Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Расчет износа автомобиля
Исчисление страховой выплаты с учетом износа или без него требует применения сложной формулы, с использованием нескольких показателей и коэффициентов. По этой причине многие автомобилисты в 2023 году выбирают более комфортный и удобный вариант расчета в онлайн калькуляторе. Достаточно ввести основные показатели автомобиля, чтобы получить точную цифру, которая должна быть учтена в калькуляции страховщика:
- Год выпуска автомобиля.
- Дата страхового случая.
- Вид транспорта.
- Пройденный машиной километраж.
- Показатель высоты протектора шины к моменту ДТП.
Данные позволят автоматические рассчитывать цифры с определением общего износа, степени изношенности аккумулятора и шин.
Калькулятор, приводимый на специализированных интернет-ресурсах, работает по утвержденной Центробанком формуле, обязательной к применению во всех страховых случаях. Результат определяется в виде процента, применяемого для снижения страховой выплаты.
Чтобы получить данные о возрасте автомобиля, когда неизвестна точная дата выпуска транспортного средства с конвейера, указывают год выпуска из ПТС, а день определяют первым января указанного года. Калькулятор естественного износа содержит все вычисления.
В расчетах используется несколько величин, включая основание натурального логарифма (е ≈ 2,72), коэффициенты и показатели авто:
- ΔT определяет степень влияния эксплуатации вышедшего из строя узла, детали;
- Tки устанавливает коэффициент использования;
- ΔL соответствует показателю износа согласно данным о пробеге после установки поврежденной детали;
- Lки –километраж транспорта до того, как произошел страховой случай.
Выплата по страховке будет ниже из-за износа авто
Очевидно, что со временем использование автомобиля приводит к его изнашиванию. Это влияет как на технические свойства, так и на общий вид машины. Считается, что сразу после выезда из автосалона цена на машину падает приблизительно на 30%. При этом в среднем ежегодно авто теряет около 10% своей стоимости. В связи с этим страховая компания покрывает не весь ущерб по ОСАГО.
При расчёте размера компенсации страховщик опирается на стоимость повреждённых деталей, нужных для работы материалов, а также стоимость нормо-часов работ. После этого из полученной суммы вычитается износ транспортного средства. Износ рассчитывается по формуле Центрального банка России, закреплённой в положении №432. В формуле учитывается ряд параметров:
- дата аварии;
- марка автомобиля;
- пробег. Если точные данные отсутствуют, его рассчитывают по среднегодовым показателям пробега;
- возраст поврежденных деталей;
- коэффициент влияния пробега и времени использования авто (отличается для разных марок машин).
Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП
Несложно догадаться, что суммы, которую выплатила страховая компания по ОСАГО владельцу не новой машины, пробежавшей по дорогам сотню, а то и несколько сот тысяч километров, на то, чтобы ее починить, чаще всего не хватает. В этом случае раньше, до того, как расчет размеры выплат по ОСАГО закрепили на законодательном уровне, автовладельцы обращались к независимым экспертам, потом в дело вступали автоюристы и начинались судебные споры со страховой компанией. Иногда и сейчас можно столкнуться с подобной практикой. К сожалению, не все понимают, что при составлении калькуляции для суда со страховщиком по ОСАГО, любой эксперт обязан делать расчет по той же методике, что и страховщик. Со всеми вытекающими последствиями, от определения средней стоимости запчастей до учёта износа данного авто.
Другое дело, если вы хотите взыскать недостающие средства с виновника ДТП. В этом случае речь идет о компенсации расходов на полный восстановительный ремонт вашего транспортного средства, в том числе оплаты приобретения взамен утраченных новых запчастей. Часто в подобных случаях возникает вопрос: “Если я все равно должен платить пострадавшему по моей вине, то зачем мне ОСАГО?” Ответ прост. Во-первых, не платить полностью, а доплачивать. Во-вторых, автогражданка оплачивает восстановление поврежденного имущества до исходного состояния, а виновник обязан компенсировать фактический ущерб, причиненный им. А фактически для ремонта авто часто приходится покупать новые детали. Несложно догадаться, что стоимость, например, нового бампера существенно отличается от затрат на старый, купленный где-нибудь на разборке. Иногда в подобной ситуации достаточно досудебной претензии для того, чтобы вопрос решился положительно. Если виновник не согласен с вашими требованиями, значит остается решать вопрос через суд.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Максимальное изнашивание
Страховщики стараются минимизировать оплату страхового возмещения насколько это возможно. Однако государство определило, что более чем на 50% повышать амортизационные показатели нельзя. Даже если коэффициент износа составляет 70 или 80 процентов, менеджер по урегулированию убытков повышает уровень до 50%.
Полученный общий процент со значением 25 и т. д. так и будет применяться к общей стоимости автомобиля для определения степени его изношенности. Например, поврежденный бампер стоимостью 15 тыс. рублей за минусом 25% окупится только в 11 250 р. Эта сумма покрытия урона учитывает изношенность бампера.
Внимание! Оценка экспертизы считается совместно с поломками или отремонтированными деталями машины, полученными до наступления аварии. То есть, ранее полученные повреждения плюсуются к настоящему ущербу в пределах 25–45%.
Примеры ответов страховых компаний на досудебные претензии, со ссылками на Единую Методику
Несоответствие средних цен на сайте РСА реальным рыночным ценам
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов. В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2023 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт. К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
Для автомобиля требовались замена и окрашивание заднего бампера.
Нововведения в законодательстве отменили предоставление выплат в большинстве случаев, заменив их на направление ТС в выбранную страховщиком станцию техобслуживания для осуществления бесплатного ремонта.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Амортизация авто. Как и зачем?
Амортизационные списания:
- относятся к издержкам компании;
- подлежат вычитанию из основных средств;
- считаются денежным эквивалентом износа объекта.
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
- Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
- Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
- Передача авто в лизинг.
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
На какие детали учитывается, на какие нет
Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.
Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.
К таким деталям относятся:
- ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
- элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
- детали антиблокировочной системы;
- тормозные диски, колодки, барабаны;
- индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
- пружины педали тормоза и колодок;
- суппорты;
- механизмы рулевого управления;
- отдельные элементы сцепных устройств.