Права учителя в школе: изучаем законы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителя в школе: изучаем законы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году, указом президента назначенном годом учителя и наставника, как никогда велика роль старших коллег, сопровождающих молодых специалистов. Их действия, цель которых — создать молодому педагогу оптимальные условия для профессионального развития и пробуждения творческого подхода, можно описать в форме дорожной карты.

Имеет ли право учитель кричать на учеников согласно законодательству?

На данный момент нет конкретных требований к профессиональному поведению преподавателей.

Но многие родители сталкиваются с тем, что учитель постоянно повышает голос, подшучивает, высмеивает внешность или поведение ученика и ведёт себя непедагогично.

Бороться с этим трудно, так как педагоги в большинстве прецедентов защищают именно преподавателя, а не детей. Но преподаватели не имеют права кричать, высмеивать или иначе оскорблять ученика согласно законодательству.

В статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Все формы оскорбления, включая крик и ругательства, а также другие наказания со стороны педагога незаконны и преподаватели об этом прекрасно осведомлены.

Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», учитель не имеет права нарушать этические нормы, а также обязан уважать честь и достоинство учеников вне зависимости от личного отношения. Учитель не должен:

  • унижать;
  • бить;
  • проявлять вербальную агрессию;
  • наказывать ребёнка (наказание допустимо только в случае дисциплинарного нарушения и судьба несовершеннолетнего решается на совете с его представителями и представителями учебного заведения);
  • иным способом нарушать принципы профессиональной этики учителя.

Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.

Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:

  • Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
  • Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
  • Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
  • Отбирать телефон или другие личные предметы.

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей. Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

Различия старой и новой системы

Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.

В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:

  • чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
  • в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
  • уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные образовательные учреждения. Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Читайте также:  Образец приказа о применении дисциплинарного взыскания

Дети приходят в школу, чтобы получать знания, но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс — начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.
Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителя Описание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученика Если учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физически Категорически запрещено учителю ученика:
  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказания Итак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имущество Даже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Правомерность действий учителя

    4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

    (Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

    (Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

    4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

    4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

    (Трудовой кодекс РФ, ст. 22) .

    4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

    4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

    4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

    4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

    Читайте также:  Минтруд назвал размер маткапитала на 2023 год

    (Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

    4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

    4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

    4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

    4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

    (Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

    4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

    4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

    (Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

    4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

    (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

    — от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

    (Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

    — от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

    4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

    Будет взят курс на единообразие

    С 1 сентября 2023 года в школах будут введены Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП). Они придут на замену ПООП — примерным основных образовательным программам.

    Цель ФООП — ввести единый стандарт и унифицировать образование по всей стране. Обязательными для всех станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру для начальной школы. В старших классах единые программы будут введены по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Кроме того, обязательной станет федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

    Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

    Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

    Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

    Противозаконное действие учителя Описание
    Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученика Если учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
    • кричать на учеников;
    • оскорблять их;
    • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д. Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.
    Учитель не может воздействовать на ученика физически Категорически запрещено учителю ученика:
    • бить;
    • толкать;
    • швырять;
    • щипать;
    • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда. Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.
    Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказания Итак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
    • ставить в угол;
    • выгонять из класса;
    • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
    • не пускать в класс без школьной формы;
    • не отпускать выйти в туалет;
    • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д. Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.
    Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имущество Даже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
    • еда;
    • телефон;
    • игрушки;
    • иные гаджеты и предметы. Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

    Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.

    «Единые образовательные стандарты – такая вещь, которая должна продуктивно сказаться на качестве образования. Когда требования во всех организациях будут едиными, то и детям будет проще адаптироваться в новых коллективах», – комментирует Андрей Порсин, директор барнаульской школы №63.

    По его мнению, все школы должны в равной степени давать примерно одно и то же, независимо от того, где ребенок находится.

    Заместитель директора лицея №112 Ирина Крицкая отметила, что различия в программе раньше были очень заметны и создавали определенные трудности.

    «Часто так случалось, что детки, приходя из другой школы к нам, попадали в совершенно новые условия. В учебниках информация разнится, поэтому какая-то тема уже могла быть изучена ребенком, а какая-то еще нет», – пояснила она.

    По словам директоров, новая программа сложнее не станет и беспокоиться не о чем. Школьникам больше не придется обращаться за помощью репетиторов, что в значительной мере сэкономит силы детей и средства родителей.

    Читайте также:  Как сдать отчет 4-ФСС за 2022 год

    Что запрещается ученику в школе?

    Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

    1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
    2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
    3. Запрещается на территории школы играть в карты.
    4. Нельзя курить и распивать спиртное.
    5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
    6. Запрещается грубить и хамить старшим.
    7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
    8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
    9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

    ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2023-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.

    Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:

    • Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
    • Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
    • Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
    • Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
    • Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
    • Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
    • Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
    • Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
    • Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
    • Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2023-2024 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.

    Детские сады ждёт перезагрузка

    По планам Минпросвещения образовательные программы должны быть унифицированы на всех уровнях, в том числе на дошкольном, чтобы с пелёнок воспитывать гражданина правильно. Рабочая группа ведомства разработала новую программу для дошкольников менее чем за месяц, 3 ноября она была представлена для публичного обсуждения. В педагогическом сообществе проект тоже вызвал немало претензий.

    – С 2013 года для детских садов действовала 21 программа дошкольного образования, – поясняет педагог дошкольного образования Анна Кудрявцева. – Дошкольное учреждение могло выбрать одну или несколько готовых программ для разных групп в зависимости от потребностей детей или написать на основе модели свои. Теперь все наработки видных специалистов по дошкольному образованию могут кануть в Лету. В качестве предлагаемой единой для всех программы мы получили сырой документ с многочисленными орфографическими и стилистическими ошибками. Такие вещи разрабатываются годами, а не за месяц, к тому же к компетентности самих разработчиков возникают вопросы. Главное – новая программа отменяет индивидуальный подход к ребёнку.

    Могут ли мобилизовать учителя?

    Ответ на этот вопрос положительный. Преподавателя любого уровня могут призвать в рамках частичной мобилизации, если у него имеется боевой опыт, а также он соответствует одной из категорий военнообязанных, которые приведены в таблице ниже.

    Категория военнообязанных Максимальный возраст
    Рядовой, матрос, сержант, старшина 35
    Младший офицер 50
    Майор, капитан третьего ранга 55
    Полковник, капитан первого ранга 60
    Высший офицер 65

    Весь текст за 2 минуты

    • На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
    • Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
    • Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
    • Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.

    «Разговоры о важном» и поднятие флага

    С сентября во всех школах по понедельникам дети поднимают флаг и поют гимн, первым уроком в расписании стоят «разговоры о важном». Дмитрий Казаков рассказывает, что по этому поводу в учительском сообществе было много страхов:

    — Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать. Но ничего такого не случилось. На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля. На образовательный процесс это никак не повлияло.

    Учителя начальной школы, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», оценивают «разговоры о важном» по-разному. Некоторым нравится, что для этих занятий спускают «доступные материалы» и ничего не нужно изобретать.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *