Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».
Пеня не начисляется, когда налогоплательщик вовремя и в полном объеме выполнил свои обязательства перед бюджетом. Иногда даже в случае, если есть недоимка, законодательством разрешается не начислять и не платить пеню:
- по решению ИФНС или суда заблокировали счет или арестовали имущество;
- у компании или ИП имеется переплата по налогам или взносам, и ее величина не меньше просроченного платежа — ИФНС сама зачтет переплату в счет недоимки;
- недоимка образовалась из-за того, что в расчетах налогоплательщик следовал письменным разъяснениям госорганов;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 6 ст. 105.3 НК самостоятельной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков) — не начисляется со дня, когда возникла недоимка, до регламентированного срока уплаты налога на прибыль компании за соответствующий налоговый период;
- недоимка образовалась из-за произведенной налогоплательщиком согласно п. 12 ст. 105.18 НК обратной корректировки налогооблагаемой базы и размера налога (убытков).
Что такое отсрочка и рассрочка по налогам
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и даже самозанятые могут уплатить налоги, сборы и взносы позже положенного срока, если для такой задержки есть серьезные основания. Изменение сроков уплаты возможно в двух формах:
- Рассрочка – расчет по финансовым обязательствам в более поздние сроки. После обработки заявления ФНС утвердит индивидуальный график платежей, разделив общую сумму долга на несколько месяцев.
- Отсрочка – уплата налога или иной суммы единовременно, но позднее установленного срока. Например, налог нужно уплатить до конца года, но организация подала заявление и теперь может рассчитаться с ФНС до июля 2023 г. (отсрочка на 6 месяцев).
Используем калькулятор расчета пени
Удобный онлайн-сервис, который поможет произвести расчет суммы пени к уплате, выполнен в форме калькулятора. Введя в соответствующие поля необходимую информацию, можно получить результат в виде суммы, подлежащей уплате. Такой сервис может помочь в расчетах пени в таких ситуациях:
- задолженности уже нет, но деньги вносились с опозданием;
- необходимые средства были внесены только частично;
- просрочка по уплате продолжается и по сей день.
Для расчета нужно знать следующие исходные данные.
- Дату, когда возникла задолженность (время для начисления пени).
- Дату, предшествующую погашению задолженности (если она уже погашена).
- Сумму, на которую планируется начисление пени (размер задолженности).
Калькулятор автоматически применит формулу расчета, которая в результате покажет необходимую к уплате сумму. Расчет происходит таким образом:
СП = РП х ЦП х Тпр, где:
- СП – сумма пени;
- РП – размер просрочки (в рублях);
- ЦП – «цена» просрочки, то есть пеня за каждый день (в рублях);
- Тпр – время просрочки (в днях).
Показатель ЦП рассчитывается, исходя из ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Разработчики калькулятора не рекомендуют использовать его для гипотетических расчетов, то есть на даты, которые еще не наступили. Расчет будет правильным, но возможны изменения в исходных данных, например, в ключевой ставке Центробанка, что повлияет на получившуюся в результате сумму.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 01011 01 1000 110 | 182 1 05 01011 01 2100 110 | 182 1 05 01011 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 01021 01 1000 110 | 182 1 05 01021 01 2100 110 | 182 1 05 01021 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01011 01 1000 110 | 182 1 01 01011 01 2100 110 | 182 1 01 01011 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01012 02 1000 110 | 182 1 01 01012 02 2100 110 | 182 1 01 01012 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01013 01 1000 110 | 182 1 01 01013 01 2100 110 | 182 1 01 01013 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01014 02 1000 110 | 182 1 01 01014 02 2100 110 | 182 1 01 01014 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01015 01 1000 110 | 182 1 01 01015 01 2100 110 | 182 1 01 01015 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01016 02 1000 110 | 182 1 01 01016 02 2100 110 | 182 1 01 01016 02 3000 110 |
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов | 182 1 09 01020 14 1000 110 | 182 1 09 01020 14 2100 110 | 182 1 09 01020 14 3000 110 |
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 | 182 1 01 01030 01 2100 110 | 182 1 01 01030 01 3000 110 |
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 | 182 1 01 01040 01 2100 110 | 182 1 01 01040 01 3000 110 |
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 | 182 1 01 01050 01 2100 110 | 182 1 01 01050 01 3000 110 |
С дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 | 182 1 01 01060 01 2100 110 | 182 1 01 01060 01 3000 110 |
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 | 182 1 01 01070 01 2100 110 | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
С процентов по облигациям российских организаций | 182 1 01 01090 01 1000 110 | 182 1 01 01090 01 2100 110 | 182 1 01 01090 01 3000 110 |
С прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 | 182 1 01 01080 01 2100 110 | 182 1 01 01080 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме
налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр) |
182 1 01 01102 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01102 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии | 182 1 01 01101 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01101 01 3000 110 |
Выводы и рекомендации
- Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
- Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
- Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
- Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Начисление пеней на авансовые платежи
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее Закон N 137-ФЗ) внес поправки в ст. 58 НК РФ. Согласно п. 3 этой статьи с 2007 г. обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в ст.
75 Кодекса.
До 2007 г. пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 г. пени по ним не начислялись до представления декларации.
С этого года положения п. 3 ст. 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.
Таким образом, с 2007 г. пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.
Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений п. 3 ст. 75 и п. 3 ст.
243 НК РФ.
В п. 2 Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание п. 2 ст. 24 и п. п. 2 и 4 ст.
26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Размер пени по транспортному налогу для физических лиц
4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Разберем детали данного пункта:
- Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
- Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
- За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.
Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.
История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:
Дата изменения | Новая ставка |
26.04.2021 | 5,0 |
22.03.2021 | 4,5 |
27.07.2020 | 4,25 |
22.06.2020 | 4,5 |
27.04.2020 | 5,5 |
10.02.2020 | 6 |
16.12.2019 | 6,25 |
28.10.2019 | 6,5 |
09.09.2019 | 7 |
29.07.2019 | 7,25 |
17.06.2019 | 7,5 |
17.12.2018 | 7,75 |
17.09.2018 | 7,5 |
23.03.2018 | 7,25 |
12.02.2018 | 7,5 |
18.12.2017 | 7,75 |
30.10.2017 | 8,25 |
18.09.2017 | 8,5 |
19.06.2017 | 9 |
02.05.2017 | 9,25 |
27.03.2017 | 9,75 |
19.09.2016 | 10 |
14.06.2016 | 10,5 |
03.08.2015 | 11 |
Размер пени по транспортному налогу для юридических лиц
Процентная ставка пени принимается равной:
…
- для организаций:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования. Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Виды сроков давности по уплате налогов
Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.
Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.
В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.
Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:
- срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
- срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.
Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.
Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.
Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.
Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:
- нарушения правил регистрации;
- непредставление отчетности;
- подача декларации несоответствующим законодательству способом;
- нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.
Пени на налоги: общая информация
В статье №75 HK РФ регламентированы все вопросы, касающиеся пени по налоговым сборам: в каких случаях исчисляется эта штрафная санкция, в каком размере и в каком порядке – принудительном или добровольном. Закон гласит, что пени выплачивается в том случае, если налогоплательщик вовремя не внёс вменённые ему налоговые платежи, то есть, просрочил выплату. При этом неважно, была ли с опозданием внесена часть суммы или же весь налоговый сбор.
Также свод законов объясняет, что начисление пени не противоречит и не исключает иной ответственности за нарушение налогового законодательства. Иными словами, даже если человеку назначат дополнительный денежный штраф, обязанность по уплате пени, начисленных за каждый день просрочки, всё равно будет закреплена за должником.
Уплачивая налог, человек должен озаботиться тем, чтобы деньги поступили в казну государства не позднее числа, указанного крайней датой оплаты. Уже со следующего дня начнёт «капать» пени.
Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
(Как начисляются пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль)
Как вы знаете, ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя способами :
(или) расчетным путем, если фактическая прибыль определяется по итогам квартала;
(или) из фактически полученной прибыли.
Уплачиваются они не позднее 28-го числа каждого месяца (кроме января, если речь идет об уплате авансов исходя из фактически полученной прибыли) . Однако в силу разных причин организации нередко опаздывают с их уплатой. Независимо от способа расчета ежемесячных авансов за просрочку их перечисления будет начисляться пеня .
А сегодня вопрос начисления пени как никогда актуален, особенно для тех организаций, которые определяют ежемесячные авансовые платежи расчетным путем. Современные реалии таковы, что по итогам I квартала прибыли может и не быть, а авансы за январь, февраль и март нужно было уплатить на основе данных III квартала 2008 г., когда прибыль еще могла быть достаточно велика. Да и рассчитаны они были исходя из ставки 24% . И в связи с отсутствием денег многие организации в течение I квартала не смогли уплатить ежемесячные авансовые платежи.
Давайте рассмотрим, как будет начисляться пеня, в том числе и в такой ситуации.
Пункт 2 ст. 286 НК РФ.
Пункт 2 ст. 285, п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ.
Пункт 3 ст. 58, ст. 75 НК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47.
Пункт 2 ст. 286 НК РФ; п. 1 ст. 284 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2009).