Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полоса — препятствие: мотоциклистам хотят запретить лавировать в потоке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мотоциклу не запрещено перестраиваться в одну полосу с авто по своду Правил дорожного движения. Запрет на такой маневр отсутствует, даже если имеется разметка (сплошная/прерывистая). Тогда движение участников происходит в два ряда. Это не вступает в противоречие с правилами. В них нет предписания, что по полосе необходимо двигаться по одному (касается также и движения двух машин). К вопросу о том, может ли мотоцикл ехать между рядами, делаем вывод, что байкеру не позволено передвигаться в междурядье не в каждом случае. Это актуально только для вариантов езды по самой линии разметки. Если дорога без разметки, то двухколесное средство передвижения вправе сформировать новый ряд, учитывая габариты ТС. Также не запрещено ему двигаться вместе с авто между линиями разметки в границах одной полосы. Схему движения смотрите на рисунке.
Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2022 – новый законопроект
В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.
Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Максимально допустимая скорость
Этот пункт говорит о том что если нет ни полосок, ни знаков, водителям предполагается самим отделить правую часть проезжей части и посечь её на полосы.
На рисунке мы видим, как водители самостоятельно определили по 1 полосе в каждом направлении т.к. положение машин на проезжей части не позволяет создать ещё одну полосу. Обращаю внимание: определение полос без разметки — исключительно умственное упражнение и закрепления не имеет — через секунду может быть иначе.
МВД, Минтрансу и правительству Москвы проработать возможность разрешения мотоциклистам двигаться между рядами. В ГИБДД сочли это нецелесообразным, поскольку байкеров не штрафуют за нахождение в одной полосе с другим транспортом.
Согласно документу, за нахождение в одном ряду с другим транспортом владельцы мопедов и мотоциклов будут платить 3 тыс. руб. Если движение будет носить признаки опасного вождения и лавирования между рядами, сумма штрафа вырастает до 15 тыс. руб. Кроме того, мотоциклиста могут лишить прав на срок от двух до шести месяцев.
Многие ездоки соблюдают нормы и правила, от которых напрямую зависит их безопасность на дороге. Они надевают шлем и одежду, которая защищает от травм в непредвиденной ситуации, придерживаются требований относительно движения мотоциклов по полосам. Но при этом не думают о том, что очень важно уважение к другим участникам движения, а также предсказуемость.
Правила и определения для решения вопроса возможности движения между рядов.
Процитируем пункты ПДД для решения данного вопроса и акцентируем внимание на выделенных фрагментах.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд
.
Ширина полосы движения не может быть меньше ширины автомобиля.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. …
Если на проезжей части имеется разметка, определяющая границы полос движения и (или) знаки 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, то количество полос определено
. Причем, одинарная сплошная осевая линия 1.1 определяет по одной полосе движения в каждом направлении, двойная сплошная 1.3 — две и более. Этот пункт не определяет ширину полос.
Езда в междурядье разрешена во многих странах Евросоюза, а в некоторых её даже сдают на экзаменах на водительские права категории А. Однако, во французских ПДД езда между рядами никогда не была однозначно допустимой, просто тамошние дорожные полицейские не обращали на езду в междурядье внимания, а водители автомобилей мирились с ней.
Чуть более 5 лет назад французские бюрократы из Межведомственного комитета по безопасности дорожного движения (CISR) решили воспользоваться опытом зарубежных коллег, изучить езду в междурядье и определить правила безопасного передвижения между полосами, чтобы внести их в ПДД и легализовать таким образом междурядье окончательно.
Действовали они на основании опыта Бельгии, соседней страны с очень похожими ПДД: там междурядье легально с 2012 года. Бельгийский опыт показал, что езда между рядами ненамного опаснее езды в полосе, и легализация не повысила аварийную статистику. Более того, Бельгия поощряет езду в междурядье, поскольку она разгружает полосы, позволяя не только мотоциклистам, но и автомобилистам добираться быстрее.
Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2021 – новый законопроект
В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.
Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.
Видео по теме:
Казалось бы, что может быть особенного в вождении мотоцикла? Сел – и поехал. Это же вам не грузовой автомобиль – никаких неудобств и ограничений в выборе маршрута. Да и скорость щекочет нервы. На самом деле, все не так просто, как кажется.
Действующие Правила дорожного движения не выделяют мотоциклистов в какую-то особую категорию участников дорожного движения. Более того, они говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Однако ряд пунктов Правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов.
Во-первых, пункт 1.2 ПДД выделяет мотоциклы в отдельную категории транспортных средств, причем к категории мотоциклов относятся не только двухколесные «железные кони» (с боковым прицепом или без такового), но также трех- и четырехколесные механические транспортные средства весом в полностью снаряженном состоянии до 400 килограммов, мопеды и скутеры, рабочий объем двигателя которых больше 50 кубических сантиметров, и любое другое транспортное средство с таким же объемом мотора, способное развивать скорость до 50 км/ч. Все остальные транспортные средства, имеющие меньший объем двигателя и развивающие скорость менее 50 км/ч, относятся к категории мопедов.
Раз уж мы заговорили о категориях транспортных средств, давайте разберемся, какие из них, имеющиеся в водительском удостоверении, позволяют управлять мотоциклами и мопедами.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, для мотоциклов и мопедов установлены следующие категории и подкатегории:
При этом в силу части 7 этой же статьи российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Итак, вернемся к Правилам дорожного движения и некоторым их особенностям, касающимся мотоциклистов и скутеристов.
Согласно пункту 2.1.2 Правил мотоциклист и его пассажир (пассажиры) в обязательном порядке должны при движении мотоцикла надевать специальный шлем. Причем этот шлем должен быть обязательно в застегнутом состоянии. Использование велосипедных, строительных или каких-либо других не приспособленных для езды на мотоцикле шлемов не допускается.
В соответствии с пунктом 10.3 ПДД, скорость при движении на мотоцикле по автомагистрали не должна превышать 110 км/ч, а на остальных загородных дорогах – 90 км/ч.
В силу пункта 19.5 Правил мотоциклы и мопеды, как и другие транспортные средства, должны передвигаться с включенным ближним светом фар даже днем и вне зависимости от того, едут они по городу или по загородной дороге. Не предусматриваются исключения и для старых машин с генераторами малой мощности с электрическим оборудованием в 6 вольт. Даже такие крупные представители мотоциклов как трех- и четырех колесные, которые достаточно хорошо видны на дорогах, тоже не являются исключением.
На основании пункта 20.4 ПДД запрещена буксировка при помощи двухколесных мотоциклов, не имеющих бокового прицепа. Также запрещено буксировать такие машины. По смыслу этого пункта Правил буксировка всеми остальными транспортными средствами, подпадающими под категорию мотоциклов и имеющими более двух колес, а также буксировка таких транспортных средств, не запрещены.
Как следует из пункта 22.2(1) Правил, перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение двух и более лет. Перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.
Пунктом 22.8 ПДД установлены ограничения на перевозку пассажиров, в том числе и на мотоциклах. Так, нельзя перевозить пассажиров на мототехнике, конструкция которой не предусматривает дополнительного места для сидения. Нельзя этого делать в кузове мотороллера, предназначенном для перевозки грузов или на топливном баке. Детей, возраст которых не достиг 12-ти лет, можно перевозить только в коляске мотоцикла, но ни в коем случае не на заднем сидении.
В соответствии с пунктом 12.2 Правил, мотоциклисты имеют право парковаться в два ряда, чего нельзя делать автомобилистам, но при этом не нарушая знаки 7.6.1-7.6.9 Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие на способ постановки транспортного средства на стоянку.
Полиция следит не только за такими доработками, которые напрямую несут риски возникновения на дороге аварийной ситуации. Она строго контролирует внешний вид ТС, наказывая за самовольную установку нештатной светотехники и аналогичные изменения в конструкции, не согласованные с ГИБДД.
Многие мотоциклисты этим грешат, выполняя тюнинг фар. Они монтируют на двухколесного друга иллюминацию в твердой уверенности, что благодаря этому будут заметнее на дороге. Другие ездоки круглые сутки держат включенным дальний свет. И в этом случае байкеры уповают на то, что за счет этого их будут лучше замечать.
Таким тюнингом водители делают хуже другим и себе. Риск ослепить другого участника движения возрастает. Как он поведет себя на дороге и сумеет ли адекватно отреагировать, неизвестно.
Разнообразные мигающие устройства на мотоцикле банально раздражают водителей. Само по себе нервозное состояние шофера уже повышает риски возникновения аварийной ситуации. Поэтому главным правилом мотоциклиста должно стать уважение к остальным водителям.
Московские мотоциклисты ответили на инициативу запрета междурядья
А вот на автострадах для мотоциклов дали послабление. Скоростной порог для них увеличен и сравнялся с автомобильным. Если раньше мотоциклистам запрещалось разгоняться свыше 90 км/ч, то сейчас можно лететь и 110 км/ч. Автострады помечаются специальными знаками с изображением дороги с двумя путепроводами на зеленом фоне. Что же касается обычных междугородних магистралей, то на них ограничение скорости прежнее — 90 км/ч для всех видов транспорта.
Сезонность поездок
Первое, что стоит понимать, что ездить на мотоцикле получится только в летний сезон. И желательно в сухую погоду, так как все остальное время это делать просто небезопасно, особенно для начинающих водителей. Во время холодов замерзает резина на колесах, окоченевают руки, и при этом рычаги сцепления и переднего тормоза находятся на руле. Так что, если автомобиль, можно сказать, — это круглогодичный транспорт, то сезон для мотоцикла – это только лето.
Хранение мотоцикла
Зимой, соответственно, мотоцикл нужно где-то хранить. Хорошо, если есть собственный гараж. Если нет, можно воспользоваться одним из доступных вариантов, — арендовать гараж совместно с другими байкерами, либо сдать двухколесного друга на консервацию в специализированные компании. В последнем случае это позволит дополнительно обработать мотоцикл и подготовить его к длительному хранению на весь период холодов.
Шлем и экипировка
Мотоциклист обязан передвигаться только в шлеме, — это написано в правилах дорожного движения. Все остальное – не обязательно, но также рекомендуется использовать специальные куртку, штаны, ботинки и защитные перчатки. Это позволит уберечься в случае попадания в ДТП или неудачного падения, — все-таки не одни на дороге ездим.
Вся защитная экипировка очень желательна, так как в отличие от машины, мотоцикл не защищает своего водителя, и любая неровность или снятое дорожное покрытие может стать причиной неприятностей. И хоть об этом несколько неприятно думать, о своей безопасности лучше позаботиться заранее.
Для управления мотоциклом нужно в обязательном порядке сдавать экзамен в ГИБДД и получать водительское удостоверение.
Для двухколесного транспорта существует три категории прав – М, А1 и А, давайте разберемся с ними немного подробнее.
- М – мопеды
- А1 – «легкие» мотоциклы
- А — мотоциклы
Результаты исследования
Результаты исследования оказались парадоксальными.
Спустя пять лет результаты эксперимента были оценены Центром исследования и экспертизы рисков, природопользования, транспорта и планирования (CEREMA) и представлены Мари Готье-Меллерэ, межминистерскому делегату по дорожной безопасности Франции. Согласно отчёту CEREMA, эксперимент привёл к заметным улучшениям в обучении и поведении водителей автомобилей и мотоциклов, но, как сказала Готье-Меллерэ Федерации европейских мотоассоциаций:
Результат не соответствует нашим ожиданиям, поскольку процент ДТП на изучаемых территориях по сравнению с контрольной территорией существенно вырос в одной зоне и немного увеличился на остальных.
Конкретно число аварий с участием мотоциклов увеличилось на 12% на тех дорогах, где проводился эксперимент, и снизился на 10% на остальных дорогах этих 11 департаментов. Французские власти ожидали, что результаты эксперимента станут основанием для легализации практики езды в междурядье по всей стране, а вместо этого они были вынуждены закончить период псевдолегальности такой езды. Штраф в 135 евро и три пункта в водительское удостоверение (12 пунктов приводят к временному лишению права управления ТС) снова действуют повсеместно.
Это плохая новость для FFMC, но протесты, организованные Федерацией, были не по этому поводу. Они протестовали против формы эксперимента и интерпретации его результатов, поскольку увеличение количества аварий за 5 лет изучения не учитывало того факта, что за это время и интенсивность дорожного движения увеличилась.
Примечательно, что практически всё увеличение аварийности было зарегистрировано в одном департаменте, Жиронде, в который входит город Бордо. Власти Жиронды признали, что в этом департаменте за время исследования существенно возросло население, а следовательно — и число заторов на дороге, что неизбежно привело и к более частой езде в междурядье. Возможно, стоило учесть эту информацию и, к примеру, выяснить, как возросло количество аварий с участием только автомобилей на тех же дорогах. Этого сделано не было.
Какой штраф ждет нарушителя
Если ДТП не случилось, мотоциклисту, маневрирующему в автомобильном потоке, может грозить наказание в связи с нарушением требований к расположению ТС на проезжей части (п.9.4) или за отсутствие оповещения световыми сигналами других водителей о предполагаемом маневре (п. 8.4). В первом случае сумма штрафа составит 1000-1500 рублей, во втором – 500 рублей.
При наступлении аварийной ситуации инспектор ГИБДД будет учитывать все обстоятельства для определения виновного. За притирку к боку авто придется отвечать водителю двухколесного средства передвижения, а вот в столкновении с открытой дверью или в аварии при перестроении впереди идущего автомобиля без использования световых сигналов мотоциклист не виноват. Инициатором и виновником таких ДТП будет считаться водитель автомобиля.
Со скольки лет можно управлять
Ранее существовала только одна категория транспортных средств данного типа – А. Сегодня же категория была разделена на две подкатегории:
А1 – это категория легких мотоциклов, которые имеют относительно небольшой вес и мощность двигателя менее 150 куб.см. При этом не разгоняются более 60 км/ч. Со всеми таковыми моментами нужно будет ознакомиться заранее.
Управление подобной техникой доступно для всех, чем возраст составляет более 16 лет – при наличии водительского удостоверения.
В то же время управление транспортом категории А – тяжелые мотоциклы – возможно лишь после достижения 18 лет.
Так же стоит помнить о том, что использование возможно лишь при наличии соответствующей категории водительских прав. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.
Нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами подобных ситуаций. Это позволит избежать стандартных проблем – которые порой возникают на дороге.
В то же время какие-либо ограничения по максимальному возрасту попросту не возникают. После законного получения водительского удостоверения управлять ТС можно будет столько, сколько это требуется.
Максимально допустимая скорость
Максимально допустимая скорость для средств передвижения данного вида – стандартная, она определяется знаками и разметкой. Существует достаточно много нюансов, тонкостей – связанных с соблюдением скоростного режима.
Многие ТС категории А могут разгоняться до внушительных скоростей – вплоть до в 2 и 3 раза превышающих максимально допустимую на территории РФ.
Руководствоваться следует стандартными знаками – предписывающими, ограничивающими и другими. Со всеми ними важно ознакомиться и соблюдать соответствующие предписания. Так как таковое – в первую очередь в интересах самих водителей.
Так как в случае ДТП, особенно на скорости более 60 км/ч, вероятность выжить крайне мала. Обгон мотоцикла другим мотоциклом необходимо выполнять стандартным образом.
Убедиться в отсутствии знаков, разметки запрещающих обгон, а также движущихся по встречной полосе движения ТС.
Отдельно нужно остановиться на том, что при отсутствии бокового прицепа возможно движения одновременно двух рядом водителей. Причем это допускается непосредственно правилами дорожного движения.
Допустимая скорость движения:
В пределах населенных пунктов | двигаться необходимо со скоростью не более 60 км/ч |
за пределами населенного пункта | не более 80 или же иного ограничения |
В зоне пешеходной, внутри дворов | не больше 20 км/ч |
Требования таковые являются вполне стандартными. Они позволяют соблюдать безопасность на проезжей части, а также в других зонах. Важно внимательно следить за дорогой.
Особенно при движении на большой скорости. При сдаче экзамена на права необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями передвижения по трассе.