Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «23.03.2023 ВНГ России: реформа, оклады, премии, бюджет — последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы были утверждены таким образом, чтобы льготы для сотрудников Росгвардии равнялись тем, которые положены служащим Министерства внутренних дел России. Причем учитываются годы службы во многих государственных ведомствах в сумме, в том числе, подразделения МВД, Министерства Обороны РФ, Министерства чрезвычайных ситуаций. То есть, в выслугу лет входит весь срок службы, а не только период работы в Росгвардии. Это подтверждается выписками из отделов кадров военных подразделений и частей, личным делом, а также приказами.
Как добровольцу получить статус ветерана боевых действий?
Чтобы получить выплаты и льготы добровольцам СВО необходимо оформить удостоверение ветерана боевых действий. Сделать это можно в любой момент во время службы или после нее. Лучше позаботиться об этом еще перед тем, как выехать в зону спецоперации.
Этапы получения статуса:
- Военный пишет рапорт с просьбой выдать удостоверение ветерана.
- Сотрудники кадровой службы воинской части делают фото заявителя, принимают документы и оформляют доверенность на одного из родных добровольца, чтобы тот забрал удостоверение.
- Доверенное лицо приходит в воинскую часть и получает документ.
Обратите внимание! Если участник СВО решил оформить статус уже после возвращения домой, нужно подавать не рапорт, а обычное заявление. Забирать удостоверение можно самому, доверенность не обязательна. Заявка отправляется в воинскую часть или военный комиссариат.
Необходимые документы:
- копии паспорта;
- две фотографии 3*4 см;
- подтверждение участия в боях.
Удостоверение выдается на неограниченный период и действует на всей территории Российской Федерации.
За какие услуги вневедомственной охраны взимается оплата
В 2022 г. ОВО Росгвардии предоставляют населению и организациям перечень официальных услуг, за каждую из которых воспользовавшимся ими необходимо заплатить определенную сумму.
Как правило, стоимость услуг/работ ВО ВНГ выше аналогичных услуг, предоставляемых населению/организациям частными охранными компаниями. Однако большинство граждан и руководителей российских предприятий все-таки предпочитают иметь дело именно с вневедомственной охраной Росгвардии, т. к. у нее есть то, что отсутствует у конкурентов: максимальная скорость прибытия нарядов при получении сигнала тревоги с ОО, разрешение на использование автоматического оружия, на задержание преступников и т. п.
По состоянию на 2022 г. ВО ВНГ берет плату за:
- монтаж охранных систем на ОО и их последующее техобслуживание;
- охрану объекта/имущества с пульта — диспетчером на ЦПН;
- военизированную защиту ОО, осуществляемую мобильными вооруженными патрулями;
- сопровождение грузов — нарядами, также вооруженными автоматическим оружием;
- охрану объектов промышленности.
На 2021 год уже было выделено 7,4 млрд. рублей, в счет которых должно быть улучшено финансирование Росгвардии. Часть этих денег будет направлена и в зарплатный фонд ведомства. Всего на увеличение благосостояния силовиков в ближайшие 3 года потратят около 25 миллиардов рублей.
Главной проблемой Росвардии сейчас является то, что процесс оформления её как госструктуры пока не завершён. Из-за продолжающейся реорганизации и перевода сотрудников с других ведомств невозможно рассчитывать на стабильный доход. Когда формирование данной структуры завершится, тогда будет установлен стабильный размер зарплат для всех сотрудников.
Помимо прочего, различия в зарплате зависят не только от выслуги и звания, но и от тех задач, которые выполняет каждый конкретный сотрудник. Напомним, что Росгвардия – это многозадачная структура, в которую вошли части разных ведомств. Данная организация занимается (согл. Указу Президента N157):
- противодействием терроризму и экстремизму;
- охраной особо важных объектов;
- обеспечением порядка в общественных местах;
- осуществлением мер, направленных на укрепление территориальной безопасности страны;
- выдачей документов, необходимых для ведения оборота оружия.
Сам состав Росгвардии также разделён на различные ведомства:
- во внутренних войсках – около 200 000 человек;
- среди вневедомственной охраны – 45 000 человек;
- представители подведомственной охраны – 40 000 человек;
- в лицензионно-разрешительной службе – 5 000 человек;
- работники ОМОНа – 30 000 человек;
- сотрудники СОБРа – 5 000 человек.
В итоге общая численность Нацгвардии составила около 400 000 человек. К 2021 году структура этого института будет окончательно утверждена, и тогда уже можно будет вести разговор о каких-то конкретных цифрах. Пока что сложнее всего вычислить доход тех сотрудников, что были переведены в Росгвардию из других госструктур. Чаще всего именно у таких работников итоговый доход получается ниже, чем заявленный Росстатом. Однако помимо зарплаты гвардейцы могут рассчитывать на такие преимущества:
- право на участие в госпрограмме ипотечного кредитования;
- скидка на оплату ЖКУ, услуг медучреждений и т.п.;
- внеочередной приём ребёнка в детсад;
- льготный проезд в общественном транспорте.
Итак, из вышеприведённых данных можно понять, что денежное довольствие Росгвардейцев будет выведено на средний уровень по РФ, хотя надбавки вряд ли окажутся значительными. С учётом допльгот, положенных служащим и членам их семей, благосостояние Гвардии правительству кажется достаточным.
Повысят ли зарплату в Росгвардии в 2021 году
В период с 2012 по 2021 год доходы силовиков обесценились примерно на 40%. Поскольку данное обстоятельство требовало принятия срочных мер, в ближайшее время будет проводиться регулярная индексация окладной части заработка нацгвардейцев. В мае 2021 года Президент РФ уже подписал ряд приказов, которые должны привести к существенному увеличению заработков гвардейцев. Ожидается, что их з/п в ближайшие годы возрастёт:
- у старшего офицерского состава – до 100 000 рублей;
- у младших офицеров – до 60 000 рублей;
- у рядовых сотрудников – до 45 000 рублей.
В 2021 году будет проведена очередная индексация окладов росгвардейцев. Повышение намечено на 1 октября 2021 года. Напомним, что в 2021 году надбавку произвели с 1 января, так что теперь даты пересчета сместились на целых десять месяцев. Зато размеры надбавок в последующие годы уже известны:
- в 2021 году – на 3,8%;
- в 2021 году – на 4%.
Отметим, что пока эти показатели заложены в проект бюджета страны на 2019-2021 гг. Итоговая величина прибавок будет определяться, исходя из роста инфляции в ближайшие годы, поэтому приведённые данные не являются фиксированными. Представители Минэкономразвития азартно твердят, что заложенные в бюджет прибавки будут даже превышать рост цен. А вот независимые прогнозисты смотрят на ситуацию без розовых очков: по их мнению, реальный рост цен в 2021 году будет гораздо выше заявленных надбавок.
Оказывается, Росгвардия была создана относительно недавно — 5 апреля 2016 года. Эта государственная структура активно развивается и формируется.
Здесь существуют различные звания по аналогии с полицией, от них зависит круг обязанностей, размер заработной платы и (в качестве минуса) ограничения на выезд за рубеж и общение с журналистами.
Служба аналогична полиции, но занимается такими задачами:
- обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка;
- участие в обороне России и сохранении ее территориальной целостности;
- контроль над оборотом оружия;
- контроль над вневедомственной охраной;
- непосредственно сама физическая охрана объектов.
После принятия поправок в Конституцию РФ полномочия Росгвардии были расширены. Так, им стало проще применять различную спецтехнику, спецсредства и огнестрельное оружие в случае реальной угрозы жизни и безопасности граждан РФ.
Кроме того, теперь на бойцах — пресечение полетов дронов и других беспилотных летательных аппаратов, для чего к ним поступили специальные «глушилки» сигналов управления.
Военным второй раз с 2012 года повысят оклады больше, чем чиновникам
Зарплаты работников федеральных государственных учреждений, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, а также судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета планируется в 2023 году поднять на 5,5%, в 2024 и 2025 годах — на 4%. Это соответствует ожидаемым уровням инфляции на эти годы (согласно прогнозу Минэкономразвития).
Для военнослужащих и «приравненных к ним лиц» предусмотрено повышение в 2023 году на 10,5%, в следующие два года — на 4%. К военнослужащим по закону приравнены сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии, ФСИН, ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки. Тот факт, что власти запланировали темпы индексации довольствия военнослужащих, почти в два раза превышающие индексацию зарплат чиновников, несколько нетипичен, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
И у госслужащих, и у военных индексация окладов проходит с 1 октября.
Какая зарплата в Росгвардии?
В 2021г. руководство ВНГ РФ впервые опубликовало данные о величине окладов и размере зарплаты военнослужащих и сотрудников, находящихся в штате Росгвардии.
Сколько же зарабатывает сотрудник Росгвардии?
Величина денежного оклада для сотрудников, имеющих воинские звания, составила следующие цифры:
- Генерал армии (звание имеет директор ВНГ) – 27 тыс. руб.
- Генерал-полковник – 25 тысяч.
- Генерал-лейтенант – 22 тысячи.
- Генерал-майор – 20 тысяч.
- Полковник – 13 тысяч
- Подполковник – 12 тысяч.
- Майор – 11,5 тысячи.
- Капитан – 11 тысяч.
- Старший лейтенант – 10,5 тысячи.
- Лейтенант – 10 тысяч.
- Младший лейтенант — 9,5 тысячи.
- Старший прапорщик – 8,5 тысячи.
- Прапорщик – 8 тысяч.
Представленные выше размеры окладов даны без учёта различных увеличивающих коэффициентов, прибавок и доплат. На деле же размер получаемого на руки денежного довольствия военнослужащих и сотрудников нацгвардии бывает значительно большим, порой в несколько раз. Кроме того, на вторую половину наступившего, 2020 г., по заявление командования ВНГ, запланировано повышение зарплат сотрудникам. Как ожидается, после него величина денежного довольствия рядового и сержантского состава должна подняться до 25-95 тысяч рублей, а у офицеров достичь 50 —125 тысяч.
Структура вневедомственной охраны
Официально считается, что история вневедомственной охраны началась ещё в 1952 году. За 65 лет существования она неоднократно переименовывалось и реформировалось. В 2016 году ее включили в состав Росгвардии. 420 Приказ Росгвардии о вневедомственной охране (скачать который можно по ссылке ниже) содержит основные положения по организации функционирования данной силовой структуры.
Вневедомственная охрана Росгвардии – это наряды, которые функционируют для достижения максимальной без опасности на заданном объекте. Это:
- группа задержания;
- стационарный пост охраны непосредственно на самом объекте;
- патруль, состоящий из сотрудников, обеспечивающих безопасность непосредственно на объекте;
- группа, которая обеспечивает сохранность имущества при его транспортировке;
- группа, которая обслуживает корабли с ядерными установками и другими радиационными устройствами в морских портах.
Организация вневедомственной охраны Росгвардии осуществляется на всех уровнях: как федеральном, так и местном. Система формируется следующим образом:
- на федеральном уровне руководство осуществляет Главное управление.
- в регионах — это отделы ВНГ (войск национальной гвардии). Они существуют в форме государственных казенных учреждений.
- на уровне районов функция вневедомственной охраны выполняется филиалами ФГКУ УВО (ОВО).
24.08.2021 г. Владимир Путин, находясь на съезде «Единой России», сообщил о повышении индексации ДД военных и работников силовых структур в период 2022 и 2023. Оклады по должности и званию должны быть выше уровня фактической инфляции. Соответствующее поручение Президента в сторону Правительства было опубликовано на официальном сайте Кремля в сентябре текущего года.
В тексте указано, что Кабмин обязан включить в законопроект, который касается федерального бюджета, правило о выделении средств для индексации. Наработки были рассмотрены в Государственной Думе 30.09.2021 г., также Правительство занялось работой над проектом закона, который касается понижающего коэффициента в 2022 г.
Законопроект о федеральном бюджете включает информацию о том, что индексация военных пенсий в 2022 году начнет проводиться с октября.
В процентах это выглядит следующим образом, ДД повысят:
-военным на 4%;
-гражданам, которые трудятся в правоохранительных органах, к примеру, в МВД, на 9%.
В расчете пенсий для военнослужащих учитывается денежное довольствие, поэтому после индексации ДД последует пропорциональный рост пенсионных выплат.
Изменения в области пенсионного обеспечения в следующем году также относятся к следующим группам пенсионеров:
Получающим кроме пенсии для военнослужащих еще одну выплату от ПФ РФ по достижению соответствующего возраста и при наличии «гражданского» трудового стажа.
Получающим различную социальную помощь дополнительно к пенсии для военнослужащих. Выплаты полагаются при наличии иждивенца у пенсионера, при инвалидности, статусе ветерана боевых действий, после 80 лет и т.д. Такие надбавки увеличиваются каждый год с 1 апреля. В следующем году планируется их индексация на 7,7%. Повышения будут спровоцированы измененной базой, которую используют для определения размера доплат – так называемым расчетным размером.
Индексацию второй пенсии проведут уже с 1 января 2022 года, на 5,9%. Данное нововведение уже утвердили на законодательном уровне. Но стоит отметить, что повышение относится только к неработающим пенсионерам. Если пожилой гражданин и дальше занимается трудовой деятельностью, то индексацию можно будет произвести только после официального ухода с занимаемой должности. Правило касается женщин после 60 лет и мужчин после 65 лет.
Чтобы самому провести расчет выплаты после повышения, необходимо умножить текущую сумму на 1,059. Пенсионный Фонд РФ автоматически увеличит размер выплат, гражданам не придется обращаться в государственное учреждение с запросом.
Будет ли повышение зарплат МВД и Росгвардии
Новое правительство, созданное в начале 2020 г., установило надбавку в размере 100% от оклада для полицейских и представителей Росгвардии, работающих в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С 2022 года рост зарплат коснется сотрудников МВД других регионов РФ, вне зависимости от выслуги лет.
В 2022 году силовиков ждет однократное повышение окладов.
Зарплаты военных, сотрудников МВД и других силовых ведомств в 2022 году увеличат на 4% путем соответствующей индексации должностных окладов (окладов по воинской должности) и окладов по воинскому или специальному званию.
Это прямо предусмотрено проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Законопроект о бюджете подготовлен правительством и внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на то, что повышение денежного довольствия превысит запланированные 4%, нет никаких оснований.
Дата, с которой ежегодно индексируют зарплаты силовиков, является традиционной, — это 1 октября. Менять дату индексации в 2022 году в правительстве и госдуме не намерены. Поэтому повышения зарплат сотрудников силовых ведомств ранее 1 октября не будет.
Доплаты за выслугу лет и звание в 2022 г. останутся нетронутыми. По мнению властей, надбавки не должны компенсироваться от потерь обесценивания рубля. Деньги на увеличение окладов выделят из федерального бюджета. Что касается других субъектов РФ, то зарплата в полиции будет увеличена за счет местных бюджетов.
Оклад полицейского включает нескольких составляющих:
- региональный коэффициент;
- уровень работника;
- доплата за высшее образование;
- доплата за ненормированный рабочий день, повышенный риск и сложность прохождения службы.
Надбавки зависят от величины окладной части в процентном соотношении. При увеличении оклада, растут и доплаты. В некоторых случаях величина премий может достигать до 2-3 окладов.
Мнение руководства МВД сводится к тому, что увеличение выслуги до 25 лет с 2022 года на данном этапе нецелесообразно. Аналогичная позиция и у рядовых полицейских, о чем говорят комментарии на тематических форумах. На фоне роста зарплат более вероятный вариант – сокращение части госслужащих. Полицейские с 2014 года относятся к данной категории, поэтому есть опасения, что часть сотрудников попадет «под нож».
В министерстве панику по этому поводу не поднимают. Для выполнения подобных распоряжений здесь часто прибегают к сокращению вакансий. На бумаге число сотрудников сокращается, но реально никого не увольняют, т.к. удаленные вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров. Например, в ГИБДД планируют сократить 2000 чел., но на улицу никого не выгонят за счет удаления незамещенных вакансий в отдельных регионах страны.
Сокращения в отдельных подразделениях полиции необходимы, чтобы усилить миграционные структуры МВД, где существенно увеличилась нагрузка в связи внесением поправок в закон «О гражданстве». Изменения расширили перечень иностранцев, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, что прибавило работы сотрудникам миграционной службы.
Игорь Зубов, который занимает должность заместителя министра внутренних дел, опубликовал документ с сообщением о ложности заявлений о повышении выслуги лет. В нем говорится, что в сети распространяется ложная информация. Также в нем сообщается, что никакие законопроекты по данному вопросу даже не рассматриваются. Не произойдет изменений и в условиях получения и начисления пенсий.
Он уточнил, что на данный момент готовятся изменения в законе, которые увеличат на 5 лет предельный возраст поступления на службу для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава и пребывания в этих должностях. Однако слухи довольно быстро распространились и привели к появлению беспокойств. Это и стало поводом для публикации данного сообщения.
Пенсия практически для каждого полицейского – ключевой фактор, который удерживает его на службе. Спустя 20 лет после начала работы сотрудник может уйти в отставку, а дальнейшая служба в органах или на гражданке будет зависеть только от его желания. Текущие новости свидетельствуют о том, что в 2022 г. пенсия возрастет. При этом индексация станет больше уровня инфляции, а работающим сотрудникам МВД пока не стоит переживать за увеличение выслуги лет.
- Условия и порядок назначения военной пенсии за выслугу лет и размеры надбавок в 2022 году, последние новости
- Военные пенсии по инвалидности и выслуге лет в 2022 году в России: размер, условия назначения, последние новости с поправками
Правительство засекретит закупки Росгвардии и ФСО
Национальный центр управления обороной Российской Федерации на плановом собрании в мае 2020 года рассмотрел предложение Сергея Шойгу о поэтапном повышении размеров довольствия военнослужащих с 2020 года. Уже в январе этого года состоялось увеличение на 4%, для чего понадобилось дополнительных 66 млрд. рублей.
Ведомство утвердило предложение, и в проект государственного бюджета на 2021 год были внесены дополнительные статьи, предусматривающие рост доходов военнослужащих. Для проведения индексаций, повышающих оклады военных, запланировано выделить из бюджета:
- в 2020 г. – 66 млрд. рублей;
- в 2021 г. – 84 млрд. рублей;
- в 2022 г. – 148 млрд. рублей.
Совет РФ по вопросам безопасности и обороноспособности в лице Виктора Бондарева сделал официальное заявление. В нем утверждалось, что предстоящая индексация перекроет отсутствие повышения доходов за последние 5 лет.
Переход части оборонительной системы РФ на контрактную форму прохождения службы образовал некоторую разницу в оплате военнослужащим, пребывающим на строчной службе, и защитникам, которые подписали военный контракт.
Денежное вознаграждение контрактника состоит из:
- ежемесячного оклада, соответствующего военному званию;
- ежемесячного оклада, соответствующего занимаемой должности в военной части;
- ежемесячных дополнительных выплат (за выслугу военных лет, квалификационную категорию, работу с секретными документами, пребывание на территории с опасными или тяжелыми климатическими условиями, несение военного долга за пределами РФ).
Зарплата служащего по призыву не предусматривает надбавки по званию и имеет некоторые отличия в дополнительных выплатах.
Предстоящее повышение окладов военнослужащих в 2021 году основывается на двух показателях:
- занимаемая должность;
- присвоенное звание.
Поэтому увеличение зарплаты состоится у срочников и у контрактников.
В ходе проводимой реформы Росгвардии специальные отряды силовых ведомств объединяют в Управление сил специального назначения (УСпН). Такими спецотрядами являются следующие:
- СОБР;
- ОМОН;
- ОРО — отдельный разведывательный отряд;
- спецназ.
Росгвардейцам повышают ЗП и дают иные льготы не только из-за каких-то определенных заслуг, но из-за самой сложности их работы. Например, на протяжении 2018 года эти военнослужащие получили множество травм и увечий.
Остается надеяться на то, что в ближайшем будущем власти РФ повысят ЗП не только сотрудникам Росгвардии, но и остальным работающим гражданам России.
Полный запрет на посещение некоторых иностранных государств, а также ограничения на зарубежные поездки в отношении служащих государственных силовых структур действует с 2012 года. Несмотря на то, что Росгвардия является сравнительно молодым органом исполнительной власти (формирование структуры приходится на 2016 год), на ее сотрудников распространяются те же ограничения на заграничные поездки, что действуют в отношении сотрудников Министерства внутренних дел, поскольку Росгвардия создана на базе МВД.
Росгвардия относится к структурам, чья работа сопряжена с с ознакомлением с государственной тайной – именно по этой причине сотрудникам ведомства не позволено свободно путешествовать по миру. Ограничение/запрет на выезд за границу гражданских служащих Росгвардии накладываются по 2 причинам: геополитическая обстановка в мире, защита гостайны.
Важно! Ограничения на выезд за пределы территории России в отношении росгвардейцев действуют на протяжении срока действия трудового контракта.
Внутренние распоряжения ведомства допускают возможность совершения зарубежной поездки сотрудниками Росгвардии при наличии уважительных на то причин, требующих безотлагательного реагирования (перечень будет определен ниже). Разрешение на выезд за границу Российской Федерации требуется служащим:
- ВВ Министерства внутренних дел РФ,
- подразделений по контролю за оборотом оружия,
- Центра специального назначения сил оперативного реагирования,
- авиационных подразделений,
- подразделений в сфере ВО МВД,
- специальных отрядов быстрого реагирования,
- отрядов особого мобильного назначения и др.
Выводы из всего вышесказанного можно сделать следующие: сотрудникам Росгвардии разрешено ездить в те же страны (в основном, самопровозглашенные государства, признанные Российской Федерацией, и страны постсоветского пространства), что и сотрудникам МВД. В настоящее время открытыми является 13 мировых стран. При возникновении уважительных причин для совершения поездки за рубеж (перечень безотлагательных оснований ограничен), росгвардеец обязан подать рапорт и дождаться разрешения начальства.
Выделяют 3 формы допуска к сведениям, отнесенным к секретной информации. Перечень иностранных государств, которые могут посетить сотрудники силовых ведомств, будет зависеть от того, какой формой допуска они располагают:
№ п/п. | Форма допуска к секретной информации | Какие страны разрешено посещать |
1 | 1 форма допуска | Выезд в любую страну должен быть предварительно согласован с руководством ведомства |
2 | 2 форма допуска | Абхазия, Азербайджан, Армения, Вьетнам, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Куба, Китай, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Южная Осетия. |
3 | 3 форма допуска | Не предусмотрено существенных ограничений касательно путешествий за рубеж |
Важно! С 2019 года сотрудникам силовых ведомств запрещено ездить в Бразилию, Доминикану, Индию, Марокко, Тунис, Шри-Ланку, Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты, Черногорию.
Что ждёт вневедомственную охрану в 2021
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»*(2) подразделения вневедомственной охраны включены в структуру войск национальной гвардии Российской Федерации.
Систему вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации*(3) составляют:
— на федеральном уровне — Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии;
— на межрегиональном — Центр специального назначения вневедомственной охраны Росгвардии;
— на региональном — управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России, осуществляющие свою деятельность в форме федеральных государственных казенных учреждений*(4);
— на районном — подразделения вневедомственной охраны ВНГ России представлены филиалами ФГКУ УВО (ОВО).
В структуре ФГКУ УВО (ОВО) и их филиалов формируются строевые подразделения вневедомственной охраны*(5).
Непосредственное руководство филиалами и их СП ВО в соответствии с утвержденными Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации генералом армии В.В. Золотовым*(6) уставами ФГКУ УВО (ОВО) осуществляет начальник ФГКУ УВО (ОВО) и его заместители.
В СП ВО для охраны имущества и (или) объектов формируются следующие виды нарядов вневедомственной охраны:
— группа задержания;
— пост охраны объекта;
— патруль по охране объекта;
— наряд по охране имущества при транспортировке;
— наряд по охране мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками в морских портах, в которые разрешен их заход.
ФГКУ УВО (ОВО) в мирное время обеспечивается выполнение следующих основных задач:
— охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;
— реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов.
Для реализации первой задачи подразделения вневедомственной охраны ВНГ России оказывают услуги на договорной возмездной основе, как посредством выставления стационарных постов, так и при помощи технических средств охраны*(7), при этом и в первом и во втором случае задействуются наряды СП ВО.
Подразделения вневедомственной охраны предназначены для осуществления деятельности по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).
В настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты:
1. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
1.1. Вневедомственная охрана.
1.2. Специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов.
1.3. ФГУП «Охрана» Росгвардии.
2. Федеральная служба охраны.
3. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Подразделения полиции по охране дипломатических представительств.
4. Юридические лица с особыми уставными задачами.
4.1. Частные охранные организации (22,8 тыс. ЧОО).
4.2. Ведомственная охрана.
11 ФОИВ — МЧС России, Минобороны России (в составе воинских частей), Минкомсвязи России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минфин России, Минэнерго России, Росжелдор, Росрезерв.
Минкультуры России и Минстрой России — имеют право, но ведомственная охрана не создана.
7 организаций — ГК «Росатом», ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ПАО «НК «Роснефть»;
АК «Алроса» — имеет право, но ведомственная охрана не создана.
5. Иные юридические лица с особыми уставными задачами (имеют право на получение оружия для охранной деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ для выполнения обязанностей, закрепленных федеральным законом (как правило — профильным)): ЦБ России; РОСИНКАС; Сбербанк; ФГУП ГЦСС; ФГУП «Почта» России; МИД России; территориальные органы и организации Росгидромета; органы и учреждения, осуществляющие лесную охрану; подразделения транспортной безопасности, службы авиационной безопасности; органы охотничьего надзора; надзора за особо охраняемыми природными территориями; надзора за использованием объектов животного мира и среды их обитания; рыболовства и сохранения водных биоресурсов; организации геологоразведки (добычи и переработки) полезных ископаемых, драгметаллов и камней.
Таким образом, на рынке охранных услуг Российской Федерации присутствует значительное количество субъектов охраны (Приложение 1), деятельность которых регулируется, как правило, отдельными (по видам — частная, ведомственная, вневедомственная) или профильными (Росинкас — Законом о Центральном Банке, ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ПАО «НК «Роснефть», АК «Алроса» соответствующими законами о своей деятельности) законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В целом охранная деятельность в Российской Федерации регулируется следующими основными законодательными актами:
— Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»*(8);
— Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии»*(9);
— Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
— Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»*(10);
— Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»*(11).
Кроме того, в развитие указанных законов действует значительное количество иных нормативных правовых актов.
Сравнительный анализ положений приведенных выше законодательных актов показывает, что к различным субъектам охранной деятельности предъявляются отличные друг от друга требования, которые, в свою очередь, устанавливаются исходя из необходимости полноценной и ответственной реализации функций, задач и возложенных на них полномочий и обязанностей.
Предъявляемые к государственным охранным структурам требования строже, чем к частным (Приложение 2), что в целом приводит к удорожанию их услуг за счет необходимости более длительного и полноценного обучения сотрудников и работников, их материального и финансового обеспечения, в том числе на социальное страхование, и ряда других факторов, но с другой — наличие определенных полномочий по применению физической силы, спецсредств и оружия (административного задержания, досмотра, доставления задержанных в органы внутренних дел, а также мобильных групп реагирования) обеспечивает более надежную и комплексную защиту охраняемых объектов и имущества от угроз, как криминального, так и террористического характера.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации законодательно установлен ряд ограничений, действующих впрямую или опосредованно на рынок охранных услуг.
Так, установлен запрет на охранную деятельность частных охранных организаций на объектах, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»*(12).
Деятельность юридических лиц с особыми уставными задачами, в первую очередь ведомственной охраны ограничена требованиями Федерального закона «О ведомственной охране» и профильными законами сферой деятельности создавших их федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Вневедомственная охрана в рамках предоставленных полномочий (Приложение 3) может работать, не превышая штатную численность, установленную Президентом Российской Федерации и Директором Росгвардии.
При всех отличиях внутриполитических, экономических и социальных условий и перед российскими и перед иностранными субъектами охраны стоят, по сути, одни и те же задачи по охране объектов, подлежащих государственной охране, а также имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Как следует из проведенного анализа зарубежного законодательства (Приложение 4) задачи государственного регулирования в сфере охранной деятельности решаются во многом идентичными способами и осуществляется, как правило, единым законодательным актом, определяющим деятельность всех субъектов охраны.
В законодательных актах, регулирующих установленную сферу деятельности, закреплен основной понятийный аппарат, аспекты государственного регулирования охранной деятельности, перечислены субъекты охранной деятельности, их права, обязанности, определены вопросы контроля за их деятельностью, порядок формирования перечня объектов, к которым с учетом оценки угроз безопасности имеется объективная необходимость предъявления повышенных требований к их физической защите, общие принципы лицензирования частной охранной деятельности, а также установлены условия осуществления проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны.
Изучение современных зарубежных систем организации субъектов охранной деятельности дает возможность сравнить аналогичную отечественную систему, по новому взглянуть на нее, проанализировать законодательство в сфере охранной деятельности посмотреть, как оно соотносится с общей юридической картой мира, какие приоритеты и пути развития следует отметить в целях его гармонизации.
Подобный подход представляется более практичным и оптимизированным.
В свою очередь общая модель отечественного законодательства в данной сфере, с закреплением деятельности каждого субъекта охраны в отдельном законодательном акте, представляется более громоздкой и избыточно усложненной.
При этом следует учесть, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В задачи Росгвардии входит федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Таким образом, полномочия Росгвардии позволяют выступить с инициативой внесения изменений в законодательство, регулирующее охранную деятельность.
Принимая во внимание давность принятия Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (1992 год) и Федерального закона «О ведомственной охране» (1999 год) можно сделать вывод о необходимости их существенной переработки и актуализации их положений с учетом современного состояния рынка охранных услуг, что также подтверждает необходимость разработки и принятия единого (рамочного) закона с четким закреплением общего понятийного аппарата, основ государственного регулирования охранной деятельности, закрепления прав и обязанностей субъектов охранной деятельности, разграничения их деятельности на рынке охранных услуг, организации контроля за их деятельностью.
В условиях сложной внешнеполитической обстановки, возрастания угроз криминального и террористического характера, появления их новых форм, наиболее актуальными в государственном регулировании в области охранной деятельности становятся: обеспечение надежной охраны объектов и имущества, совершенствование методов их противокриминальной и антитеррористической защищенности и контроля ее состояния.
Вместе с тем на рынке охранных услуг Российской Федерации наблюдается тенденция смещения акцентов в области обеспечения безопасности с позиции надежности защиты в сторону снижения стоимости предоставления таких услуг.
Различные охранные структуры в период подготовки и проведения конкурсных процедур, апеллируя в целях снижения расходов со стороны «заказчика» низкой стоимостью предоставляемых услуг по охране объектов и имущества, в меньшей степени обеспокоены вопросами обеспечения их безопасности и сохранности, а в большей — коммерческим интересом, связанным с прибылью.
Необходимо отметить, что тарифы на услуги вневедомственной охраны выше чем у частных охранных организаций и ряда других субъектов охранной деятельности.
Это обусловлено рядом объективных причин, связанных с обеспечением возможности сотрудникам вневедомственной охраны реализовывать широкий круг прав, полномочий и обязанностей, предоставленных и возложенных на них государством.
При этом спрос на услуги, предоставляемые подразделениями вневедомственной охраны, несмотря на определяемые государством высокие тарифы, значителен и ограничивается только имеющейся штатной численностью службы.
Отметим, что в период 2011-2016 годов в результате проведения административных реформ и сокращения расходов федерального бюджета, штатная численность аттестованного состава подразделений вневедомственной охраны сокращена практически вдвое, (со 135 963 к началу 2011 года до 77 294 единиц на 1 января 2017 года) при этом основной частью была именно постовая составляющая.
В данной ситуации в связи с увеличивающейся конкуренцией и ограничениями, вводимыми законодательством в области антимонопольной политики, считаем, что сфера деятельности службы вневедомственной охраны должна быть четко очерчена и соответственно закреплена рядом нормативных правовых актов. Проект организации деятельности подразделений вневедомственной охраны указан в Приложении 5.
Основным функциональным предназначением подвижных нарядов вневедомственной охраны войск национальной гвардии*(15) является осуществление патрулирования, оперативного реагирования на сигналы «тревога», поступающие из охраняемых объектов, подключенных к пультам централизованного наблюдения вневедомственной охраны, оказание содействия нарядам, несущим службу по физической охране объектов, а также участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
В настоящее время в городах федерального, республиканского, краевого и областного уровней, а также в населенных пунктах, на территории которых расположено значительное количество охраняемых объектов, в том числе включенных в Перечень, численность состава ГЗ определяется приказом начальника ФГКУ УВО (ОВО) на региональном уровне в рамках установленной штатной численности с учетом экономических затрат и криминогенной обстановки.
Группы задержания подразделений вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность в 1 462 из 2 386 городов и муниципальных образований Российской Федерации, при этом в 76 муниципальных образованиях и 25 городах они представлены единственным нарядом из состава комплексных сил по охране правопорядка.
В настоящий момент количество ГЗ составляет 6 533 единицы, из которых 3 169 работают в дневном режиме и 3364 — в ночном. При этом 6 292 ГЗ выставляется в составе 2-х сотрудников и 241 ГЗ — в составе 3-х сотрудников (в основном в подразделениях Северо-Кавказского федерального округа).
Введенная штатная численность для групп задержаний составляет 40 625 единиц, при этом необходимая расчетная штатная численность для выставления групп задержания по три сотрудника в каждой составляет 63 937 единиц (без учета повышающего коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Следовательно, для приведения оптимальных параметров штатной численности групп задержания с целью выполнения возложенных на них задач, учитывающих преимущественные интересы защиты объектов, в том числе подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, необходимо дополнительно 23 312 единиц штатной численности аттестованного состава.
Необходимо понимать, что помимо выполнения группами задержания задач по охране объектов, подключенных на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны, ими обеспечивается реагирование на информацию, поступающую из дежурных частей территориальных органов МВД России о преступлениях и правонарушениях а также по договорам на сообщения, поступающие от мониторинговых (частных охранных) организаций.
С учетом того, что обеспечение реагирования является довольно затратной составляющей охранной деятельности, частные охранные и мониторинговые организации*(16) стараются использовать в целях реагирования возможности наших групп задержания, понимая, что сообщив по номеру экстренного вызова полиции о правонарушении, она обязана будет отреагировать на него. При этом указанными организациями в качестве маркетингового инструмента используется слоган «реагирует полиция (Росгвардия)». Тем самым частники снижают себестоимость своих услуг и практически за счет подразделений вневедомственной охраны обеспечивают свою конкурентоспособность на рынке охранных услуг.
Вместе с тем, на данный момент осуществлять полноценное реагирование на тревожные сообщения во всех регионах страны имеет возможность только вневедомственная охрана.
В случае отсутствия наших групп задержания может произойти следующее: значительное количество квартир и объектов останутся без охраны, так как мониторинговые и частные охранные организации из-за невозможности содержать собственные группы реагирования (нерентабельность, отсутствие государственных полномочий (административное задержание, доставление, досмотр и т.д.)) не смогут обеспечивать предоставление полноценных охранных услуг.
И, как следствие, возможны следующие сценарии развития событий:
— повышение в регионе уровня преступности и правонарушений в отношении объектов и имущества;
— запрос на предоставление соответствующих полномочий частным охранным организациям;
— повышение для государства и собственников стоимости услуг частных охранных организаций до уровня тарифов, применяемых ведомственной и вневедомственной охраной;
— создание трудно контролируемых, в первую очередь по численности, вооруженных частных охранных формирований на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Росгвардия через деятельность подразделений вневедомственной охраны, в том числе групп задержания, осуществляет не только государственные и правоохранительную функции, аналогичные функциям, исполняемым МВД России и Минобороны России, но и социальную.
Как отмечалось ранее, в рамках выполнения группами задержания задач по оперативному реагированию на срабатывания технических средств охраны, установленных на объектах, они участвуют в охране правопорядка на обслуживаемой территории.
Анализ результатов их деятельности, с учетом положений законодательства, показывает, что только за 5 месяцев 2017 года сотрудниками вневедомственной охраны пресечено более 7 500 правонарушений в отношении охраняемых объектов и имущества. За совершение преступлений и административных правонарушений, в том числе на улицах и иных общественных местах, в дежурные части территориальных органов доставлено более 396 000 лиц, в отношении которых возбуждено 15 824 уголовных дела, установлено более 8 500 лиц, находящихся в р��зыске. Дополнительно на маршрутах патрулирования нарядам органов внутренних дел передано 304 645 лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению уголовных дел или дел об административных правонарушениях.
В пресс-службе Росгвардии в ответ на запрос CNews относительно проекта указа Президента заявили, что данный вопрос не относится к компетенции ведомства. В пресс-службе Россвязи к моменту публикации на запрос по этому вопросу ответить не смогли.
Служащим вневедомственной охраны, по состоянию на текущий 2021 год, в разных регионах насчитывают более или менее высокую зарплату. Для примера приведем доходы рядовых стрелков по отдельным субъектам:
- Ненецкий автономный округ – 42 000;
- Чечня – 38 000;
- Северная Осетия – 28 000;
- ЯНАО – 27 000;
- Калмыкия – 25 000;
- Орловская область – 42 000;
- Архангельская – 30 000;
- Новосибирская – 28 000;
- Сахалинская – 27 000;
- Смоленская – 27 000.
Кроме того, реализация данного подхода позволит перейти к формированию Перечня по поименному (поадресному) принципу, с правом его утверждения Директором Росгвардии, что в значительной мере оптимизирует процедуру внесения изменений в Перечень в соответствии с решениями руководства страны. ВО как таковая с её нынешними функциями и полномочиями не актуальна. Рынок охраны переполнен частниками, а до конца душить их никто не станет. Там откаты не плохие, тем более это бывшие боссы силовых структур со своими связями в узких кругах. Давно думал об этом, чтобы упразднили и сделали патрули по ооб и ооп с доп функциями охраны.
Вневедомственная охрана – государственное военизированное подразделение полиции, которое охраняет особо важные и режимные объекты, а также объекты, подлежащие обязательной охране.
На состоявшемся заседании Совета Федерации Первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Меликов Сергей Алимович сообщил, что сроки перевода сотрудников спецназа ОМОН, СОБР и авиационных подразделений, скорее всего, будут перенесены на 3-4 кварталы 2021 года или начало 2021 года.
Должностные лица военной автоинспекции росгвардии
32. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять отдельные функции федерального надзора в войсках национальной гвардии Российской Федерации, являются:
а) начальник военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель);
б) начальник военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) (его заместитель);
в) начальник отделения (группы, лаборатории);
г) старший помощник (помощник) начальника отделения;
д) старший инспектор (инспектор);
е) старший техник (техник).
В пункте 32 перечислены сотрудники военной автоинспекции национальной гвардии, которые могут осуществлять контроль за дорожным движением. Их функции аналогичны ГИБДД, однако контролируют они не гражданских водителей, а водителей росгвардии.
82. Федеральный надзор в войсках национальной гвардии Российской Федерации включает в себя осуществление военной автомобильной инспекцией войск национальной гвардии Российской Федерации административных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пункт 82 еще раз подтверждает, что функции росгвардии аналогичны функциям ГИБДД. При желании Вы можете изучить часть 1 статьи 23.77 КоАП и пункт 93 части 2 статьи 28.3 КоАП. В этом случае Вы увидите, что автоинспекция национальной гвардии будет заниматься нарушениями по тем же статьям КоАП, что и ГИБДД, только в отношении водителей росгвардии.
Частичная мобилизация 2023: будет ли в России всеобщая мобилизация с 7 апреля 2023 года, в Тверской области предоставят путевки в летние лагеря детям российских военнослужащих, обстановка на 05.04.2023.
Около 67 тысяч детей смогут отдохнуть в лагерях Тверской области в 2023 году в рамках летней оздоровительной кампании. Часть путевок была предоставлена детям участников боевых действий на территории Украины, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу правительства региона.
«Для детей участников СВО мы предоставим путевки в любые лагеря Тверской области», — заявил губернатор Игорь Руденя, его цитату приводит пресс-служба.
Дети из многодетных семей, семей с невысоким уровнем доходов, а также дети на попечении государства тоже получат путевки в детские лагеря.
Что касается возобновления частичной мобилизации весной 2023 года, то на данный момент информация о мобилизации с 7 апреля 2023 — отсутствует.