Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается НДФЛ и что будет, если его не платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оплатить НДФЛ можно несколькими способами. Чаще всего используются виртуальные ресурсы, по которым можно быстро передать справки. Чтобы совершить уплату электронным сервисом, потребуется воспользоваться разделом «Уплатыналогов физических лиц».
Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.
85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.
Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.
Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.
НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.
Оплата НДФЛ и отчетность
Передать физический образец декларации о доходах и бланк в налоговой инспекции. Декларация передается бесплатно в момент личного посещения налоговой инспекции. Если не знаете куда идти, чтобы передать декларацию, можно поискать адрес нужного вам отделения в интернете. Все данные указаны в разделе налоговой «Адрес/платежные реквизиты инспекции».
Также есть специальная программа, где можно заполнить справкудекларации. Она так и называется «Декларация». Здесь заполняется справка НДФЛ и сразу же отправляется в соответствующий орган.
Получить юридическую помощь по вопросам налога на доходы физических лиц можно на нашем сайте.
Что запомнить о повышении ставки НДФЛ на доходы свыше 5 млн рублей в год
- Налоговые агенты должны удерживать НДФЛ по ставке 15% с выплат в пользу физических лиц, превышающих 5 млн рублей в год. Повышенная ставка применяется только к доходам из списка, определенного законом.
- У резидентов и нерезидентов РФ отличаются перечни видов доходов, на которые распространяется повышение НДФЛ. В обоих случаях в список входят доходы от трудовой деятельности.
- В 2021 и 2022 годах лимит в 5 млн рублей в год следует определять отдельно по каждому виду дохода. Начиная с 2023 года, для расчета лимита нужно будет суммировать все доходы физического лица из утвержденного законом перечня.
- Если физическое лицо получает доходы из нескольких источников, то каждый налоговый агент должен определять лимит только по своим выплатам. Если в итоге суммарный годовой доход физического лица превысит лимит, то ФНС пришлет ему уведомление, и налогоплательщик сам доплатит НДФЛ.
- НДФЛ по ставке 15% следует перечислять в бюджет на отдельные КБК. Ошибки в расчете повышенного НДФЛ, допущенные в
1-м квартале 2021 года, можно без штрафов исправить до 01.07.2021.
Ставка НДФЛ для резидентов
Для резидентов существуют четыре налоговые ставки: 9%, 13%, 15% и 35%. Облагаются налогом доходы как от российских источников, так и от зарубежных.
Чаще всего используется ставка 13%. Например, при получении зарплаты по месту работы или прибыли после продажи имущества в виде недвижимости. С 2021 года введены изменения в налогообложение физлиц. Теперь ставка налога зависит от размера дохода.
Теперь, если ваша налогооблагаемая база превысит 5 млн рублей за год, то будут применяться одновременно две ставки:
Годовой доход до 5 млн рублей |
Сумма свыше 5 млн рублей |
13% |
15% |
НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.
Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:
- стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
- социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
- инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
- имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)
Размер подоходного налога напрямую зависит от того, по какой налоговой ставке облагаются полученные физическим лицом доходы.
Для большинства доходов, которые получают физические лица, применяется налоговая ставка 13%.
К таким доходам относятся:
- заработная плата;
- доходы, полученные на основании гражданско-правовых договоров (репетиторы, частные консультации и т.д.);
- продажа имущества, находившегося в собственности менее 5 лет (с 2016 года);
- сдача имущества в аренду;
- выигрыш в лотерею или получение подарка от физлиц (кроме подарков от членов семьи или близких родственников) в случае их стоимости более 4000 рублей.
- дивиденды от долевого участия в деятельности организаций (с 2015 года).
Если вышеперечисленные доходы получили физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами России (находятся в стране менее 183 дней в году), тогда они облагаются подоходным налогом в размере 30% (для беженцев с 2014 года – 13%).
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Характеристика
Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Правовая основа
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается — в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.
Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.
В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:
1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации — это:
а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона:
б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.
2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;
3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:
1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.
Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.
2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:
— дивиденды и проценты от российской организации, а кроме того — проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;
— страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того — выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
— доходы от использования в Российской Федерации авторских или же иных смежных прав;
— доходы от сдачи в аренду либо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.
Субъект налогообложения
Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками — физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Ставка налога
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:
1) общая налоговая ставка в размере 13 %;
2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:
-
стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;
-
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте
-
суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров
-
виде платы за использование денежных средств членов «кредитного потребительского кооператива» (пайщиков), а также процентов за использование «сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом» средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров
Налоговый период
Налоговый период — равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)
Сроки уплаты
Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
Отражение в учете (начисление и перечисление)
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
-
за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
-
за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
-
за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Расчет налога, налоговая база и налоговые вычеты
Величина налога на доходы физических лиц рассчитывается по следующей формуле:
НДФЛ = Налоговая база × Налоговая ставка
где: Налоговая база — суммарные доходы налогоплательщика за период, уменьшенные на величину полагающихся налоговых вычетов (определяется отдельно для каждого вида дохода, в отношении которого установлены разные налоговые ставки);
Налоговая ставка — 13% (в ряде случаев: 35%, 30%, 15% или 9%; подробнее об этом в соответствующем разделе).
Например, Петр за год получил заработную плату в размере 300 тыс. руб., а также выиграл в розыгрыше призов проводимом магазином бытовой техники телевизор стоимость в 29 тыс. руб. В этом случае НДФЛ = 300 тыс. руб. × 0,13 (в отношении зарплаты действует ставка 13%) + 25 тыс. руб. × 0,35 (подоходный налог в 35% взимается с той части стоимости приза, что превышает 4 тыс. руб.) = 39 тыс. руб. + 8,75 тыс. руб. = 47,75 тыс. руб.
Подоходным налогом облагаются любые доходы налогоплательщика — гражданина, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. В случае получения налогоплательщиком дохода в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость полученных товаров (услуг, работ, имущества).
Налоговый вычет позволяет уменьшить сумму налогооблагаемого дохода или вернуть часть уплаченного ранее налога (при осуществлении физическим лицом определенных расходов, например покупки квартиры).
Налоговые вычеты применяются только к тем доходам, которые облагаются по ставке 13%!
Налоговые вычеты могут предоставляться при покупке жилья, оплате обучения и т. д. Для их получения необходимо подать декларацию 3-НДФЛ и, как правило, подтверждающие право на налоговый вычет документы.
Более подробную информацию можно получить из главы 23 НК РФ.
Оплата налога и представление отчётности
Порядок уплаты
Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).
Лица, которые должны сами декларировать доход:
- ИП;
- нотариусы, адвокаты, др. лица, которые занимаются частной практикой;
- физлица по вознаграждениям, которые были получены не от налоговых агентов;
- физлица по суммам, которые были получены с продажи имущества;
- физлица, резиденты Российской Федерации по доходам, которые были получены вне РФ;
- физлица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- физлица, которые получили выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и др. игр, основанных на риске;
- физлица, которые получают выплаты как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений;
- физлица, которые получают от физлиц доходы в порядке дарения.
Претендовать на имущественный вычет гражданин имеет право в следующих случаях:
- Продажа имущества, принадлежащего ему по праву собственности.
- Расходы на строительство собственного жилья. Либо на покупку уже готового дома, квартиры для проживания на территории РФ.
При этом вычет предоставляется при продаже (в протяжение отчетного налогового периода) любого типа имущества налогоплательщика — и движимого, и недвижимого. Его (вычета) размер при этом будет зависеть от следующего:
- Временной период, в продолжение которого гражданин являлся собственником отчуждаемого им имущества.
- Разновидность реализуемой собственности.
По законодательству допускаются следующие вариации:
- Владение любым видом имущества в продолжение 3 и более лет. Вычет будет представлен в сумме, равной той, что была получена налогоплательщиком при продаже.
- Владение имуществом менее 3 лет. Тут имеют место быть ограничения. Нельзя претендовать на вычет, если его сумма превышает 1 млн рублей в отношении имущества и 125 тысяч рублей в отношении любой иной собственности.
Подобный вычет не могут получить ИП в случае продажи ими имущества, так или иначе, связанного с предпринимательской деятельностью.
Также один из основных элементов налога НДФЛ. Суммой платежа в данном контексте считается соответствующая установленной ставке доля от налоговой базы. Общая величина НДФЛ будет высчитываться по итогам налогового периода в отношении всех доходов налогоплательщика (имеется ввиду та прибыль, что была им получена на протяжении налогового отчетного периода).
Что касается этого основного элемента налогообложения НДФЛ, он регулируется ст. 225-228 НК РФ. В налоговом законодательстве дополнительно выделяются следующие его особенности:
- Исчисления НДФЛ различными налоговыми агентами.
- Исчисления подоходного налога отдельными группами физлиц.
- Исчисления НДФЛ в отношении конкретных видов доходов.
Для тех граждан, которые не подвергаются налогообложению, предусмотрены специальные вычеты. К ним относятся:
- Социальные вычеты;
- Профессиональные;
- Имущественные;
- Стандартные.
Таким образом, социальные вычеты предусмотрены:
- Лицам, совершившим пожертвование в какой-либо социальный орган. Вычет составляет полную стоимость пожертвования;
- Тем, кто совершает оплату за обучение в различных учебных заведениях, прошедших аккредитацию, себе или детям до 18 лет. Вычет равен всей сумме, только если она не превышает 50 тысяч рублей в год;
- Гражданам, оплачивающим медицинские услуги, которые оказываются ему либо членам его семье (супругу, детям до 18 лет). Вычитывается в этом случае стоимость лекарственных препаратов;
- Лицам, вносившим определенные суммы в пенсионный фонд (в том числе и дополнительные вычеты на накопительную долю пенсии).
Гражданин имеет право получить налоговый вычет только по истечение одного года. Для этого он должен подать налоговую декларацию и прочие документы, подтверждающие расходы.
Профессиональные вычеты полагаются:
- Гражданам, имеющим регистрацию в качестве ИП, нотариуса или адвоката. Все их расходы обязаны иметь документальное подтверждение, иначе ставка вычета составит 20% от суммы дохода;
- Лица, работающие по гражданско-правовому договору;
- Граждане, получившие награду за какое-либо изобретение или за авторские права.
Для социального вычета: Гражданин имеет годовой доход в размере 279 515 рублей. За обучение в колледже своего сына он заплатил 36 090 рублей. Если исходить только их дохода гражданина, то мы получили бы НДФЛ в размере 279 515*13% = 36 337. Используя расчеты, мы получаем сумму вычета из стоимости обучения: 36 090*13% = 4 692 рубля. То есть, родитель вернет себе эти деньги и выплатит за год налог в размере 36 337 — 4 692 = 31 645.
Для профессионального вычета: Нотариус израсходовал согласно документам сумму, равную 63 958 рублям. Его годовой доход составил 206 729 рублей. Выходит, что он имеет право на вычет, равный сумме расходов. Следовательно, нотариус заплатит НДФЛ с суммы в 206 729 — 63 958 = 142 771 рубль.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.