Медицинская лицензия. Получить медлицензию в Москве и Московской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медицинская лицензия. Получить медлицензию в Москве и Московской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи

Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:

  • Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,

  • а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,

  • Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:

  1. приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «Правила проведения патолого-анатомических исследований»,

  2. приказ Минздрава России от 26.12.2016 № 997н «Правила проведения функциональных исследований»,

  3. приказ Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Правила проведения эндоскопических исследований»,

  4. приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»,

  5. приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»,

  6. приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»,

  7. приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»,

  8. приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Порядок организации санаторно-курортного лечения»,

  9. приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации».

Кому нужно получить медицинскую лицензию?

При регистрации общества с ограниченной ответственностью необходимо определиться с видом деятельности, который будет осуществлять организация. В законодательстве установлены отдельные направления работы, для которых требуется особое разрешение. К таковым относится оказание врачебных услуг.

Закон о лицензировании медицинской деятельности в 2023 году обязывает получать разрешительные документы организациям, которые работают по следующим направлениям:

  • принимают пациентов в рамках оказания услуг первичного звена;
  • организуют врачебный прием населения;
  • оказывают услуги скорой или неотложной помощи;
  • обеспечивают санаторно-курортное лечение;
  • занимаются выполнением лабораторных исследований, сбором биологических материалов для анализов, а также предварительным врачебным консультированием для направления на последующую диагностику;
  • ведут работу в области профилактики заболеваний и реабилитации после перенесенных болезней, операций;
  • проводят операции по трансплантации органов;
  • занимаются привлечением доноров.

Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию

Кому нужна медицинская лицензия? По закону, почти 150 видов работ и услуг в области медицины подлежат обязательному лицензированию. К ним относятся работы и услуги, предоставляемые в рамках следующих мероприятий медицинской направленности:

  • Оказание первичной, специализированной, скорой и паллиативной медицинской помощи
  • Проведение медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований
  • Санитарно-противоэпидемиологическая профилактика
  • Курортно-санаторные оздоровительные мероприятия
  • Трансплантация органов и тканей
  • Использование донорской крови

Порядок получения лицензии

Поданные в лицензирующий орган документы регистрируются в течение 1-го рабочего дня. Если в заявлении на получении лицензии обнаруживается ошибка, заявителю в течение 3-х дней направляется уведомление о необходимости исправления. На устранение несоответствий отводится 30 дней. Не позднее, чем через 31 рабочий день проводится выездная проверка. На основании ее результатов принимается решение о выдаче лицензии или отказе. Законодательно установленный срок выдачи медицинской лицензии — 45 дней.
Госпошлина при получении новой медицинской лицензии составляет 7500 рублей. Стоимость внесения изменений при изменении фактического адреса осуществления медицинской деятельности или при добавлении дополнительных видов стоматологической деятельности — 3500 рублей. Переоформление лицензии при реорганизации займет до 10 рабочих дней.
Внесение изменений в адрес организации или индивидуального предпринимателя занимает до 30 рабочих дней. Внесение изменений в наименование организации или данных паспорта ИП — до 10 рабочих дней.
Предоставление дубликата лицензии производится в течение трех рабочих дней.
Аннулируется лицензия в срок до 5 рабочих дней.
Стоимость вышеперечисленных услуг составляет 750 рублей.
Лицензия на медицинскую деятельность не имеет ограничения по сроку действия, но соискателям лицензии важно помнить, что контролирующие органы проводят регулярные плановые — не реже 1 раза в 5 лет и внеплановые — при подозрении на нарушения — проверки.

Кто выдает лицензию, стоимость документа

Решение вопросов, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, находится в компетенции таких государственных органов:

  • служба госнадзора над системой здравоохранения. Основной функцией данного органа является решение вопросов тех медучреждений, которые находятся в подчинении у представителей местного самоуправления;
  • аппарат госвласти. Занимается рассмотрением заявок тех организаций, которые планируют оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь.

Получение разрешения в среднем обходится организации в 20 тысяч рублей. В данную стоимость входит оплата таких услуг:

  1. проведение консультаций относительно подготовки и сбора документов;
  2. прием документов, обработка содержащихся в них сведений;
  3. выявление фактов несоответствия поданных документов установленным требованиям, формирование списка проблемных вопросов;
  4. составление перечня рекомендаций, выполнение которых требуется для устранения недочетов и ошибок;
  5. выдача разрешения.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Как получить лицензию на алкоголь

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Читайте также:  Пошаговая инструкция банкротства физлица: как списать долги в 2023 году?

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Что будет, если не переоформить

У компаний и ИП со старыми лицензиями будет мало шансов для заключения выгодных сделок, а также контрактов с бюджетными медучреждениями.

Например, у некоторых медучреждений есть в ТЗ требование, чтобы подрядчик имел лицензию, которая выдана согласно действующему постановлению правительства РФ № 1445 от 15 сентября 2020 г.

Срок замены лицензии установлен постановлением до 31 декабря 2023 г.

Однако несмотря на это некоторые медучреждения отказывали организациям участвовать в закупке. Конечно, этот отказ можно оспорить, но это потребует достаточно много времени и сил.

Поэтому есть достаточно большая вероятность, что некоторые медучреждения начнут прописывать в ТЗ требования, о наличии лицензии согласно новому постановлению правительства РФ № 2129 от 30 ноября 2021 г. И это несмотря на то, что срок переоформления лицензии до 1 января 2024 г.

Таким образом, компании и ИП, у которых нет новых лицензий, будут постепенно терять заказчиков.

С 1 января 2024 г. они вообще не смогут осуществлять деятельность по старой лицензии.

Заявление о предоставлении лицензии

В новой редакции будет действовать и п. 21 Положения.

Заявления о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление, подаваемое физическим лицом при представлении интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии в электронной форме в машиночитаемом виде доверенностей, подтверждающих соответствующие полномочия), заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, применяемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке.

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Читайте также:  Транспортный налог в Дагестане на 2023 год

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

Отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Соблюдение установленного порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является лицензионным условием, которое обязаны выполнять все учреждения здравоохранения. К сожалению, на практике нарушение данного условия встречается часто. В качестве примера приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ВСО от 04.03.2014 по делу N А33-11226/2013. При проверке контрольным органом министерства здравоохранения субъекта РФ было обнаружено, что в медицинской организации внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности отсутствует.

Напомним, что в соответствии со ст. 90 Федерального закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является нарушением лицензионных требований.

Кроме того, вопреки п. 4 Положения N 291 на момент проверки у главного врача медицинской организации не имелось профессиональной подготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», что также нарушает лицензионные требования и условия. За все это компания была привлечена к административной ответственности.

Аналогичное нарушение рассмотрено в Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 N А75-9583/2012.

Продолжая разговор о подобных нарушениях, нельзя не отметить спор, рассмотренный в Постановлении Пермского краевого суда от 10.06.2014 по делу N 44-а-393/2014. При плановой проверке городской поликлиники Росздравнадзор выявил нарушения: несоблюдение условий хранения термолабильных лекарственных препаратов, хранение лекарственных препаратов с истекшим сроком годности вместе с препаратами, подлежащими использованию. В частности, при проверке в использовании для оказания медицинской помощи выявлены препараты с истекшим сроком годности:

  • спирт этиловый 70% (100 мл, производитель ОАО «Пермфармация», Россия, серия 110611, 1 флакон, срок годности «до 07.2013»);
  • йод, раствор спиртовой 5% (10 мл, серия 490510, производитель ООО «Тульская фармацевтическая фабрика», Россия, 1 флакон, срок годности «до 05.2013»).

Медицинское учреждение судом первой инстанции было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.

Лицензионные требования

Лицензионные требования установлены пунктом 5 Положения от 2022 г. Эти требования изложены в Положении от 2022 г. отдельно для соискателей лицензии и для лицензиатов.

Для соискателя лицензии на деятельность по техобслуживанию медизделий необходимо выполнение следующих лицензионных требований:

  • наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании (например, договор аренды и др.) помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для осуществления деятельности по техобслуживанию медизделий (данное лицензионное требование предъявлялось и ранее).
  • наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, средств измерений, соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», и технических средств и оборудования. Раньше такое требование также предъявлялось к соискателю лицензии на производство и техобслуживание медицинской техники. Сейчас для получения лицензии на деятельность по техобслуживанию медизделий в Положении 2022 г. в Приложении № 2 закреплен перечень средств измерений, технических средств и оборудования, необходимых для техобслуживания заявленных групп медизделий, классифицированный исходя из классов потенциального риска их применения.
  • системы менеджмента качества, созданной и функционирующей в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 13485-2017 (в этой части изменений не последовало);
  • работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет) в сфере выполняемых работ и оказываемых услуг.

Лицензионное требование в отношении работников аналогично требованию, которое было определено в Положении от 2021 г., за исключением, того, что теперь данное требование дополнено правом индивидуального предпринимателя, который является соискателем лицензии, являться работником при условии, что у него для этого есть необходимое образование.

В удостоверениях о повышении квалификации обязательно должны указываться классы медицинских изделий (2а, 2б, 3), на которые заявляется юридическое лицо или ИП.

Читайте также:  Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края

Для лицензиата лицензионные требования будут аналогичны тем, что предъявляются к соискателю лицензии. Отличием лишь будет обязанность лицензиата соблюдать требования эксплуатационной документации производителя медизделий при осуществлении их техобслуживания.

Интересные нововведения появились в новом Положении от 2022 г. также относительно места осуществления деятельности по техобслуживанию медизделий. Согласно пункту 6 Положения от 2022 г. местом осуществления данного вида деятельности не могут теперь являться здания, сооружения, помещения жилого назначения.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому обслуживанию медизделий может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Не для кого не секрет, что для ряда медизделий, которые являются медицинской техникой, такие как МРТ, рентгеновские, флюорографические и иные аппараты, осуществление техобслуживания в месте осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу, который указан в лицензии, просто невозможно. Это связано прежде всего с тем, что для этого необходимо было бы осуществить демонтаж данного оборудования, затем повторный монтаж, а также ввод в эксплуатацию, что в свою очередь, повлекло бы за собой со стороны заказчика таких работ огромные временные и финансовые затраты.

В связи с этим, абзац 2 пункта 6 Положения от 2022 г. устанавливает, что выполнение работ, оказание услуг по техобслуживанию медизделий могут осуществляться лицензиатом по адресу эксплуатации (месту нахождения) медизделий, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности по техобслуживанию медизделий, и не требуют внесения изменений в реестр лицензий.

Исходя из изложенного следует, что организации и ИП, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по техобслуживанию медизделий, имеют право на договорной основе осуществлять техобслуживание медизделий по адресу их нахождения, которые не указаны в лицензии.

Как уже было указано ранее, теперь в Приложении №2 от 2022 г. четко определен перечень средств измерений и оборудования, который классифицирован по заявленным группам медизделий. Данное Приложение сформировано в табличной форме, где для каждой группы медизделий класса потенциального риска применения указаны наименования средств измерения и наименования технических средств и оборудования.

В качестве примера из утвержденного перечня Приложения № 2 к Положению от 2022 г. укажем некоторые средства измерений, технические средства и оборудование, необходимые для технического обслуживания заявленных групп медизделий по классам потенциального риска их применения:

Группа медицинских изделий Наименование средств измерений Наименование технических средств и оборудования
Базовое оснащение для класса 2а потенциального риска применения Измеритель токов утечки гигрометр мультиметр для измерения постоянного и переменного напряжения;

измеритель мощности и частоты ультразвукового излучения радиометр ультрафиолетового излучения вакуумметр

Базовый набор для механических работ, очистки:
  • набор отверток;
  • бокорезы, плоскогубцы, нож для снятия изоляции;
  • паяльная станция
Базовое оснащение для класса 2а потенциального риска применения Измеритель мощности лазерного излучения анализатор электрохирургических устройств измеритель параметров аппаратов искусственной вентиляции легких мера длин акустических для оценки расстояний в продольном и поперечном направлении относительно оси ультразвукового пучка Кабельный тестер для проверки сетей на витой паре и оптоволоконных сетей анализатор инфузионных устройств тестер тока утечки для ультразвуковых датчиков фантом для оценки качества реконструкции изображения, полученного методом позитронной эмиссионной томографии
Базовое оснащение для класса 3 потенциального риска применения Анализатор водных растворов для измерения уровня pH; дозиметр рентгеновского и гамма-излучения для измерения анодного напряжения, времени экспозиции, слоя половинного ослабления, дозы рентгеновского излучения Анализатор инфузионных устройств

Заключительные положения

В заключение, стоит отметить, что вводимые законодателем изменения в правила лицензирования техобслуживания медицинских изделий, могут создать существенные трудности для субъектов лицензирования при отсутствии у них сведений о актуальных нововведениях.

Еще раз подчеркнем, что новое Положение 2022 года распространяется как на те организации и ИП, которые только планируют осуществлять деятельность по техобслуживанию медизделий, так и на уже осуществляющих такую деятельность, за исключением случаев, когда:

  • техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП;
  • обслуживаются медизделия с низкой степенью потенциального риска их применения;
  • медизделие не может быть отнесено ни к одной из групп в соответствии с классами потенциального риска 2а, 2б и 3.

Стоит отметить, что, вводимое законодателем новое положение от 2022 года, с одной стороны, предоставляет субъектам лицензирования достаточно большой период времени для приведения деятельности по техобслуживанию медизделий в соответствие с новыми требованиями для переоформления лицензии, однако, также имеет и существенные недостатки относительно сложностей с переоформлением лицензии и внедрением менеджмента качества. Представляется, что внедрение субъектами лицензирования системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 13485-2017, и получение сертификата ISO 13485 потребует существенных временных и финансовых затрат.

Для организаций, сталкивающихся с переоформлением лицензии, также важно помнить, что в новом Положении от 2022 г. присутствует Приложение №2 регламентирующее перечень средств измерения, технических средств и оборудования, необходимых для техобслуживания медизделий в зависимости от потенциального класса риска применения. Соискатель лицензии или лицензиат должны иметь в наличии средства измерений и оборудование по заявленным группам медицинских изделий в соответствии с требованиями установленными данным приложением.

Также, обязательным является физическое наличие приборов на момент проверки по адресу места деятельности. В случае отсутствия какого-либо прибора из установленного перечня организация может получить отказ. Также, заводские номера приборов должны совпадать с номерами, указанными в заявлении при обращении в Росздравнадзор. Не является обязательным нахождение данных технических средств и/или приборов в собственности организации или ИП. Так, законным основанием для учета в качестве медицинского изделия Росздравнадзором возможно считать договор аренды или лизинга указанного прибора и/или изделия.

Виды ответственности за отсутствие лицензии и неправомерные действия организации

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» медицинская организация обязана представить клиентам информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также сведения о лицензирующем органе. Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за осуществление деятельности без лицензии. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность без надлежащего разрешения (лицензии), может быть ликвидировано по решению суда на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Решение о привлечении к административной ответственности не может быть принято по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — по истечении двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5. КоАП РФ). Статьей 14.1. КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 МРОТ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *