Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать неустойку по 44-ФЗ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Почему необходимо вести претензионную работу?
Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.
А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.
Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.
В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
Работа с калькулятором
Следует отметить, что расчеты штрафных санкций на основе ставки Центробанка осуществляются по правилу применения именно того размера ставки, который был действующим в конкретный период. Поэтому штрафные санкции рассчитываются поэтапно.
Предположим, что формирование задолженности началось 1.01.2022 года. На этот период ставка рефинансирования была установлена на значении 7,5%. Начиная с 1.02 того же года ставка рефинансирования была понижена до 7, 25, а с 1.03.2022 года снова повышена до 7,5%. Расчет в подобном случае должен осуществляться в 3 этапа, по каждой из вариантов ставок. Именно по этому принципу работает калькулятор. После подсчета по каждому из этапов он суммирует полученные суммы, получая в итоге общую сумму пени или неустойки.
От чего зависит размер неустойки?
Если ваш контрагент не исполняет обязательства по договору, прежде всего, нужно обратиться к тексту соглашения — в частности, к тем положениям, которые регламентируют ответственность сторон и определяют нюансы взыскания неустойки. Именно договор способен помочь нам определиться с тем, как посчитать неустойку. Как правило, в договоре или прописывается величина пени или же содержится указание, что штрафные санкции рассчитываются в соответствии с законодательством.
Первый вариант означает, что стороны самостоятельно договорились о размере неустойки, и считать ее нужно именно на основании той процентной ставки, которая указана в контракте. В этом случае размер неустойки будет зависеть от следующих параметров:
- суммы обязательств по договору (или ее части, если обязательства выполнены не в полном объеме);
- установленной соглашением процентной ставки;
- периода, за который начисляются штрафные санкции.
Неустойка, подлежащая уплате государственным (муниципальным) заказчиком. Согласно положениям п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) (п. 5 ст. 161, п. 2 ст. 72 БК РФ). Нарушение этих требований является основанием для признания судом контрактов недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Как было сказано ранее, при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). В этом случае уплата неустойки (штрафа, пени) должна производиться за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ ).
Поставщик отказывается подписывать акт сверки, необходимый для списания неустойки в качестве документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней). Значит ли это, что теперь мы обязаны взыскать с него неустойку?
Действительно, из п. 7 Правил № 783 следует недопустимость списания неустойки, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил ее наличие. В ряде случаев на это указывают и суды.
Пример
Ответчик не подтвердил начисленную и удержанную сумму неустойки, а напротив, и в суде первой инстанции, и в суде апелляционной инстанции возражал относительно правомерности начисления неустойки, что в силу положений п. 7 Правил № 783 исключает основания для ее списания.
Постановление ФАС Поволжского округа от 29.08.2022 по делу № А55-24920/2021.
В то же время Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что списание неустойки — это обязанность, а не право заказчика, и отсутствие акта сверки задолженности по уплате неустойки не может являться основанием для неисполнения данной обязанности.
Извлечение
Списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
п. 40 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017 г.
Чаще всего в судебной практике встречается именно этот подход.
Пример применения в 2022 году
Поскольку обязательства выполнены подрядчиком в предусмотренном контрактами объеме, заказчик принял работы без замечаний, неустойка за нарушение контрактов в 2021 году составляет менее 5% их цены, списание указанной неустойки является обязанностью заказчика (определение Верховного Суда РФ от 19.04.2022 № 302-ЭС21-25561).Довод заказчика о невозможности списания им начисленной неустойки ввиду того, что подрядчик не признал наличие задолженности по ее уплате, отклоняется, поскольку наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов.
Постановление Двадцатого ААС от 26.09.2022 по делу № А68-1573/2022 (суд сослался также на определения Верховного Суда РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652, от 14.09.2017 № 307-ЭС17-9159, от 22.12.2017 № 302-ЭМ17-13455, от 18.07.2019 № 305-ЭС19-5287). См. также постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2022 по делу № А51-20223/2021, ФАС Московского округа от 14.06.2022 по делу № А41-47443/2021, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.09.2022 по делу № А53-2936/2022, ФАС Уральского округа от 02.08.2022 по делу № А76-50427/2020, ФАС Центрального округа от 18.03.2020 по делу № А83-16397/2018.
Суды сходятся в том, что п. 7 Правил № 783 направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами по указанному поводу, поэтому в случае необходимости полного списания неустойки данная норма не может служить поводом для отказа в таком списании (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2022 по делу № А81-7238/2021).
Рекомендуем заказчикам руководствоваться практикой, складывающейся в том судебном округе, где они работают. В то же время более безопасным представляется прочитывать п. 7 Правил № 783 буквально (т. е. считать, что в случае отказа поставщика от сверки размера начисленной неустойки оснований для ее списания не возникает). В этом случае никакой контрольный орган не упрекнет заказчика в списании неустойки в отсутствие надлежащих правовых оснований, а поставщик всегда сможет защитить свои интересы в суде.
В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.
- Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
- Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.
В проект заказчики включают:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.
Как рассчитать заказчику?
При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:
- Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
- Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.
В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:
1/300 Ст * Ц * Д, где:
Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;
Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
Д – количество дней просрочки.
Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2019 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.
По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:
- по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:
(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;
- по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:
(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;
- в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:
(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;
Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:
1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.
В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.
Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):
Цена контракта (руб.) |
Штрафы в % отношении к цене контракта |
Менее 3 млн. | 10 |
3-50 млн. | 5 |
50-100 млн. | 1 |
100-500 млн. | 0,5 |
500 млн.-1 млрд. | 0,4 |
1-2 млрд. | 0,3 |
2-5 млрд. | 0,25 |
5-10 млрд. | 0,2 |
Более 10 млрд. | 0,1 |
Как начислить и получить пени
Контракт — это основной документ, на который ссылаются организации при расчете размера неустойки в рамках контрактной системы в сфере закупок и подготовке требования об уплате штрафов и пеней, который предъявляют поставщику.
Общий порядок начисления неустойки по 44-ФЗ для заказчиков:
Шаг 1. Калькуляция суммы, которая подлежит выплате. Пени начисляют за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ от цены договора. В сумму обязательств не входят те, что исполнены.
Пример формулы:
П = (цена договора – стоимость выполненных обязательств) × кол-во дней просрочки × 1/300 × ставка Цб/100.
Возникновение обязательства по уплате неустойки
Государственные (муниципальные) учреждения заключают контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Гражданского кодекса и нормативными правовыми актами, регулирующими закупки.
Казенные и бюджетные учреждения осуществляют закупочную деятельность согласно Федеральному закону № 44-ФЗ.
Автономные учреждения руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ. При этом они обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком заключения и исполнения гражданско-правовых договоров и иными положениями, связанными с обеспечением закупки, установленным положением о закупке, утвержденным учреждением (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).
При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, оно вправе также осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанного закона и правового акта, закупки (п. 2 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ):
– за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, и международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
– в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
– за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности.
При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на них при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.
В заключаемых учреждениями контрактах (гражданско-правовых договорах) должно содержаться обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – исполнитель) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, одним из способов его обеспечения является предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
Обратите внимание, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства исполнителем должен быть оформлен в письменном виде (ст. 331 ГК РФ). Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов) (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).
При принятии решения о взыскании с исполнителя неустойки в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения учреждения должны разместить эти сведения в Реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». При этом необходимо указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования (Письмо Федерального казначейства от 14.01.2013 № 42-7.4-05/12.5-19).
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
Пеня за просрочку уплаты взносов на капремонт
Согласно жилищному законодательству, начисление пени предусмотрено не только в случае нарушения сроков оплаты коммунальных услуг, но также и за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствие со п. 1 ст. 155 ЖК РФ, срок оплаты взносов на капремонт установлен до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 14.1 ст. 155 ЖК, при неоплате взносов на капремонт пеня начисляется должнику в следующем порядке:
- Пеня начисляется с 31-го календарного дня, следующего за последним сроком оплаты.
- Начисление пени прекращается в день полного погашения долга. При неполной оплате взносов на капремонт пеня начисляется на остаток задолженности.
- День оплаты долга по взносам на капремонт включается в период начисления пени.
Для начала определим три важных параметра, которые следует учитывать, чтобы высчитать штрафные суммы:
- Общая стоимость товара или услуги.
- Время просрочки.Однако в этом пункте есть небольшой нюанс. Просрочка наступает на следующий день после оговоренной даты, когда должны были быть исполнены обязательства. Например, товар куплен 1 числа. Его вернули только 10-го. Следовательно, неустойка рассчитывается со 2 числа месяца по 10-тый.
- Процентная ставка.Она зависит от конкретной ситуации и типа отношений: несвоевременное предоставление заранее оплаченного заказа (в том числе предзаказ) – 0,5% за каждый день, несоблюдение сроков при поставке товара или услуги ненадлежащего качества — 1% за каждый день.
Из самых распространенных ситуаций можно отметить: устранение дефектов купленного товара, расход личных средств покупателя на устранение дефекта, предъявление требований на уменьшение цены за некачественный товар, просрочка доставки товара или услуги – 3% за каждый день (согласно 28 статье о Защите прав потребителей).
Рассмотрим типовой пример, который позволит наглядно рассчитать неустойку.
Гражданин заказал товара на 50 тыс. рублей. Он не был доставлен в срок, и только спустя 7 дней его получил покупатель. Стороны договорили, что в случае нарушений они вправе потребовать начисление пенни в размере 1% от стоимости.