Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.

Комментарий к ст. 27.5 КоАП РФ

Комментируемой ст. 27.5 КоАП РФ установлены сроки административного задержания.

1 — 3. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) срок административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

Специальный срок административного задержания применяется в следующих случаях:

— в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

— в случае возбуждения производства по делу:

1) об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

2) административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

3) нарушении таможенных правил;

4) административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Применительно к последнему основанию имеет место правовая неопределенность. В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к определенным категориям лиц (беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, и др.). Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возникает вопрос: если, например, возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест в отношении лица, к которому этот арест не может быть применен, может ли такое лицо быть задержано на срок до 48 часов? То же можно сказать и о возбуждении дела об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации.

Надо сказать, что этот вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

ПРИМЕР.

В своем заявлении гражданка С.В. Ветлицкая оспаривала конституционность ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Как следует из представленных материалов, 26 февраля 2014 года в отношении С.В. Ветлицкой, имеющей ребенка 2008 года рождения, должностным лицом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Курску с целью пресечения административного правонарушения и рассмотрения соответствующего дела была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ, в виде административного задержания на срок до 48 часов.

Определением мирового судьи судебного участка N 8 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2014 года протокол об административном правонарушении, составленный по факту указанного деяния, возвращен должностному лицу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Курску, а 27 мая 2014 года данным должностным лицом производство по делу было прекращено в связи с истечением срока привлечения С.В. Ветлицкой к административной ответственности.

Решением Ленинского районного суда города Курска от 27 июня 2014 года требование С.В. Ветлицкой о признании ее административного задержания незаконным было удовлетворено, однако Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 24 сентября 2014 года это судебное решение отменено и в удовлетворении требований заявительницы отказано. Как указал суд, неоднократное составление в отношении С.В. Ветлицкой протоколов об административном правонарушении (шесть протоколов), предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ, и наличие в санкции данной нормы наказания в виде административного ареста указывают на законность ее задержания для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Суд также отметил, что вопрос об определении конкретного вида наказания заявительницы подлежит разрешению мировым судьей, а не должностным лицом на стадии составления протокола и применения мер обеспечения производства по делу. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ей также было отказано.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение ввиду своей неопределенности не исключает возможность административного задержания на срок до 48 часов женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, что противоречит ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации.

Читайте также:  Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

Кто имеет право задерживать гражданина?

Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:

  • полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
  • таможенные органы;
  • пограничники;
  • старшие в местах лишения свободы;
  • сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.

Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.

К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.

Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:

  1. При проведении контртеррористической операции.
  2. За административные нарушения в зале суда.
  3. При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.

Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.

Права и обязанности административно задержанного лица

Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:

  1. Право получить копию протокола.
  2. Право отказаться от подписания протокола.
  3. Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
  4. Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
  5. Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.

Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

На каких основаниях проводится освобождение?

Несмотря но то что срок задержания исчисляется с момента самого задержания и составляет ровно двое суток, человека могут освободить раньше, например, это может произойти в таких случаях:

  1. Если нет подтверждений вины подозреваемого в преступлении.
  2. Когда нет никаких оснований для того, чтобы применять меры по отношению к гражданину в виде лишения свободы и заключения его под стражу.
  3. Если во время задержания были нарушения со стороны исполнительных органов.
Читайте также:  Многодетные краснодарцы могут получить выплаты по нацпроекту «Демография»

В случае, когда время задержания истекло, лицо имеет полное право на освобождение, кроме таких исключений:

  1. По отношению к задержанному не избиралась мера пресечения в виде лишения его свободы.
  2. Суд не продлил срок.

Учитывая, что срок задержания лица исчисляется двумя сутками, подозреваемый должен быть выпущен на свободу, но только в том случае, если судья не пришлет постановление о его продлении. Если следователь отправляет ходатайство судье о том, что не может принять окончательное решение, то судья продлевает срок задержания до трех суток. Когда гражданин освобождается, ему обязательно дается на руки справка, в которой есть все данные о его задержании. Указывается в ней, когда и кем человек был задержан, время его задержания и время его пребывания под стражей.

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

  1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
    1) доставление;
    2) административное задержание;
    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
    4) изъятие вещей и документов;
    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
    5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
    6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
    7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
    8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
    9) привод;
    10) временный запрет деятельности;
    11) залог за арестованное судно;
    12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
  2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

  1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
  2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
  3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
  4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Перед тем как составлять протокол задержания, подозреваемому разъясняются его права. Весь перечень прав задержанного содержится в 46 статье УПК РФ.

Задержанный вправе:

  • получить копию постановления о задержании либо копию о возбуждении уголовного дела;
  • давать объяснения по поводу имеющихся подозрений либо отказаться от дачи показаний;
  • пользоваться защитой адвоката с момента задержания.

В 2015 году в УПК РФ были внесены изменения, которые дали возможность задержанным совершать звонки близким и родственникам и сообщать о своем местонахождении. Согласно новым поправкам задержанный вправе совершить один звонок не позднее чем через три часа после задержания.

При этом телефонный разговор должен проходить исключительно на русском языке и в присутствии следователя или дознавателя. Если задержанный отказывается от этого права или в силу каких-либо причин не в состоянии совершить звонок, следователь обязан самостоятельно позвонить его родственникам в течение 12 часов.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то он имеет право:

  • предоставлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • бесплатно пользоваться услугами переводчика, если не владеет русским языком в нужной мере;
  • знакомиться с материалами дела, подавать на них замечания;
  • с разрешения дознавателя или следователя участвовать в следствии, которое проводится по его ходатайству или ходатайству адвоката;
  • подавать жалобы на действия или бездействие следственных и судебных органов;
  • защищаться всеми доступными средствами, которые не противоречат УПК.

Порядок административного задержания

Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:

  1. Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
      Дату и место составления.
  2. Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
  3. Данные задержанного.
  4. Дату и место задержания.
  5. Мотивы произведенного задержания.
  6. Подписи составившего и задержанного.
  7. Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
  8. По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).

Допускается досмотр личных вещей, однако процедура должна четко совпадать с требованиями закона. Как именно задержанный подвергается осмотру изложено в ст.27.7 КоАП РФ.

Читайте также:  Обращение сотрудников полиции с гражданами

Список использованной литературы

  1. Абдрахманов Р.С. Понятие уголовно-процессуального задержания // Российский следователь. 2014. N 5. С. 18 — 22.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рипол Классик, 2014. 744 с.
  3. Рябенко Ю.Н. Административное задержание и доставление // Законность. 2015. N 10. С. 57 — 58.
  4. Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 50 — 54.
  5. Цоколова О.И. Фактическое задержание // Законность. 2006. N 3. С. 24 — 27.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Минимальный и максимальный срок административного ареста

Часть 1 статьи 3.9 КоАП определяет возможный срок ареста понятием «до 15 суток» (в исключительных случаях до 30-ти, но рассматриваемые нами примеры к ним не относятся). Таким образом установлен максимальный срок – 15 суток.

Случаи меньших периодов определены непосредственно статьями, связанными с нарушением ПДД:

За что могут посадить? На какой срок садят? Альтернативное наказание
Управление ТС лицом, ранее лишенным водительского удостоверения (ч.2 ст.12.7 КоАП) До 15 суток Штраф: 30 000 руб.
Исправительные работы: 100 – 200 часов.
Пьяный за рулем без прав (ч.3 ст.12.8 КоАП) 10 – 15 суток Штраф – 30 000, но только для лиц, в отношение которых арест не применим.
Отказ от медосвидетельствования при условии отсутствия прав на управление (ч.2 ст.12.26) 10 – 15 суток Аналогично предыдущему – штраф 30 000 руб., но только для исключений.
Оставление места ДТП (ч.2 ст.12.27) До 15 суток Лишение прав на 1 – 1,5 года.
Неоплаченные штрафы (ст.20.25) До 15 суток Двукратный штраф, обязательные работы до 50 часов. Подробнее в этой статье.

Как видно, по ряду статей существуют альтернативные наказания, которые могут быть использованы вместо ареста. Более того, админ арест назначается на срок не более 15 суток, т.е. суд вправе назначить меньший период (на срок до 3, 5, 10 суток) отбывания наказания. По статистике, сейчас наиболее часто дают 5 суток ареста.

При этом ч.3 ст.12.8 и ч.2 ст.12.26 КоАП РФ предполагают альтернативу только для лиц, к которым арест неприменим. В остальных случаях будет назначен именно этот вид наказания, а его срок не может быть менее 10 (и более 15) суток.

Указаны только статьи КоАП, связанные с нарушением ПДД. Это не исключает дополнительных наказаний, если одновременно были нарушены и другие нормы законодательства. Например, нанесены побои или ущерб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *