Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О выездной налоговой проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Откуда инспекторы берут информацию для проверки
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Что нужно запомнить о налоговых проверках
Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.
- Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
- Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
- Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
- Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
- Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
- Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
- Сохраняйте спокойствие.
Низкий уровень рентабельности
Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%
Рентабельность активов рассчитывается так:
Прибыль / Активы * 100%
Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:
600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%
По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.
Порядок проведения аудита налоговой отчетности
Перед началом проведения аудита специалисты «Кроу Аудэкс» знакомятся с особенностями структуры проверяемого субъекта и видами его деятельности. Определяется состав команды аудиторов, методы и объем проверки. Согласуется стоимость услуг. Далее стороны подписывают договор и соглашение о конфиденциальности. Это гарантирует неразглашение аудиторами коммерческой и иной информации клиента третьим лицам.
Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.
В процессе работы аудиторы проверяют:
- устав, договоры и первичные учетные документы;
- налоговую политику;
- правовую оценку организационной структуры предприятия;
- порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
- правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.
Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:
- сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
- перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
- оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
- возможные риски и их суммовое выражение;
- выявленные финансовые резервы;
- рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.
Как представляются документы при камеральной проверки?
На подготовку пояснительных данных налогоплательщику предоставляется 5 рабочих дней(требование предъявляется в письменной или устной форме).В случае обнаружения явной арифметической ошибки инспектор имеет право предложить внести изменения в отчетность. Особенности представления документов в ИФНС:
- Пояснения оформляются в произвольной письменной форме.
- Документы представляются в копиях.
- Формы должны быть сгруппированы, сшиты и заверены по правилам делопроизводства. Допускается заверение руководителем пачки сшитых документов.
- При сшивке обеспечивается целостность документов и реквизитов.
- Бумаги в пачке нумеруются в сквозной постраничной форме.
- Перечень документов должен быть указан в сопроводительном письме.
Оформление результата налоговой проверки
По окончании проверки акт составляется только в случае выявления нарушений у налогоплательщика (ст. 100 НК РФ). В остальных действиях процедура совпадает с оформлением результатов выездной налоговой проверки.
Этапы оформления проверки | Действия Инспекции ФНС | Действия налогоплательщика |
Составление акта |
Предоставляется 10 дней на оформление акта после окончания КНП | |
Вручение акта |
Предоставляется 5 дней на вручение акта налогоплательщику. Документ должен содержать подписи должностных лиц и приложения, подтверждающие нарушения |
|
Получение акта |
Получение на руки акта с одновременной подписью 2-х экземпляров, первый из которых остается в ИФНС |
|
Отказ от получения акта |
В акт вносится соответствующая запись |
|
Несогласие с результатом проверки | Срок подачи в ИФНС возражений в письменной форме – 15 дней после получения акта | |
Жалоба | Срок для апелляции в вышестоящий налоговый орган – 10 дней. Подача осуществляется через проверяющее отделение ИФНС | |
Судебное разбирательство |
Подача иска в Арбитражный суд производится после безрезультатности досудебных мероприятий |
По результатам материалов проверки и при обнаружении нарушений инспектор выписывает требование о доначислении налога. Дополнительно составляется протокол административного правонарушения. Штраф по КоАП налагается на должностных лиц организации, допустивших отсутствие документов, занижение налога.
В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка – это определенный комплекс действий, включающий в себя следующие этапы:
- Проверка первичной документации налогоплательщика (учетной, бухгалтерской и пр.), регистров бухучета, бухгалтерской и налоговой отчетности, хозяйственных контрактов, актов выполненных работ, внутренних документов и пр.
- Осмотр и обследование объектов, которые налогоплательщик использует для получения прибыли, и помещений, в которых эти объекты хранятся (склады, торговые и производственные площади и пр.).
- Инвентаризация имущества, которым владеет налогоплательщик.
- Иные действия налоговых органов и их должностных лиц, которые выполняются там, где налогоплательщик пребывает, осуществляет свою деятельность, располагает объекты налогообложения, а также и в других местах вне самого налогового органа (статья 89 Налогового кодекса РФ).
Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или ИП. При этом по инициативе налогового органа к контролирующему мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.
Выездные налоговые проверки проводятся с теми же целями, что и камеральные:
- Контроль над вычислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.
- Контроль над соблюдением законов о налогах и сборах, взыскание недоимок и пеней.
- Привлечение должностных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, профилактика таких нарушений.
Особенностью выездной налоговой проверки также является тот факт, что этих целей удается достичь специфическими методами. К примеру, только в ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов и объектов извлечения прибыли.
В ходе выездной налоговой проверки можно инспектировать деятельность организации только за три календарных года, предшествующих мероприятию (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Эта норма введена для того, чтобы установить срок давности и период прошлой деятельности налогоплательщика, которые доступны для проверки. При этом она не запрещает выполнять проверки в течение периодов, соответствующих текущему календарному году.
Налоговая инспекция не имеет права дважды проверять одни и те же налоги в течение одного и того же года. Однако ч.2 п.10 ст.89 НК РФ приводит два исключения из этого правила:
1) Если повторная проверка проводится:
- Вышестоящей инспекцией, которая желает проконтролировать работу налогового ведомства, осуществлявшего первую проверку. Если в ходе вторичной налоговой проверки будут выявлены правонарушения, не замеченные ранее, то налогоплательщик не будет привлекаться за них к ответственности за исключением случаев, когда нарушения не были выявлены из-за сговора между налогоплательщиком и проверяющим органом.
- Налоговым органом, который проводил первую проверку, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, сумма налогов в которой оказалась меньше заявленной ранее. В этом случае проверка может затрагивать только тот период, за который предоставлена уточненная декларация.
2) Если повторная проверка назначена по причине реорганизации или закрытия компании-налогоплательщика (п.11 ст.89 НК РФ).
Если ни одного из вышеперечисленных оснований нет, то налоговая инспекция не может провести повторную проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.
Выездная налоговая проверка может длиться не больше двух месяцев. Исключительные обстоятельства позволяют увеличить ее продолжительность на срок от четырех месяцев до полугода.
Каковы особенности выездной налоговой проверки по налогу на прибыль
Главным документом, который используется камеральным инспектором, является декларация. Если во время проверки обнаруживаются ошибки или несоответствие показателей, то субъект проверки должен будет объяснить и документально подтвердить показатели декларации (п.3 ст.88 НК РФ).
Помимо сведений, предоставленных субъектами, инспектор может пользоваться:
- Документами, полученными в ходе предыдущих проверок.
- Информацией, полученной от фондов, правоохранительных органов и иных учреждений.
- Данными ранее проведенной камеральной проверки.
- Свидетельствами третьих лиц.
Чтобы получить как можно более полные сведения, инспектор может запросить документы из других учреждений в порядке обмена информацией.
Во время проверки налоговики применяют автоматизированную систему анализа расхождений в сведениях. Для этого разработаны специальные формулы и ПО, находящееся в служебном использовании. Автоматическая проверка подразумевает:
- Сравнение сведений в декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности.
- Сопоставление темпов роста доходов и расходов в течение разных периодов.
- Оценку достоверности сведений в декларации и их контрольных соотношений.
- Проверку соответствия показателей требованиям налогового законодательства, например, ст.40 НК РФ.
- Определение налоговой нагрузки.
Некоторые показатели по определенным типам отчетности могут не противоречить закону, но не соответствовать данным, ожидаемым налоговой службой. Субъект проверки должен будет подтвердить показатели и объяснить причины расхождения.
Возможные расхождения, выявленные при проверке | Причины, прописываемые в пояснениях |
Расхождение темпов роста доходов и расходов | Возникновение ситуации, требующей дополнительных материальных затрат |
Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в налоговом учете) |
Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы признания видов доходов. Суммы могут расходиться на производствах с длинными циклами, при операциях с ценными бумагами, безвозмездном получении собственности |
Несовпадение контрольных показателей | Зависит от конкретного показателя. Например, зачастую возникает несовпадение выручки от реализации в декларациях по прибыли и НДС, вызванные несовпадением определяемой базы |
Низкая налоговая нагрузка | Внутренние причины, связанные с деятельностью компании |
Пояснения, которые даются во время камеральной проверки, должны быть подробными и документально подкрепленными.
Допустим, возникла ситуация, при которой в полученных данных возникли расхождения показателей. ООО «ААА» вовремя предоставило сведения по итогам первого квартала 2015 года. Выручка в декларации по НДС составила 1 млн. 300 тыс. рублей, доход в декларации по прибыли – 1 млн. 130 тыс. рублей. Разница показателей – 170 тыс. руб.
Во время проверки компания пояснила, почему возникло расхождение. Разница обусловлена включением в базу начисления НДС цены безвозмездно переданной собственности, не являющейся объектом формирования базы, облагаемой налогом.
Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций
То же самое и по определению уровня существенности (допустимой ошибки) — в предлагаемых Методическими рекомендациями рабочих документах приведены только базовые показатели, а числовые значения уровня существенности определяются аудитором на основе Правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.
Нужно сказать, что Методические рекомендации помогут и бухгалтерам при организации бухгалтерского или налогового учета.
В частности, в работе может пригодиться таблица-тест «Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете». В этой таблице на 20 листах собраны воедино все основные элементы, требующие отражения в учетной политике. Описаны различия в подходе к учету объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также их влияние на налогооблагаемую прибыль. Таблицы замечательны приведенной в них коллекцией ссылок на нормы законодательства, регулирующие учет. Группировка по объектам и отдельным операциям наглядна и позволит пользоваться таблицами как справочником.
Интересны также таблицы, посвященные постоянным и временным разницам. В нескольких таблицах приведены подробные перечни разниц, которые могут возникнуть у организации. Однако характеристика этих разниц краткая и рассчитана на подготовленного пользователя. Для проверки наиболее значимых временных разниц предложены механизм проверки формирования незавершенного производства и алгоритм по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам. Приведен альтернативный вариант проверки налога на прибыль при отсутствии аналитического учета временных разниц.
Воспользоваться этими разработками, к сожалению, смогут и налоговики. Ведь теперь с выходом Методических рекомендаций у проверяющих инспекторов появился превосходный инструментарий, с помощью которого они очень просто могут доказать систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в части учета разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». А за это, как известно, ст.120 Налогового кодекса предусматривает штраф (5000 руб.).
Остальные таблицы и тесты также применимы в бухгалтерии налогоплательщика для организации самоконтроля и внутреннего аудита.
Итак, создан рабочий инструмент, пользуясь которым аудитор должен качественно выполнить свою работу, дана методика выполнения этой работы. А конкретную ситуацию аудитор должен оценить на месте самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.
А.Б.Погребс
Аудитор-консультант
Если в ходе выездной проверки налоговики приняли решение о доначислении налогов, то они обязаны отразить это в расходах по налогу на прибыль и уменьшить его
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев разбирательство между компанией и налоговым органом после выездной проверки последнего, пришла к выводу, что компания имела право скорректировать налог на прибыль после того, как налоговики увеличили НДПИ (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 30 ноября 2016 г. № 305-КГ16-10138).
Суть дела заключалась в следующем: после выездной проверки налоговая инспекция доначислила компании ряд налогов, в том числе НДПИ. Компания уплатила данный налог и отнесла сумму на расходы, соответственно уменьшив налог на прибыль. Однако налоговики посчитали такую корректировку неправомерной и доначислили налог на прибыль.
По данному основанию налогоплательщик обратился в суд. Суды первой инстанции и апелляции поддержали компанию, но в кассации два предыдущих решения были отменены, и удовлетворено требование налоговой инспекции. В обоснование, в частности, отмечалось, что налоговый орган не вправе в рамках одной проверки включать доначисленные налоги в состав прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. Решение налогового органа по результатам выездной проверки в силу ст. 137, 138, 139.1 НК РФ до момента вступления в силу не подлежит исполнению и не может создавать каких-либо правовых последствий, кроме случаев, прямо предусмотренных НК РФ. В то же время, обязанность по уплате доначисленного НДПИ у общества возникла после вступления в силу решения инспекции. Это произошло позже получения решения о доначислении данного налога в силу того, что налогоплательщиком подавалась апелляционная жалоба. Следовательно, на момент вынесения инспекцией решения (31 декабря 2014 года) у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленного НДПИ и, соответственно, отсутствовал расход в виде начисленного налога.
Вместе с тем, оспаривая решение суда в кассационной инстанции, компания обратила внимание на уже имеющуюся судебную практику по данному вопросу. В частности, ВАС РФ уже выносил решение по аналогичной ситуации, исходя из которого, доначислив налог при выездной налоговой проверке, инспекция в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ была обязана уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на соответствующую сумму (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 17152/09).
Судебная коллегия ВС РФ согласилась с доводами компании и удовлетворила ее кассационную жалобу. При этом постановление суда округа было отменено, а акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.
Основанием для принятия такого решения стала норма НК РФ, согласно которой суммы налогов и сборов относятся к прочим расходам по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, термин «начисленный налог» в налоговом законодательстве не определен, но исходя из судебной практики, таковым является налог, отраженный налогоплательщиком в представляемых им налоговых декларациях в качестве подлежащего уплате (Постановление Президиума ВАС РФ от 2 октября 2007 г. № 7379/07). Вместе с тем, «доначисленным» является налог, предложенный к уплате в решении по результатам налоговой проверки ( п. 3 ст. 40, ст. 105.18, п. 2 ст. 105.23 НК РФ).
Кроме того, по смыслу ст. 89 НК РФ, налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о налоговых последствиях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам). Следовательно, доначислив по результатам выездной налоговой проверки НДПИ, налоговый орган в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ был обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного НДПИ, если налог на прибыль организаций входил в предмет выездной налоговой проверки. Указанный вывод ранее был сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 17152/09.
Понятие налогового контроля
До принятия Федерального закона № 137-ФЗ1 понятие налогового контроля было лишь предметом дискуссий на страницах научной литературы. Налоговое законодательство не раскрывало понятия «налоговый контроль», а также не содержало четкой и логичной структуры, позволяющей предельно точно выделить аспекты, которые имели бы непосредственное отношение к налоговому контролю. Вместо общей характеристики понятия «налоговый контроль» законодатель ограничивался перечислением составных элементов. Причем, зачастую путая или отождествляя его методы и формы2.
Следует отметить, что в характеристике сущности налогового контроля расходятся позиции большинства российских авторов.
А.П. Зрелов, определяя налоговый контроль в, так называемом, первом приближении, уточняет, что данное понятие, равно как и, например, «финансовый контроль», является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия «налог» и «контроль», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку .
Налоговый контроль — это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой сферы .
Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). — 2004. — № 9. — С.38. В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов налогового администрирования5.
В России в настоящее время действует единая система контроля соблюдения налогового законодательства. Эту систему образуют налоговые органы Российской Федерации .
Главной задачей налоговых органов России является проведение налогового контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации.
Налоговые органы как система контроля решают блок взаимоувязанных задач. Это совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и проведения, и обусловленных, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей.
Контроль в данном случае следует понимать в его общеупотребительном значении, как проверка, а так же наблюдение с целью проверки:
а) исполнения налогового законодательства,
б) правильности исчисления налоговой базы,
в) полноты учета объекта налогообложения,
г) своевременности внесения суммы налогов и сборов.
Выделим основные задачи налогового контроля:
проверка соблюдения налогового законодательства;
обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков; контроль своевременности представления налогоплательщиками бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
контроль полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет;
защита интересов государства в судах различной юрисдикции;
анализ формирования доходной базы бюджета .
Фактически можно говорить о блоке взаимоувязанных задач, решение которых возлагается на сотрудников налоговой службы. При этом контроль исполнения налогового законодательства носит основополагающий, базисный характер, в то время как проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей относится к функциям-задачам налоговиков. Проверяя правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их внесения в бюджет, налоговый инспектор тем самым в каждом конкретном случае контролирует исполнение налогового законодательства физическими и юридическими лицами.
Последствия и ответственность
Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.
Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.
Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.