Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Связаться с Линией Консультаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:
-
по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
-
по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:
-
Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);
-
Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);
-
Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);
-
Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);
-
Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.
Давайте разберемся, как вообще в компаниях появляются хозяйственные и стройматериалы.
Имущество имеет свойство изнашиваться. Для выявления конструктивных и других дефектов объекты периодически нужно осматривать. Если есть необходимость в ремонте, благоустройстве, нужно приобрести соответствующие материалы, обосновать расходы. Предшествует всему этому составление дефектной ведомости. Дальше комиссия по поступлению, выбытию активов фиксирует факт наличия неисправностей, которые нужно устранить.
Для выделения средств на устранение дефектов материально ответственное лицо подает руководству служебную записку. В документе отражается предварительный расчет стоимости необходимых материалов. Руководство дает добро, выделяет средства.
Итак, материалы закуплены, что дальше? Их необходимо оприходовать, отразить в бухучете. И тут начинается самое интересное. Перед бухгалтером стоит непростая задача. Материалы нужно разобрать по видам согласно кодам КОСГУ.
Определяем коды КОСГУ
Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса.
Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки. Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ:
· 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом;
· 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями;
· 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями.
Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов.
Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2022 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2022 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.
Учет операций по администрированию доходов бюджета
Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)
Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 262 Инструкции N 157н).
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации | Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения | Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения | Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения | Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Если старый монитор сломался
Начнем с объективной причины замены монитора — его поломки. Ведь если старый монитор сломался, учреждение просто вынуждено заменить его на новый. В такой ситуации речь однозначно пойдет о ремонте объекта основных средств. Даже если купленный на замену монитор будет отличаться по своим техническим характеристикам от сломавшегося (например, потому что такие же модели, как сломавшийся монитор, уже давно сняты с производства), операции все равно отражаются не как модернизация, а как ремонт объекта основных средств — компьютера.
Покупка монитора взамен сломавшегося рассматривается в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации (утв. Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н) как приобретение запасных и составных частей к объектам основных средств — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Как разъясняется в Методических рекомендациях по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931), приобретение запасных частей для вычислительной техники, таких как мониторы, системные блоки, клавиатуры, мыши, соединительные кабели, следует рассматривать как приобретение прочих материальных запасов. Поэтому учитывать их нужно на счете КРБ 010506000 «Прочие материальные запасы».
Следовательно, в случае, если учреждение осуществляет замену сломанного монитора в рамках бюджетной деятельности, операции нужно отражать такими записями:
- приобретение монитора у поставщика по безналичному расчету:
Дебет КРБ 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит КРБ 130222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
- отражен монитор, приобретенный взамен сломавшегося;
Дебет КРБ 130222830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит КРБ 130405340 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению материальных запасов»
- оплачен приобретенный монитор;
- приобретение монитора за наличный расчет (через подотчетное лицо):
Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Материальные ценности учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Счет 21 «ОС стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
Оприходованы основные средства как излишки косгу
Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2021 года вступили в силу 5 очередных федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.
Материальная ответственность работника исключается в случаях нанесения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.
Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения. Поскольку деньги дает страховая компания, то это не средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Это собственные доходы учреждения, как указано в пункте 21 Инструкции № 157н. Следовательно, поступление страховки следует отражать по коду финансового обеспечения «2».
В данной статье рассмотрены примеры отражения недостачи материальных ценностей и финансовых активов, числящихся в бюджетном учете как средства, полученные из бюджета.
Читайте про восемь основных правил, которые помогут упростить и систематизировать процесс инвентаризации в условиях пандемии.
В следующем году, после ослабления ограничительных мер по борьбе с распространением инфекции Covid-19, провести внеплановую инвентаризацию имущества.
Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Размер ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба (сумма денежных средств, которая необходима для восстановления активов). Далее задолженность по ущербу должна учитываться на балансовых счетах бухгалтерского учета с момента возникновения и до полного погашения.
Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2021 году
На счетах бухгалтерского учета недостача отражается в том месяце, в котором была завершена инвентаризация (на дату составления акта инвентаризационной комиссии) (п. 5.5 Методических указаний N 49).
Недостачу и порчу материальных запасов (ценностей) в пределах норм естественной убыли необходимо списать на расходы текущего финансового года на основании распоряжения (приказа) руководителя бюджетного учреждения и актов по ф. 0504230 «Акт о списании материальных запасов» и 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря».
Всегда готовы помогать в правовых вопросах для всех категорий населения. Размещайте свои вопросы, мы быстро проконсультируем Вас. Постоянное обновление информации.
В ходе инвентаризации может быть выявлено, что отсутствуют те или иные части основного средства в результате их порчи или хищения. Например мониторы к компьютерам. Таким образом, использование самого основного средства становится невозможным. Как быть в этой ситуации? Возможны два варианта.
Встречаются и более сложные ситуации, которые также следует классифицировать как недостачу: когда фактический остаток материальных ценностей соответствует данным учета, но сами данные учета неверны. В таком случае следует сначала исправить данные учета и только тогда сравнить фактический остаток с данными учета. И если остаток по данным учета превысит фактическое наличие, это и будет недостачей.
В бухгалтерском учете организации государственного сектора стоимость материальных запасов, выявленных в результате недостачи, относится в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Тот же самый принцип применяют и в отношении имущества. Дает имущество учредитель? Значит, отражаем его по коду «4». Дает имущество иное юридическое или физическое лицо? Раз это не учредитель, значит, отражаем по коду вида финансового обеспечения «2», даже если имущество поступает от бюджетного учреждения, созданного тем же самым учредителем.
Особенности учета в бюджетном учреждении
Законодательством четко не определено, какое именно имущество можно отнести к инвентарю и хозпринадлежностям (ИХП). В соответствии со сложившейся практикой ИХП в бюджетных учреждениях состоят из:
- офисной мебели (шкафов, стульев, столов, тумбочек);
- электронной техники (диктофонов и планшетов, видеокамер и фотоаппаратов);
- приспособлений для наведения чистоты в помещениях, на рабочих местах и прилегающей территории (швабр, веничков, метел, ведер);
- приборов, предназначенных для освещения;
- вещей для туалетных процедур (полотенец, мыла, освежителей, спреев и гелей);
- средств пожаротушения (шкафов пожарных, стендов, огнетушителей, лопат, багров);
- бытовых и кухонных приспособлений (холодильников, кофеварок, микроволновок, кулеров);
- канцтоваров.
Применение КОСГУ и КВР в бухучете
Коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) применяются в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н.
Выбор, какие КВР и коды КОСГУ применяются, зависит от условий покупки топлива.
В соответствии с приказом № 209н увеличение стоимости ГСМ отражается по КОСГУ 343. В соответствии с таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемой в 2022 году (начало действия — 11.03.2022), допускается использование этой подстатьи с КВР:
- 220 — закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны;
- 221 — обеспечение топливом и ГСМ в рамках гособоронзаказа;
- 244 — прочая закупка товаров, работ и услуг.
Как распределяются расходы на бензин по КОСГУ и КВР по таблице соответствия:
Вид расходов | КОСГУ | ||
Код | Наименование | Код | Наименование |
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны | |||
221 | Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа | 222 | Транспортные услуги |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | ||
226 | Прочие работы, услуги | ||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | ||
310 | Увеличение стоимости основных средств | ||
343 | Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов | ||
224 | Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | 226 | Прочие работы, услуги |
Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
- от платы за наем — по дебету счета 0 205 29 560 «Увеличение дебиторской задолженности по иным доходам от собственности» и кредиту счета 0 401 10 129 «Иные доходы от собственности»;
- от платы за возмещение коммунальных услуг — по дебету счета 0 209 34 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 134 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат».»
О приобретении, учете и вручении сувенирной продукции и ценных подарков в 2021 году мы поговорим в этой статье. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ
- Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
- Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
- Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
- Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
- КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
- Главные новости марта для бухгалтера бюджетной сферы
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
На вопросы бухгалтеров по применению бюджетной классификации Российской Федерации в 2021 году отвечает Надежда Юрьевна ДИКОВА, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса.
Расходы, связанные с приобретением кожаных папок для документов, следует отражать по соответствующим статьям КОСГУ: 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Выбор нужно сделать согласно критериям отнесения объектов к основным средствам или материальным запасам, установленным Инструкцией по бюджетному учету (она утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2021 г. № 25н).
332, 345 Инструкции N 157н). — для награждения (дарения) — в составе ценностей наградного фонда, учитываемых на забалансовом счете 07 (п. 345 Инструкции N 157н); — для использования в деятельности учреждения — в составе прочих материальных запасов (п.
Теперь в 18-20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР. Многим специалистам уже известно, что такое КВР в бюджете (расшифровка — код видов расходов), так как данные коды следует применять в учете и планировании второй год. Но все же повторимся и дадим определение: КВР, что это в бюджете?
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 38 Инструкции № 157н отнесение объекта к основным средствам не зависит от его стоимости. Основные средства могут стоить и менее 3000 руб. Более того, допускается даже существование объектов недвижимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно.
Для решения вопроса об отнесении расходов на приобретение моечных ванн на конкретную статью КОСГУ нужно определить, относятся эти объекты к основным средствам или материальным запасам. При этом следует руководствоваться положениями пп. 38, 39, 41, 98, 99 приказа Минфина РФ от 01.12.2021 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
— в случае отсутствия позиций в новых кодах ОКОФ ОК 013-2021 (СНС) для объектов учета, ранее включаемых в группы материальных ценностей, по своим критериям являющихся основными средствами, комиссия может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ ОК 013-2021 (СНС) и определению их сроков полезного использования. Например, прожектор уличный (светодиодный) согласно ОКОФ ОК 013-94 относился к осветительным приборам (код 14 3520554 «Устройства и механизмы сигнализации, указатели. Приборы сигнальные и осветительные»). Полагаем, что в настоящее время его можно отражать по коду 330.27.90.70.000, который в том числе включает электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на площадках для парковки;
— в случае, если согласно классификатору ОКОФ ОК 013-2021 материальные ценности отнесены к основным фондам, но в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н указанные ценности относятся к материальным запасам (несмотря на то, что срок полезного использования данных объектов более 12 месяцев), такие объекты принимаются к учету согласно Инструкции 157н в составе материальных запасов.
Организация приобретает программное обеспечение по лицензионному или сублицензионному договору. Согласно договору лицензиар передает лицензиату неисключительные права использования программ, при этом вносится фиксированный разовый платеж. Программа лицензиаром либо передается посредством Интернета, либо устанавливается непосредственно на компьютер. Срок договора — 1 год или 3 года.
Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.
Если установить его невозможно, фирма вправе сама определить срок службы, который не может быть менее 2-х лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).