Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъясняющая информация по обращению с твердыми коммунальными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТКО – так теперь называют все, что относится к твердым коммунальным отходам. Данное понятие было закреплено ФЗ № 89. Все дальнейшие изменения в этой сфере стали обозначать «мусорной реформой». Она началась из-за крайне плохой обстановки в стране в сфере экологии. Теперь мусор не просто складируется на полигонах. Его необходимо разделять, вторично перерабатывать, утилизировать.
Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?
TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.
Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.
Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.
«Невский экологический оператор» – компания, созданная в Санкт-Петербурге в январе 2021 года для исполнения разнообразных соглашений и законов, которые были введены правительством России, а также региональных законов, в области обращения с коммунальными отходами. В общем, фирма появилась в качестве ответа на новые законы.
Так что, когда видите ТКО АО «НЭО» в квитанции «Петроэлектросбыт», то это значит, что платеж пошел для этого оператора. Именно за вывод твердых коммунальных отходов вы и будете платить. С этой мусорной реформой до сих пор остается много непонятного, особенно с тарифами и начислением. Сколько раз их уже считали и пересчитывали, но никакого единства среди коммунальщиков нет.
Как производится расчет платы за ТКО
Чтобы осуществлять контроль за начислением, плательщики должны знать, каким образом производится расчет платы. Способ начисления платы устанавливает орган государственной власти субъекта РФ. Это определено Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011. Согласно Правилам, предлагаются следующие варианты начисления:
- В зависимости от количества постоянно или временно проживающих в квартире жильцов. Расчет производится в соответствии с нормативами накопления ТКО по следующей формуле:
Количество проживающих в квартире граждан × ежемесячный норматив накопления ТКО × установленная в регионе стоимость услуги.
- В зависимости от площади квартиры. Расчет производится по следующей формуле:
Общая площадь квартиры × ежемесячный норматив накопления ТКО × цена услуги, действующая в конкретном регионе.
Если ТКО сортируются и накапливаются раздельно, применяется формула на основании объема вывезенных контейнеров. В зависимости от применяемого способа начислений, формулы расчетов будут следующие:
-
Количество проживающих в квартире граждан/расчетное количество граждан × объем контейнеров × установленная в регионе стоимость услуги;
-
Площадь квартиры/общую площадь дома × объем контейнеров × установленная в регионе стоимость услуги.
Для нежилых помещений, коммунальных квартир, комнат, общежитий, применяются иные формулы расчета в соответствии с единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Норматив накопления ТКО в различных регионах России установлен разный. Например, в Москве и области расчет производится исходя из размера помещения. Норматив составляет 0,114 руб. на 1 кв. м. площади. Стоимость услуги в разных районах области различается на 10–20% в зависимости от регионального оператора.
Нормативно-правовая база России при работе с отбросами
Существует 13 действующих стандартов, в которых четко прописано всё про ресурсосбережение и правильное обращение с отходами разной степени опасности. Примеры некоторых из нормативов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения.
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и понятия.
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения.
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Перечень стандартов разработан и направлен на то, чтобы найти применение отходам в промышленности.
Нормативная база России, связанная с экологическим положением, на данный момент устарела. Международное право в этом вопросе ушло гораздо дальше, и поправки в законах требуют модернизированного подхода. Чтобы был толк от принятых законов, следует стремиться к тому, чтобы работа с отходами выступала в качестве отдельной отрасли государства. Тогда можно было бы более объективно рассматривать и решать проблему экологического загрязнения.
Изучая положения в стандартах, эксперты отмечают, что в законах, которые были приняты 15 лет назад, не отмечены следующие моменты:
- Утилизация не имеет приоритета над захоронением.
- Нет запрета на ввоз неутилизированной упаковки, выступающей в качестве вторсырья.
- Необходимость использования доступной технологии утилизации, считающейся наилучшей.
Как обстоят дела в регионах?
В большинстве регионов страны тарифы были приняты, а региональный оператор определен непосредственно перед введением реформы в действие. Законодательно права и полномочия местных структур достаточно широкие – они вправе самостоятельно разрабатывать алгоритм действий, принципы работы с бытовыми отходами, с определением способов вывоза и мест захоронения. Именно местные органы самоуправления должны рассчитывать актуальные нормативы, тарифы и выбирать компании, которые могут выполнять данную услугу.
Каким будет тариф – это основной момент споров и разногласий. Те граждане, которые проживают в высотных домах, определяют нормативы на порядок ниже, чем собственники частных строений.
Новая реформа предполагает грамотное распределение обязанностей и полномочий для всех субъектов хозяйствования. Нормативы устанавливаются не только собственникам квартир, но и частным компаниям, государственным предприятиям и учреждениям. Все они в полной мере обязаны обеспечивать реализацию этих показателей утилизации в соответствии с действующим федеральным классификатором.
Тарифы и операторы в Московской области
Чтобы ввести в действие новую систему обращения с отходами в Подмосковье, с января 2019 года обязанностью собственников частных домов и квартир стало заключение договора с региональным оператором. Это можно сделать двумя способами:
- при личном визите
- через УК
На площадках предусмотрено размещение контейнеров двух видов: серых и синих. Один вариант предназначен для сухого мусора, другой для мокрых отходов. Вывоз содержимого контейнеров будет производиться отдельными мусоровозами.
В настоящее время остро стоит вопрос о снижении количества отходов, требующих захоронения. Поэтому было решено начать строительство в регионе мусороперерабатывающих заводов.
С целью определения размера платежа за услугу сделано разграничение Подмосковья на семь кластеров, в каждом из которых есть определенное число региональных организаций и установлена единая цена.
Собственники ИЖС имеют скидку до 30% на услугу. Расчет скидки взаимосвязан с размерами площадей помещений.
Определение стоимости 1 кв. метра по обращению с твердыми коммунальными отходами происходит путем умножения показателя нормы накопления мусора на тариф региональной организации. Такой способ вычисления применяется для следующих помещений:
- частные и многоквартирные дома
- МКД, где предусмотрены крупногабаритные отходы
Нахождение вблизи частных домов полигонов и предприятий, основной деятельностью которых является переработка, дает право собственникам на скидку 70%.
Тарифы для МКД и ИЖС, а также название регионального оператора, который относится к указанной зоне, можно посмотреть в таблице:
Кластер | Региональный оператор | Тариф, руб./куб. м | Норма накопления, куб. м./кв. м | Стоимость, руб. за кв. м |
Чеховский | МСК-НТ | 796,54 | 0,0095 | 7,57 |
Каширский | Каширский РО | 875,93 | 0,0095 | 8,32 |
Воскресенский | Эколайн-Воскресенск | 787,24 | 0,0095 | 7,48 |
Ногинский | Хартия | 739,67 | 0,0095 | 7,03 |
Сергиев-Посадский | Сергиев-Посадский РО | 866,1 | 0,0095 | 8,23 |
Алексининский | ЭкоПромСервис | 893,2 | 0,0095 | 8,48 |
Рузский | Рузский РО | 949,56 | 0,0095 | 9,02 |
Нужны ли свидетельства и маркировка?
Как видим, пояснения Минтранса и МВД касательно необходимости маркировки транспортных средств, перевозящих отходы I–IV классов опасности, практически совпадают. Ведомства, опираясь на разные законодательные акты, пришли к единому мнению. Что касается Росприроднадзора, с учетом вышеизложенного, очевидно, что рассмотрение вопросов, связанных с перевозкой опасных отходов, к компетенции этой федеральной службы не относится. Сотрудники Росприроднадзора не вправе запрашивать документы для проверки, а тем более отказывать на этом основании в выдаче лицензии перевозчикам. Более того, отсутствие специальной маркировки на транспортных средствах при перевозке отходов I–V классов опасности, не может рассматриваться как административное правонарушение в области обращения с отходами.
Что делать, если качество услуги не устраивает?
Если услуга предоставляется оператором ненадлежащим образом, нарушаются сроки вывоза и утилизации мусора, не соблюдаются санитарные нормы, жильцы вправе отказаться от его услуг и выбрать иную компанию. К сожалению, на тарифы этот факт никак не отражается – оплачивать ТКО нужно в полном объеме.
Таким образом, перечисление денег за обращение с ТКО – это обязательная составляющая коммунальных платежей. Регулярно оплачивать данную услугу обязаны как все владельцы объектов недвижимости, так и те лица, кто непосредственно пользуется коммунальными ресурсами, фактически находящимися в жилом помещении. Если в доме никто не живет, тариф рассчитывают исходя из числа собственников.
Нормативы ТКО для юридических лиц
В отличие от физических лиц, юридические вовсе не обязаны заключать с региональным оператором договор о вывозе ТКО. Достаточно обладать участком земли, на котором можно размещать ТКО можно без нарушения закона. При этом важным условием является образование отходов либо на этой же территории, либо на смежной с ней.
При расчете тарифа учитывается собранный объем ТКО, если компания обладает собственной площадкой для накопления, и общий норматив — если размещает мусор на общих контейнерных площадках. Также при расчете оплаты региональный оператор учитывает затраты на топливо, климат местности, класс опасности отходов, необходимость привлечения специальной техники и создания особых условий для утилизации мусора.
Плюсы и минусы инициативы Грефа
- «Включение платежа за обращение с отходами в единый платежный документ помогло бы увеличить собираемость платы за эту услугу с населения. Всегда проще сразу оплатить одну платежку, чем в несколько приемов разные квитанции», — говорит Беляева. Собираемость платежей за мусор лучше в тех регионах, где они включены в квитанции за свет, а не там, где оплата этой услуги должна осуществляться отдельно, подтверждает Губайдуллин. «Свет или газ могут отключить за неуплату, а мусор все равно вывезут, поэтому считается, что за него можно не платить», — поясняет он.
- Например, Московская область с началом мусорной реформы в январе 2019 года ввела строку «обращение с ТКО» в единый платежный документ для 100% жителей многоквартирных домов, а в частном секторе — в квитанции за электричество. Несмотря на то что в частном секторе собираемость традиционно низкая, эти инструменты способствуют учету и повышению собираемости платежей за коммунальные услуги, в том числе за вывоз мусора, которая в январе—мае этого года составила 93% от плановой, в июне—июле — 96%, отметили в пресс-службе зампреда областного правительства Евгения Хромушина. По данным пресс-службы, падение на 5–15% наблюдалось лишь в весенние месяцы пандемии коронавируса и самоизоляции.
- По словам первого замминистра экологии Челябинской области Яны Куприковой, в Челябинске платеж за мусор выставляет региональный оператор отдельной квитанцией, в Магнитогорске он включен в квитанцию за свет и тепло. «Включение платы за услугу за вывоз отходов в единый платежный документ было бы удобным и могло бы повысить собираемость платежей», — считает она.
- Но не все губернаторы готовы на переход на централизованную оплату всех услуг ЖКХ, включая ТКО, поскольку общая сумма в одной квитанции может вызвать недовольство граждан, предупреждает глава «Чистой страны». Например, в Мурманской области плата за вывоз мусора по общему правилу не включена в единый счет, поскольку готовится отдельный платежный документ вместе с квитанцией за электроэнергию, сообщили в пресс-службе правительства Мурманской области. Она включается в единую платежку только в отношении жителей тех домов, чьи ТСЖ и УК заключили прямой договор с региональным оператором и выставляют такие квитанции населению сами.
Отчего зависит размер платы за вывоз мусора
Как было раньше? Изначально вывоз мусора относили к жилищной услуги и им занимались ТСЖ и управляющие компании. Сейчас же будут на конкурсной основе выбирать операторов (предприятия), которые и будут выполнять эту функцию.
Логичный вопрос: а как будут начисляться платежи? Ответ прост и очень интересный.
- во-первых, по количеству членов семьи. Этим никого не удивишь, сколько человек прописано, на столько и рассчитываются показатели. Эта система работает по другим коммунальным счетам.
- во-вторых, вывозить мусор будут на полигоны. Казалось бы, что тут необычного. А теперь смотрим дальше: действительны только те полигоны, которые занесены в соответствующий реестр. Из этого следует, что километраж увеличится в неопределенное количество раз и естественно возрастет цена за оказываемую услугу.
После такого, вряд ли кто-то из жильцов будет сидеть тихо и смирится с таким произволом, нужно не молчать, а требовать перерасчет коммунальных платежей в случае нарушения прав плательщика.
Расчет тарифов: почему такие нормативы ТКО
Тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) устанавливаются региональным оператором самостоятельно. На территории Московской области, на основании конкурсного отбора, образованы и действуют семь региональных операторов, обслуживающие семь районов (кластеров) на которые поделена область. Каждый оператор устанавливает свои тарифы, их размер зависит от радиуса расположения кластера от комплексов по переработке твердых коммунальных отходов и других составляющих.
Тарифы были установлены по состоянию на 1 января 2021 года, а с 1 июля этого же года были пересмотрены. Однако, Правительство Московской области заверило, что с этого периода до середины 2020 года данные тарифы больше меняться не будут.
Предельные тарифы на вывоз ТКО устанавливаются в Московской области постановлением областного Правительства, превышать которые региональный оператор не имеет права.
Действующие тарифы в области, по сравнению с другими регионами, являются самыми низкими в стране. Так как мусорная реформа только начала действовать, отсутствуют фактические данные о количестве вывозимого и перерабатываемого мусора, а также фактических затратах регионального оператора. Пэтому по итогам года, скорее всего, тарифы будут пересчитаны и введены новые со второго полугодия следующего года, с учетом фактических затрат Оператора.