страхователем [2] [4] .

Читайте также:  5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря!

В том случае, если в отношении одного и того же объекта имущественного страхования заключено несколько договоров страхования с разными страховщиками, все они действуют в страховой сумме, которая не превышает страховой стоимости. Ущерб, причинённый объекту страхования в этом случае возмещается пропорционально ответственности по отдельным договорам страхования. В соответствии с принципом контрибуции в страховании страховой компании, возместившая ущерб имеет право обратиться к другим страховым компаниям, имеющим аналогичные обязательства перед страхователем по имущественному страхованию, с предложением о разделе расходов по возмещению ущерба по наступившим страховым случаям [5] .

Основными критериями для данной классификации являются различия в:

  • объекте страхования;
  • страховых случаях.

Исходя из этого, страховыми договорами установлен различный порядок компенсации ущерба.

Что положено в основу классификации страхования читайте по ссылке.

В этом случае заключается договор действующий между страховой компанией и любым физическим лицом по поводу состояния его здоровья, либо другого лица. В этом случае оговаривается момент, до которого получателем премии является страхователь. Условием может быть наступление совершеннолетнего возраста или другого события.

Предлагаем ознакомиться: Несоразмерность арестованного имущества сумме долга судебная практика

Объектом данного страхования выступает жизнь и здоровье застрахованного человека.

Страховые случаи при личном страховании могут быть 2 основных видов:

  1. Связанные с причинением вреда здоровью.
  2. В связи с наступлением определенного возраста, либо наступлением смерти.

Самые распространенные виды страховых случаев, при которых наступает обязанность страховщика производить страховую выплату, являются:

  • достижения определенного возраста;
  • при смерти кормильца;
  • при смерти застрахованного;
  • при текущих выплатах во время действия договора;
  • выплаты пенсии, ренты;
  • при окончании срока договора.

Статья 12 «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»

Для изучения статьи 12 Закона об ОСАГО следует рассмотреть каждый из ее пунктов. Это позволит проанализировать весь порядок действий, включая основные нюансы.

Пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает, что при наступлении страхового случая потерпевший направляет заявление с требованием о выплатах страховщику. Таковое подается по месту нахождения главного офиса или представительства. Вместе с ним подаются предусмотренные договором страхования документы, подтверждающие страхование объекта согласно ст 6 ФЗ об ОСАГО.

В случае их отсутствия страховщик должен уведомить потерпевшего о недостаче – в день подачи документов, если заявитель обращается лично в офис, или в течение трех дней, если документы были высланы почтой. Страховщик не вправе требовать документы, не предусмотренные договором.

Согласно пункту 2 статьи 12 страховая выплата, направленная на восстановление здоровья, определяется условиями договора. Подтверждается она медицинскими документами, по которым производится лечение заявителя. Информация о полисе ОСАГО, по которому потерпевшему полагается выплата, предоставляется ему в день обращения в том отделении полиции, где было оформлено произошедшее ДТП.

Пункт 3 статьи 12 определяет случаи, когда страховщик выплачивает дополнительное возмещение помимо предоставленного:

  • если результаты медицинской экспертизы указывают на страховую сумму большую, чем предписывается постановлением Правительства РФ о размерах выплат;
  • если потерпевшему присвоен статус инвалида.

Размер дополнительной выплаты в обоих случаях рассчитывается как разница между общей суммой и уже выплаченным страховым возмещением. При этом пункт 4 статьи 12 указывает, что дополнительные расходы, связанные с приобретением лекарств или лечением, а также потерей заработка в связи с временной нетрудоспособностью, также оплачиваются страховщиком. Для этого потерпевший должен предоставить документальное подтверждение понесенных растрат.

Пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО регулирует порядок предоставления страхового возмещения. Предписываются следующие аспекты:

  • выплата производится единовременно или иным способом, предписанным правилами обязательного страхования по ФЗ 225;
  • весь объем выплат, включая дополнительные, по статье 12 ФЗ 40 не может превышать определенную договором сумму страхования;
  • средства передаются лично потерпевшему или его представителям, которые обладают соответствующими полномочиями.

Пункты 6, 7 и 8 статьи 12 регулируют страховое возмещение в случае смерти потерпевшего:

  • право на получение средств имеют лица, потерявшие кормильца, наследники первой очереди, а также граждане, у которых погибший был на иждивении;
  • для указанных категорий лиц размер средств устанавливается в 475 тыс. рублей;
  • дополнительно выплачивается до 25 тыс. на расходы по погребению;
  • срок подачи заявления – 15 рабочих дней, в течение 5 рабочих дней страховщик выплачивает нужную сумму;
  • средства распределяются поровну между всеми лицами, предписанными пунктом 7 статьи 12;
  • если лицо, обладающее правом на долю страхового возмещения, обращается за ним после распределения, оно имеет право требовать причитающуюся сумму с остальных получателей.

П 10 ст 12 ФЗ об ОСАГО оговаривает возможность страхового возмещения для имущества потерпевшего. Для этого необходимо предоставить его остатки для проведения экспертизы и определения суммы ущерба. Пункт 11 статьи 12 указывает на пятидневный срок для проведения экспертизы. Согласование даты осуществляется по обоюдному решению.

Важным аспектом является самостоятельная организация потерпевшим независимой экспертизы. Ее результаты не принимаются по внимание при определении размера страхового возмещения.

Пункт 12 статьи 12 предписывает, что при согласии потерпевшего с назначенным страховым возмещением, проведение дополнительной независимой экспертизы не требуется. Если такого согласия не было достигнуто, то согласно пункту 13 страховщик организовывает независимую экспертизу, а потерпевший – предоставляет поврежденное имущество или его остатки.

Пункт 14 статьи 12 указывает, что стоимость независимой технической экспертизы включается в сумму страхового возмещения. То есть, проводится она за счет потерпевшего.

Отдельно положения статьи 12 регламентируют порядок страхового возмещения ущерба имуществу:

  • если имуществом не является легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ, страховое возмещение осуществляется по выбору потерпевшего путем восстановительного ремонта или выплаты денежной суммы;
  • при ущербе, нанесенном легковому автомобилю, страховщик обязуется организовать его восстановительный ремонт;
  • требования статьи 12 к организации восстановительных работ предписывают максимальный срок в 30 дней ремонта и сохранение гарантийных обязательств;
  • ремонт транспортного средства осуществляется на той станции технического обслуживания, с которой у страховщика имеется договор;
  • потерпевший при письменном согласии страховщика может самостоятельно организовать восстановительные работы, для этого гражданин подает соответствующее заявление, а страховщик выдает направление на указанную СТО.

Ознакомьтесь ФЗ-17 о железнодорожном транспорте

Пункт 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает следующие случаи, когда страховое возмещение ущерба легковому автомобилю выдается в денежном эквиваленте:

  • полная гибель транспортного средства (больше о транспортной безопасности в законе: );
  • смерть потерпевшего;
  • нанесение тяжелых увечий – средства выдаются на руки при соответствующем заявлении;
  • если заявитель является инвалидом;
  • если стоимость восстановительных работ превышает сумму страхования, а водитель отказывается доплачивать за ремонт.

Пункт 17 статьи 12 предписывает обязательное размещение на сайте страховщика информации о тех станциях технического обслуживания, с которыми имеется договор о проведении восстановительных работ. Вся информация предоставляется потерпевшему. Ответственность за соблюдение условий и требований восстановительных работ лежит полностью на страховщике.

Пункт 17.1 статьи 12 предписывает, что при неоднократном нарушении страховщиком обязательств, Банк России ограничивает его деятельность. В этой ситуации любое страховое возмещение осуществляется путем выплаты требуемой суммы. Однако заявитель, уведомленный об ограничениях, может указывать на необходимость восстановительного ремонта по собственному желанию.

Пункты 18 и 19 статьи 12 регламентируют порядок определения размера страхового возмещения:

  • при полной гибели имущества размер страхового возмещения определяется его стоимостью на момент ДТП, из суммы исключаются годные к эксплуатации остатки;
  • при частичном повреждении размер определяется стоимостью ремонта, необходимого для приведения объекта в состояние перед аварией;
  • в размер страхового возмещения включается стоимость деталей и работ по их замене;
  • стоимость определяется с учетом износа комплектующих до аварии.

Согласно пункту 20 статьи 12 Закона об ОСАГО страховщик вправе отказать в страховом возмещении в том случае, если повреждения имущества не позволяют с достоверностью определить их происхождение или размер полагающейся выплаты. П 21 ст 12 Закона об ОСАГО указывает на срок в 20 календарных дней, в некоторых случаях – 30, в течение которых страховое возмещение должно быть осуществлено.

Закон об ОСАГО в статье 12 пункте 21 предписывает, что в случае нарушения установленного срока за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1% от суммы страхового возмещения. Пеня предусматривается и при несоблюдении срока мотивированного отказа – 0,05% от установленной Федеральным законом суммы по виду причиненного ущерба. Контроль над соблюдением предписаний по страховым выплатам возлагается на Банк России.

Пункт 22 статьи 12 предписывает, что если все участники ДТП признаются виновными, страховое возмещение распределяется с учетом степени тяжести вины, а также размера причиненного ущерба. Согласно п 23, если виновник ДТП возмещает потерпевшему нанесенный ущерб, то он имеет право требовать уплаченную сумму от страховщика.

Расхода на проведение досудебной экспертизы

В Постановлении N 2 нет прямого ответа на вопрос о расходах на проведение досудебной независимой технической экспертизы для установления размера ущерба. Пункт 28 этого Постановления, говоря о расходах, необходимых для реализации потерпевшим права на страховое возмещение, допускает вариант толкования, позволяющий отнести к этим расходам и расходы на внесудебную экспертизу. Вместе с тем приведенные в нем примеры с очевидностью свидетельствуют о том, что указанный подход распространяется на расходы, всегда объективно сопутствующие наступившему страховому случаю.
Спецификой проведения независимой экспертизы по Закону об ОСАГО, в отличие от иных независимых экспертиз, является то, что она не в полной мере зависит от инициативы потерпевшего: по общему правилу обязанность ее проведения возложена на страховую компанию, которая и несет соответствующие расходы. Потерпевший вынужден прибегать к помощи экспертов лишь тогда, когда страховая компания в нарушение п. 11, 13 ст. 12 Закона об ОСАГО не исполняет установленную Законом обязанность.

Судебная практика по данному вопросу развилась в трех направлениях.
Сторонники первого подхода относят такие расходы к общим убыткам, соответственно, не включая их в лимит суммы страховой выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона об ОСАГО. При этом арбитражные суды руководствуются разъяснением Президиума ВАС РФ, содержащимся в п. 19 письма N 75, согласно которому расходы страховщика по экспертизе стоимости ремонта автомобиля относятся к его обычной хозяйственной деятельности; расходы на проведение экспертизы не являются страховым возмещением, а направлены на определение размера убытков .

Читайте также:  Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость

Второй подход состоит в том, что по смыслу п. 4 ст. 12 Закона об ОСАГО расходы страхователя на проведение независимой оценки, правильно определившей размер страховой выплаты, подлежат возмещению за счет страховщика, поэтому изложенный в п. 19 письма N 75 вывод неприменим к страхователю, являющемуся потерпевшим от правонарушения и принимающему разумные меры для определения размера вреда в целях предъявления последующего иска к страховщику, поскольку к его обычной хозяйственной деятельности не относится проведение независимой оценки в результате наступления страхового случая. Эта сумма подлежит включению в лимит суммы страховой выплаты, предусмотренной в ст. 7 Закона об ОСАГО .

Сторонники третьего подхода считают, что поскольку объектом обязательного страхования выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации, то расходы потерпевшего на проведение экспертизы к ним не относятся, а являются судебными издержками, которые подлежат взысканию на основании ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, ст. 101, 106 и 110 АПК РФ . При этом такие расходы подлежат возмещению только в том случае, если на основании экспертизы страховщик выплачивает страховое возмещение.

Учитывая обстоятельства, в которых потерпевший несет такие расходы, их вынужденность, связанную с ненадлежащим исполнением страховщиком своих обязанностей, первый подход представляется наиболее обоснованным.

Пленум ВС РФ опубликовал постановление по ОСАГО

Специальный раздел постановления посвящен уступке прав страхователя. Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа нельзя передать по договору уступки требования, говорится в постановлении пленума ВС РФ. Однако уже после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы, их можно передать любому лицу по договору уступки права, оговаривается в документе.

Потерпевший должен получить всю сумму, а затем уже отдать часть представителю, объяснил логику документа Момотов. «Нужно, чтобы потерпевший сам мог распорядиться этими средствами. Зачастую все складывается по-другому: представители предлагают конкретную сумму, а все остальное забирают себе», — пояснил судья ВС РФ.

В целом документ вышел компромиссным, считают эксперты. Единственное одиозное положение устанавливало «правило одного подразделения», то есть обязанность потерпевшего представлять необходимые документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о возмещении.

Это правило вызвало недоумение и у Минюста, и у экспертов. Статс-секретарь, заместитель министра юстиции Юрий Любимов говорил на заседании пленума Верховного суда, где документ обсуждался впервые, что его применение повлечет серьезные затруднения для автовладельцев. Чтобы разработчики документа представили себе их, он привел пример ДТП, которое случилось не в том регионе, где живет хозяин машины. Если бы правило об одном подразделении сохранилось, то автовладельцу пришлось бы ехать туда еще один раз — чтобы добавить к заявлению о возмещении все остальные необходимые по закону документы.

«(Такое правило) — необоснованная поблажка для страховых компаний», — считает Михальчик. По его словам, организовать документооборот в своих подразделениях — это задача страховщиков.

В свою очередь глава РСА Игорь Юргенс рассказал «Интерфаксу», какие сложности возникают у бизнеса. «Недобросовестные страхователи иногда обращались с заявлением в подразделение компании в одном регионе, а затем направляли претензию в другой регион, а дополнительные документы — в третий регион. Страховщик организационно не мог все это сопоставить с первоначальным обращением, нарушал сроки осуществления страховой выплаты и, как следствие, нес в суде расходы на уплату неустойки и потребительского штрафа», — отметил Юргенс.

«Страховые мошенники специально инициируют дробление иска», — соглашаетсяМомотов. В результате, по его словам, из-за нерасторопности страховщиков возникают большие проблемы в процессе идентификации, а у лиц, которые представляют интересы потерпевших, появляется возможность требовать пени и штрафы.

Но, тем не менее, обычный автовладелец страдать не должен. «Мы исходим из того, что граждане не желают никого обманывать, они хотят получить только страховую выплату», — сказал во вторник В.Момотов.

В итоговой версии «правила одного подразделения» нет. По словам Момотова, введение такой обязанности прямо не следует из закона и стало бы излишним обременением для потерпевших.

В документе говорится лишь, что потерпевший может подать документы в любой филиал страховой компании, но должен указать сведения, позволяющие страховщику связать их с предыдущими обращениями. «Когда потерпевший подаёт какие-то документы, он обязан идентифицировать их, то есть сделать все, чтобы страховая выплата была ему возмещена», — отметил Момотов. Например, привести номер страхового полиса, указание на подразделение, в которое подавалось заявление о страховом возмещении, номер выплатного дела. По словам Момотова, это будет реализация принципа добросовестности.

Какие объекты не принимаются на страхование?

Приведём примеры объектов, которые не принимаются на страхование. Правила компании «СОГАЗ» к ним относят:

  • имущество, конструктивные элементы, оборудование, которые находятся в аварийном состоянии;
  • здания и помещения в зданиях, подлежащие сносу;
  • зарегистрированные в ГИБДД транспортные средства;
  • животные, птицы;
  • урожай;
  • наличные деньги, ценные бумаги, банковские карты;
  • информация и документы в бумажной и электронной формах, рукописи, фото, слайды, аудио- и видеозаписи;
  • незарегистрированное или хранимое не по правилам оружие.

В «АльфаСтраховании» перечень более широкий и включает, помимо вышеперечисленного:

  • недвижимое и движимое имущество в опасных зонах, где возможны обвалы, оползни, наводнения, другие стихийные бедствия, объявлен режим чрезвычайной ЧС, в зоне военных действий;
  • драгметаллы в различных видах;
  • предметы, относящиеся к категории исторических и культурных ценностей;
  • взрывчатые вещества и боеприпасы;
  • имущество в застрахованном помещении, которым страхователь не распоряжается на правах собственности или по другим основаниям;
    имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Также не удастся застраховать в рамках защиты недвижимости парфюмерию, стройматериалы, табачные изделия, расходники (батареи, картриджи, ремни и пр.).

Отказ в выплате по страховке квартиры или автомобиля

В части расчета страховой суммы касательно застрахованного имущества правила страхования преимущественно дублируют положения ГКРФ. Сумма устанавливается соглашением сторон, но превышать рыночную стоимость она не может. Если вы установили в правилах страхования квартиры или автомобиля сумму страхования больше страховой стоимости, то при страховом случае вам все равно выплатят сумму, не превышающую реальную стоимость. Если сумма устанавливается меньше рыночной цены имущества, возмещение будет происходить на основе норм ГКРФ по принципу неполной имущественной страховки, если другое не оговорено договором. Если вы решили застраховать квартиру или автомобиль не на рыночную стоимость, рекомендуется включить в договор страхования условие возмещения «первый риск».

В правилах страхования могут также содержаться лимиты выплат по каждой категории движимого имущества, когда страховая сумма касательно каждой единицы имущества не зафиксирована описью.

Причины для отказа пострадавшим

Для того чтобы страховщик отказал в оплате лечения пострадавшему в ДТП нужны очень веские причины. Например, отказ может последовать, если не были поданы нужные документы или, если авария не была признана страховым событием.

Возмещение по здоровью происходит в любом случае, независимо от вины водителя. Но авария не будет признана страховым случаем, если она произошла в результате грубой неосторожности или даже умысла потерпевшего либо стала следствием непреодолимой силы.

Подробнее о том, что является страховым случаем по ОСАГО, можно узнать тут.

Часто отказывают страховщики, если виновник аварии находился в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места происшествия. Бывают ситуации, когда и оплачивать-то толком нечего (кроме разве что лекарств) – медицинскую помощь пострадавший получает в государственной клинике, где услуги предоставляют бесплатно.

Это, конечно, не отказ, но также важный фактор, который влияет на размер компенсации. Кстати, если компания выяснит, что вы могли пройти лечение в обычной больнице бесплатно, а обратились в частную, то это также может послужить причиной отказа в оплате расходов. Также могут отказать в компенсации потерянного во время лечения дохода, если больничный уже оплачен самой компанией-работодателем.

Постановление пленума по осаго 2021 год

Для приближения правосудия к гражданам, проживающим в отдаленных местностях, предусмотрена возможность создания постоянных судебных присутствий кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. <iframe><br>

— О внесении изменений в Регламент Верховного Суда Российской Федерации.

Автовладельцы получили возможность приобретать электронные полисы ОСАГО через интернет с 1 июля 2015 года. Судьи отметили некоторые спорные моменты этой нормы. В частности, они укакзали, что автовладельцы при оформлении электронного полиса имеют техническую возможность внести в систему недостоверные данные о застрахованном автомобиле, снизив тем самым сумму страховой премии, которую нужно уплатить. Причины этому могут быть разные: от банальной ошибки до умышленных действий в целях экономии. В судебной практике это приводит к противоречивым итогам. Иногда судьи признавали договоры ОСАГО с недостоверными сведениями незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

Однако Пленум ВС РФ указал на ошибочность такого подхода. Судьи указали, что действия автовладельца в такой ситуации не являются основанием для признания договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая. При этом, если недостоверность сведений будет установлена, то страховая компания получает право предъявить к такому лицу регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии. Но только после фактического наступления страхового случая.

Верховный суд запретил застрахованным по полису ОСАГО лицам передавать по договору уступки требования права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа. Этому вопросу посвящен отдельный раздел постановления. Тем самым судьи решили бороться с так называемыми автоюристами. Они подчеркнули, что заключить договор уступки требований автовладелец, пострадавший в ДТП, может только после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы. В остальных случаях всю сумму страхового возмещения должен получить пострадавший, и только потом самостоятельно рассчитаться со своим представителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *