Случайный выбор и игровой элемент: оценка банкротной реформы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Случайный выбор и игровой элемент: оценка банкротной реформы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Субординация требований кредиторов

Хотелось бы отметить и еще одно существенное предполагаемое нововведение – закрепление на законодательном уровне субординации требований аффилированных с должником кредиторов.

Как предполагали многие, формировавшаяся долгие годы судебная практика о субординации должна получить закрепление в законодательстве о банкротстве. Первым шагом на пути закрепления стал Подготовленный Президиумом ВС РФ «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц» от 29.01.2020 года. И, наконец, в проекте изменений законодатель предложил:

Во–первых, Ст. 2 дополнить формулировкой: «Кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не имеют права голоса на собрании кредиторов». Причем данный факт должен быть раскрыт таким лицом сразу при подаче заявления о включении требований в реестр, в обратном случае суд должен самостоятельно принят решение о наличии признаков заинтересованности.

Во-вторых, ввести новую ст. 137.1 Субординация требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц – данные требования будут удовлетворяться в пятую очередь и должны вытекать из предоставления контролирующим должника лицом финансирования в условиях появления признаков объективного банкротства и изначальной недокапитализации устава.

Данные мера также соответствует целям законодателя – предупреждение правонарушений в банкротстве и принципа соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов, дополнительно является защитной мерой независимых кредиторов.

Изучив проект, становится понятно, что законодатель решил во многом переформатировать банкротное законодательство с целью смещения вектора с «убийства» компаний на восстановление их платежеспособности.

Несмотря на количество предполагаемых изменений, главным возможным изменением, с нашей точки зрения, в законе стоит считать предложение относительно упразднения некоторых неэффективных процедур для юридических лиц, и появление процедуры реструктуризации долга как инструмента, с помощью которого в тяжелой экономической ситуации у должника может появиться реальная альтернатива банкротству и способ сохранения бизнеса.

Банкротство физических лиц изменения в 2022 году

Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов. СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.

Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность. Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.

Упрощенное банкротство в 2022 году

Упрощенная процедура банкротства доступна гражданам нашей страны, но сделать ее просто, по личному желанию невозможно, для этого должны быть выполнены ряд условий, которые являются в данном отношении обязательными. Первое условие касается суммы долга – он должен быть не больше полумиллиона и не меньше пятидесяти тысяч рублей в совокупности, оплата по долгу не должна поступать в течение трех месяцев. Также у должника должны быть обстоятельства, которые не дают погасить долг, например он потерял работу или доход сильно упал. Большим плюсом упрощенной формы проведения процедуры банкротства можно считать возможность списания долгов и то, что их сумма не будет больше расти. Сама процедура бесплатна, так как проходит через МФЦ, без третьих лиц. Время ожидания полгода, за этот период вы можете решить вопрос с деньгами. Кредиторы и коллекторы на вас больше не давят, не запугивают.

Полностью поддерживает «сам факт реформы» системы банкротств председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Текст законопроекта умещается примерно в 500 страниц, проинформировал парламентарий «Эксперт Online». «Мы сейчас поставили перед Минэком вопрос о необходимости проведения нулевых слушаний. Нам важно понять, как будет проходить эта реформа в пользу государства», — сказал депутат.

[Со стороны кредитора] реформа системы банкротства затронет не только банки, пояснил глава комитета, поскольку у нас кредиторами являются и крупные холдинги, и просто крупные компании. В этой истории есть и интересы профессионального сообщества, которое до сих пор не может консолидироваться.

Он не без иронии добавил, что «у нас арбитражные управляющие выполняют роль, чаще всего, патологоанатомов, которые уже работают, по сути, с «мертвым» делом». «Для экономики же России в данный момент необходимо резко поднимать возможности реабилитации компаний, которые попали в сложную ситуацию. Ведь, очевидно, что компании в нашей стране, проходя какой-то кризис, возрождались», — подчеркнул глава профильного комитета. Это важно для того, чтобы в годину кризиса компании сохраняли рабочие места и платили налоги. С этим вряд ли поспоришь.

Читайте также:  ВНЖ по браку: есть ли льготы для семейных мигрантов?

«Сейчас же весь институт арбитражных управляющих настроен только на одно — расчленить хладный труп компании и забрать оттуда все что можно», — сказал представитель нижней палаты парламента. Поэтому данная реформа больше всего возмущает самих арбитражных управляющих и их СРО (саморегулируемые организации), которые сейчас существуют в РФ.

В Госдуме, как рассказал нашему изданию председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, официально текст законопроекта ещё не получили.

Представить законопроект о реформе банкротства юрлиц для обсуждения в нижней палате парламента в рамках «нулевого чтения» пообещал на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Это должно произойти в ближайшие недели, после финальных согласований в правительстве.

Как заявил по итогам совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов, новый закон о банкротстве может быть принят Государственной думой уже весной. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае таково решение, поручение президента Российской Федерации. Дальше будем воплощать его в жизнь», — сказал первый вице-премьер.

Вынужденное нововведение?

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры.

С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.

«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России

Как стало известно «АГ», Минэкономразвития доработал законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. 15 января ведомство направило его в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

«Общая направленность изменений – это, во-первых, ужесточение требований к арбитражным управляющим, видимо, в целях искоренения практики назначения управляющих, лояльных к должникам и заинтересованным кредиторам, а во-вторых, попытка расширить правовой инструментарий для более полного удовлетворения требований кредиторов», – полагает адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар.

В пояснительной записке к почти 500 страницам поправок сказано, что их цель – комплексное реформирование института банкротства. «Действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Большинство дел о банкротстве возбуждается на стадии, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. Сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем», – указало министерство.

Отмечается, что законопроект направлен в том числе на расширение применения «реабилитационных механизмов» в отношении юрлиц и предусматривает новую вариативную процедуру – реструктуризацию долгов. Минэкономразвития предлагает отказаться от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления и ограничиться одной реабилитационной и одной ликвидационной процедурой.

«Несмотря на законодательное ограничение срока на проведение наблюдения, на практике оно может длиться намного дольше. Поскольку наблюдение не предусматривает активных мероприятий, данная процедура только затягивает срок банкротства конкретного должника и увеличивает размер текущих платежей к нему. Предлагаемые изменения должны помочь сохранить действующие хозяйственные субъекты и увеличить их шансы на восстановление платежеспособности», – считает юрист банкротного направления юридической фирмы VEGAS LEX Валерия Тихонова.

По мнению адвоката, советника юридической фирмы Dentons Марии Михеенковой, реструктуризация – очередная попытка борьбы с почти чисто «ликвидационной» направленностью института банкротства в России. «Будет ли она работать на практике – большой вопрос. Такие процедуры предусмотрены и сейчас, однако финансовое оздоровление и внешнее управление применяются исчезающе редко», – заметила она.

Минэкономразвития в пояснительной записке обратило внимание на то, что предусматриваются «совершенствование очередности и возможность субординации требований кредиторов и обеспечения залогом требований по обязательным платежам, создание новых механизмов, касающихся корпоративных управляющих для отдельных категорий должников и спасения бизнеса должника, в том числе посредством совершенствования инструментария замещения его активов».

«То, что ранее мы видели лишь в обзорах судебной практики высшей судебной инстанции, регулирующих вопросы субординации требований кредиторов, теперь предлагается узаконить», – указал Юнис Дигмар.

По мнению Валерии Тихоновой, поправки о субординации требований отвечают тенденциям правоприменительной практики по защите прав независимых добросовестных кредиторов. «Законодательное требование принципа субординации облегчит процесс доказывания необходимости понижения очередности требований аффилированных лиц (например, относительно требований по компенсационному финансированию). Предложенная норма при этом предусматривает исключения из общих правил о субординации, что обеспечит дополнительную защиту добросовестных лиц, предоставивших финансирование для улучшения финансовой ситуации должника, без цели ущемления интересов независимых кредиторов», – полагает юрист.

Министерство также предлагает реформировать процесс определения СРО и арбитражных управляющих: предусмотрены балльная оценка и случайный выбор организаций и управляющих. Изменения затрагивают обязательные требования к СРО, обучение и экзамен арбитражных управляющих. «Участникам дела о банкротстве станет сложнее контролировать арбитражных управляющих. В то же время государственное регулирование их деятельности ужесточится. “Баллы арбитражных управляющих”, “группы должников” и другие многочисленные подобные нововведения вызывают беспокойство, так как налицо явная формализация и, возможно, чрезмерное зарегулирование сферы», – указала Мария Михеенкова.

Проектом предполагается, что построение очередности требований кредиторов будет обусловлено характером обязательств: «Так, например, расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности, в том числе по его обратному требованию, производятся после расчетов с лицом, чьи требования не связаны с такой ответственностью». Именно поэтому требования, которые не связаны с наличием таких обстоятельств, предлагается сделать приоритетными, объяснило министерство.

«В целях снижения расходов на проведение торгов, их ускорения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предусматриваются раскрытие сведений о формировании и реализации конкурсной массы в единой информационной системе о торгах, изменение в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем, при отсутствии заявок, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение», – описывает реформу торгов министерство. Кроме того, оно предлагает отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам. «Включение в закон более детального регулирования ряда институтов, в частности торгов и финансового анализа должника, можно оценить положительно. Это может способствовать правовой определенности», – считает Мария Михеенкова.

Затянувшаяся революция

Данный проект закона может считаться революционным потому, что с начала 2000-х годов в РФ в закон о банкротстве (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». — Авт.) не вносилось каких-либо принципиальных изменений, или больших объёмных правок и дополнений, говорит Игорь Зиневич.

Предлагаемые изменения направлены на кардинальное изменение всех действующих процедур банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство). «Белоусовская» реформа предлагает по сути всё это сократить и сделать всё, как у граждан: реструктуризация долгов и реализация имущества (у юрлиц это конкурсное производство). «То есть власти хотят всё сделать так, как это есть сейчас при банкротстве простых граждан, то есть все унифицировать», — подчеркнул Зиневич.

Вынужденное нововведение?

Новый законопроект предлагает, главным образом, новый подход к выбору арбитражных управляющих, основанный на соблюдении определенных требований и балльной системе оценки деятельности как самих управляющих, так и СРО. В какой-то степени такое нововведение является вынужденным, считает советник судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Татьяна Невеева.

С одной стороны, на практике выбор арбитражного управляющего зачастую превращается в «гонку» кредиторов, стремящихся назначить «лояльную» к ним кандидатуру, что, в конечном итоге, приводит к злоупотреблениям в ходе процедуры. С другой стороны, банкротство, ход которого напрямую зависит от компетентности арбитражного управляющего, в первую очередь, затрагивает имущественные интересы кредиторов.

«Следовательно, абсолютное лишение их права повлиять на процесс выбора выглядело бы необоснованным», — замечает Невеева.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».

Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

Читайте также:  Утилизация автомобилей в 2023 году

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.

Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Мораторий на банкротство

Ст. 9.1 Закона о банкротстве № 127-ФЗ ввела новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Теперь Правительство может отложить признание организаций и ИП несостоятельными по требованию кредиторов в период кризиса, чтобы спасти бизнес. Действие моратория продлено на 2021 год.

Для физических лиц мораторий не работает.

Мораторий распространяется на долги, но не учитывает текущие платежи должника. Введение моратория в 2021 дало предпринимателям и юридическим лицам небольшую передышку, временно защитив их от принудительного банкротства.

В дополнение к этому, статья 95 127-ФЗ предусматривает:

  • приостановление исполнительных производств и принудительного взыскания через ФССП, за исключением долгов по зарплате и непосредственно затрагивающих личность кредиторов (алименты, возмещение вреда);
  • приостановление начисления пени и штрафов в связи с неисполнением долговых обязательств;
  • если в суде уже начато производство по делу о банкротстве предприятия или ИП, то дело будет отложено до момента снятия моратория.

Однако закон о банкротстве с поправками в части моратория лишает организации и предпринимателей права выплачивать дивиденды, производить взаимозачет встречных требований и совершать сделки. Сделки по выводу активов, произведенные при наложенном моратории, будут признаны ничтожными.

В заключение: новый порядок процедуры банкротства встречает критику

Однако стоит отметить, что Законопроект вызывает много критики со стороны арбитражных управляющих, бизнеса и юристов. Так, высказываются мнения, что балльная оценка работы арбитражных управляющих, ее зависимость от размера удовлетворенных требований кредиторов и срока проведения процедуры банкротства может быть не только несправедлива в отношении самих управляющих (потому что такого имущества может не быть у должника по объективным причинам, не зависящим от арбитражных управляющих), но и привести к «нездоровому» стремлению управляющих в оспаривании и поиске имущества в ущерб добросовестности.

Изменение процедур выплат арбитражным управляющим, возможность лишения их баллов и иные моменты создают коррупционные риски и лишают их самостоятельности и независимости. Баланс интересов должников и кредиторов, по мнению бизнеса, также будет нарушен.

Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство

С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.

Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Об упрощенной процедуре банкротства физических лиц (не через суд) заговорили еще в 2021 году. Но изменения так и не были внесены.

Однако разговоры не замолкают, а наоборот — депутаты выступили с проектом, суть которого в упрощении процедуры банкротства для тех должников, кого условно можно назвать «малоимущими». Сотрудники Минэкономразвития уже довольно продолжительное время ищут возможность удешевить процедуру.

Кроме того, для специалистов в данной области очевидно, что нецелесообразно начинать судебный процесс для тех, у кого нет ни работы, ни денег, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Предполагается, что с октября 2021 года станет возможным, не обращаясь в суд, бесплатно объявить себя банкротом тем, кто подпадает под ряд условий. К этим условиям относятся:

  • доход потенциального банкрота ниже, чем среднедушевой по региону;
  • отсутствует имущество, которое можно было бы продать;
  • нет судимости по «экономической» статье и не было административных привлечений за мелкое хищение, а также фиктивное или преднамеренное банкротство.

Предполагается, что, отвечая данным требованиям, вы сможете просто обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, один из которых и займется вашим делом. Средства на оплату его услуг будут выделяться из специального фонда СРО.

В течение двадцатидневного срока положение ваших дел будет проверяться, после чего должен быть вынесен вердикт о признании либо непризнании вас несостоятельным. Однако вступят данные изменения в силу или нет, мы сможем узнать позже.

А пока рассмотрим процедуру банкротства физических лиц в том виде, в котором вы точно столкнетесь с ней в 2021-м. Во-первых, хотите объявить себя банкротом — докажите, что на то есть веские основания:

  • до наступления сроков исполнения обязательства вы уже поняли, что в ближайшем будущем не сможете полностью удовлетворить денежные требования всех кредиторов — вам разрешается подать соответствующее заявление при любой сумме долга;
  • в течение 30-ти рабочих дней с момента, как вы поняли, что не сможете оплатить полностью долг размером не менее полумиллиона рублей — в этом случае вы обязаны объявить себя банкротом.

В сумму долга включается неуплата налогов, сборов и иных обязательных платежей. В обоих случаях для этого необходимо подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.

Во втором случае, если вы не подадите заявление, вам придется платить штраф в размере 1000–3000 рублей, согласно пункту 5 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях. Есть косвенные признаки, на которые вы как должник можете опереться, чтобы понять, что вам стоит инициировать банкротный процесс:

  • неисполнение денежных требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил;
  • прошествие месяца с момента, как вы не удовлетворили хотя бы десятую часть от всех кредиторских требований, срок исполнения по которым наступил;
  • размер долга превысил объем вашего имущества;
  • пристав-исполнитель вернул вашему кредитору исполнительный документ на основании отсутствия у вас каких-либо доходов или имущества.
Читайте также:  Военные училища для девушек: список, рейтинг, специальности

Если вы имеете статус ИП, то за 2 недели до обращения должны отправить в ЕФРС о фактах деятельности юридических лиц уведомление о том, что собираетесь банкротиться, согласно пункту 2.1 статьи 213.4 профильного закона. Если вы ИП, то процедура банкротства для вас будет проходить так же, как и для обычных граждан.

  • документы, подтверждающие наличие задолженности и вашу неплатежеспособность;
  • выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или отсутствии у вас статуса ИП;
  • списки должников и кредиторов лица по Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития № 530;
  • опись вашего имущества по Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития № 530;
  • копии документов, подтверждающих право собственности на имущество и исключительные права;
  • сведения о доходах и уплаченных налогах за тот же период;
  • копия свидетельства о заключении или расторжении брака и другие документы.

После этого арбитражный суд возбуждает (или не возбуждает) судебный процесс о признании вас банкротом. Если у вас есть доход и суд посчитает достаточным частично систематически погашать требования кредиторов, то будет проведена реструктуризация долга.

То есть ваши кредиторы будут получать от вас деньги не на первоначальных условиях, а на тех, которые определит суд. Если же доходов и имущества нет вообще, то ваши долги просто спишутся, а горе–кредиторы останутся у разбитого корыта.

В целом, процесс банкротства физического лица не претерпит кардинальных изменений, по крайней мере, до октября 2021. Если же изменения нам и грозят, то только в виде упрощенной процедуры банкротства для «мелких» должников.

1 апреля 2021 года Минэкономразвития, по поручению премьера России Михаила Мишустина, разработало законопроект о бесплатном банкротстве граждан. Это стало ещё одной мерой поддержки россиян на фоне общего кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

«Банкротство — цивилизованный способ избавиться от долгового бремени и начать финансовую жизнь с чистого листа…» — заявил замминистра Илья Торосов, «… и оно не должно быть обременительным для граждан, доходы которых находятся на низком уровне».

По сравнению с проектом закона об упрощенном банкротстве, принятым в марте на первом чтении Государственной Думы, новый документ имеет много новых положений.

В части судебного банкротства схема максимально упрощена: подать заявление в суд может как должник, так и один из его кредиторов, долг перед которым составляет 500–700 тысяч рублей, а длительность просрочки превышает 3 месяца. Но есть ряд условий:

  • в течение предшествующего года гражданин не продавал имущество стоимостью свыше 2 млн рублей;
  • в течение последних полугода гражданин не менял фамилию;
  • у него отсутствует непогашенная судимость.

По упрощённой (бесплатной) схеме гражданин признаётся банкротом всего за 5 дней с момента подачи заявления. Причём если инициатором процедуры является должник, судебное заседание не проводится, финуправляющий не привлекается — процедура реализации имущества ложится на плечи банкрота.

Если заявителем становится один из кредиторов, то финансовый управляющий будет привлечён без оплаты его услуг банкротом. Его обязанности будут ограничены ведением реестра требований кредиторов, формированием отчётности и проведением реализации имущества должника (если такая процедура будет введена).

Что касается внесудебного банкротства, то оно проводится в отношении граждан, оставшихся без дохода и не располагающих имуществом, которое можно реализовать в счёт погашения долгов.

  1. Должник обращается в СРО арбитражных управляющих (рассматривается вопрос о приёме аналогичных заявлений в МФЦ).
  2. Если он соответствует всем признакам, то его объявляют банкротом. Начисление пени, процентов и штрафов за просрочки будет остановлено.
  3. Далее сроком на 1 год вводится процедура наблюдения за должником — если за этот период его доходы вырастут или в распоряжение гражданина поступит дорогостоящее имущество (общей суммой превышающее 500 тысяч рублей), то процедура будет отменена. В течение этого периода гражданин также лишается права выдавать или получать займы, выступать поручителем.

Принятие законопроекта в окончательном виде планируется в середине апреля 2021 года.

Провести банкротство физических лиц бесплатно можно будет даже без привлечения суда. В отличие от судебного, во внесудебном порядке кредиторы не контролируют действия заемщика, не знают о списке долгов и не могут получить неустойку или пени.

Вся информация конфиденциальна и будет известна только управляющему. В открытом доступе отобразится только сам факт возбуждения банкротства.

Помимо внесудебной процедуры планируется ввести судебное упрощенное банкротство.

При судебной упрощенной процедуре банкротства гражданина признают банкротом в течение 5 суток после обращения в арбитражный суд. Судья утверждает порядок продажи имущества. При этом, арбитражный управляющий может не привлекаться, а обязанность реализовать имущество будет передана должнику.

Если в судебном заседании у должника обнаружится капитал свыше 500 тысяч рублей, банкротство продолжится в общем порядке.

При обращении в суд кредиторов заемщику назначают арбитражного управляющего.

  1. Долг перед банком в пределах от 50 до 700 тысяч рублей.
  2. Не более 25% задолженности накопились за 6 месяцев.
  3. В прошлом году не было безвозмездных сделок дороже 200 тысяч рублей и возмездных дороже 2 миллионов рублей.
  4. Ваши сбережения меньше 500 тысяч рублей и не могут покрыть долг.
  5. Последние полгода вы не меняли ФИО.
  6. Нет непогашенной судимости за экономические преступления и преднамеренное банкротство.
  7. Прошлое банкротство во внесудебном порядке было больше 10 лет назад.
  8. Судебная реструктуризация прошлых долгов проводилась не менее 5 лет назад.

Физическое лицо может стать банкротом без привлечения суда, подав заявление в СРО арбитражных управляющих. После этого арбитражный управляющий подает сведения в ЕФРСБ.

Внесудебный порядок применяется к гражданам, у которых:

  • долг в пределах от 50 до 500 тысяч рублей,
  • нет заработка и денег на кредитные платежи,
  • нет имущества, которое можно отобрать в счет долга.

Настоящая процедура вводится с целью помочь по-настоящему бедным гражданам списать задолженности, в особенности тем, кто в силу обстоятельств не имеет никакой финансовой подушки. Известно, что в стандартной процедуре банкротства необходимо оплачивать услуги финансового управляющего, публикации и другие затраты.

Цель новых процедур — сэкономить деньги и без того небогатых должников.

В особенности уязвимыми являются следующие категории людей:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • малообеспеченные категории граждан;
  • люди, которые лишились постоянного источника дохода;
  • люди, у которых нет средств на оплату судебных расходов.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *