Минздрав: Что изменится в лицензировании медицинской деятельности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минздрав: Что изменится в лицензировании медицинской деятельности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.

Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию

Кому нужна медицинская лицензия? По закону, почти 150 видов работ и услуг в области медицины подлежат обязательному лицензированию. К ним относятся работы и услуги, предоставляемые в рамках следующих мероприятий медицинской направленности:

  • Оказание первичной, специализированной, скорой и паллиативной медицинской помощи
  • Проведение медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований
  • Санитарно-противоэпидемиологическая профилактика
  • Курортно-санаторные оздоровительные мероприятия
  • Трансплантация органов и тканей
  • Использование донорской крови

Ответственность за работу без медицинской лицензии

В соответствии с законодательством РФ осуществление медицинской деятельности без лицензии влечет за собой административную ответственность и наказание в виде штрафов:

  • до 2500 рублей для физических лиц
  • до 40000 рублей для индивидуальных предпринимателей
  • до 50000 рублей для юридических лиц
  • до 250000 рублей для некоммерческих организаций

Также законом предусмотрена уголовная ответственность в тех случаях, если:

  • осуществление медицинской деятельности без лицензии привело к причинению вреда здоровью человека с наказанием в виде: штрафа до 120000 рублей, ограничения свободы, принудительными работами или лишения свободы на срок до 3-х лет.
  • осуществление медицинской деятельности без лицензии повлекло за собой смерть человека с наказанием в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5-ти лет.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

  • по судебно-медицинской экспертизе – дополнение работами (услугами) по судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц и по материалам дела;
  • судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа и по материалам делам, исключение спектрографической и судебно-цитологической экспертиз;
  • по судебно-психиатрической экспертизе (комплексной) – для амбулаторной вводится уточнение «живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам», для стационарной редакционно уточняется формулировка.

При этом наименования работ (услуг), касающихся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктом 5.2.106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608.

О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство РФ постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

  • Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
  • Перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

2. Выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

  • постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 17, ст. 1965);
  • пункт 187 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. № 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 37, ст. 5002);
  • постановление Правительства РФ от 17 января 2013 г. №9 «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2013, № 3, ст. 207);
  • пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам обращения лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. №342 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обращения лекарственных средств для медицинского применения» (Собрание законодательства РФ, 2013, № 16, ст. 1970);
  • пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. №956 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (Собрание законодательства РФ, 2016, № 40, ст. 5738);
  • постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1327 «О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2016, № 51, ст. 7379);
  • пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. №192 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 9, ст. 1195);
  • постановление Правительства РФ от 15 мая 2020 г. № 688 «О внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 21, ст. 3270);
  • пункт 1 изменений, которые вносятся в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 августа 2020 г. №1154 «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 32, ст. 5299);
  • пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. №1961 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства РФ, 2020, № 49, ст. 7934).
Читайте также:  Как заставить платить алименты с черной зарплаты?

При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):

  1. При оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по:
    • авиационной и космической медицине;
    • акушерскому делу;
    • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
    • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
    • аллергологии и иммунологии;
    • анестезиологии и реаниматологии;
    • бактериологии;
    • вирусологии;
    • водолазной медицине;
    • гастроэнтерологии;
    • гематологии;
    • генетике;
    • гериатрии;
    • гистологии;
    • дезинфектологии;
    • дерматовенерологии;
    • детской кардиологии;
    • детской онкологии;
    • детской урологии-андрологии;
    • детской хирургии;
    • детской эндокринологии;
    • диабетологии;
    • диетологии;
    • забору гемопоэтических стволовых клеток;
    • забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов;
    • инфекционным болезням;
    • кардиологии;
    • клинической лабораторной диагностике;
    • клинической микологии;
    • клинической фармакологии;
    • колопроктологии;
    • лабораторной генетике;
    • лабораторной диагностике;
    • лабораторной микологии;
    • лабораторному делу;
    • лечебной физкультуре;
    • лечебной физкультуре и спортивной медицине;
    • мануальной терапии;
    • медицинской генетике;
    • медицинской оптике;
    • медицинской реабилитации;
    • медицинской статистике;
    • медицинскому массажу;
    • неврологии;
    • нейрохирургии;
    • неонатологии;
    • нефрологии;
    • общей практике;
    • онкологии;
    • операционному делу;
    • организации здравоохранения и общественному здоровью;
    • организации сестринского дела;
    • ортодонтии;
    • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
    • офтальмологии;
    • патологической анатомии;
    • паразитологии;
    • педиатрии;
    • психиатрии;
    • психиатрии-наркологии;
    • психотерапии;
    • пульмонологии;
    • радиологии;
    • радиотерапии;
    • ревматологии;
    • рентгенологии;
    • рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению;
    • рефлексотерапии;
    • сексологии;
    • сердечно-сосудистой хирургии;
    • сестринскому делу;
    • сестринскому делу в педиатрии;
    • стоматологии детской;
    • стоматологии ортопедической;
    • стоматологии терапевтической;
    • стоматологии хирургической;
    • сурдологии-оториноларингологии;
    • терапии;
    • торакальной хирургии;
    • травматологии и ортопедии;
    • транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов;
    • трансфузиологии;
    • ультразвуковой диагностике;
    • управлению сестринской деятельностью;
    • урологии;
    • физиотерапии;
    • фтизиатрии;
    • функциональной диагностике;
    • хирургии;
    • хирургии (абдоминальной);
    • хирургии (комбустиологии);
    • челюстно-лицевой хирургии;
    • эндокринологии;
    • эндоскопии;
    • энтомологии;
    • эпидемиологии;
  2. При оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по:
    • авиационной и космической медицине;
    • акушерскому делу;
    • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
    • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
    • аллергологии и иммунологии;
    • анестезиологии и реаниматологии;
    • бактериологии;
    • вакцинации (проведению профилактических прививок);
    • вирусологии;
    • водолазной медицине;
    • гастроэнтерологии;
    • гематологии;
    • генетике;
    • гериатрии;
    • гистологии;
    • дезинфектологии;
    • дерматовенерологии;
    • детской кардиологии;
    • детской онкологии;
    • детской урологии-андрологии;
    • детской хирургии;
    • детской эндокринологии;
    • диабетологии;
    • диетологии;
    • забору гемопоэтических стволовых клеток;
    • забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов;
    • изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации;
    • инфекционным болезням;
    • кардиологии;
    • клинической лабораторной диагностике;
    • клинической микологии;
    • клинической фармакологии;
    • колопроктологии;
    • лабораторной генетике;
    • лабораторной диагностике;
    • лабораторной микологии;
    • лабораторному делу;
    • лечебной физкультуре;
    • лечебной физкультуре и спортивной медицине;
    • мануальной терапии;
    • медицинской генетике;
    • медицинской оптике;
    • медицинской реабилитации;
    • медицинской статистике;
    • медицинскому массажу;
    • неврологии;
    • нейрохирургии;
    • неонатологии;
    • нефрологии;
    • общей практике;
    • онкологии;
    • операционному делу;
    • организации здравоохранения и общественному здоровью;
    • организации сестринского дела;
    • ортодонтии;
    • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
    • офтальмологии;
    • паразитологии;
    • патологической анатомии;
    • педиатрии;
    • пластической хирургии;
    • профпатологии;
    • психиатрии;
    • психиатрии-наркологии;
    • психотерапии;
    • пульмонологии;
    • радиологии;
    • радиотерапии;
    • реаниматологии;
    • ревматологии;
    • рентгенологии;
    • рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению;
    • рефлексотерапии;
    • сексологии;
    • сердечно-сосудистой хирургии;
    • сестринскому делу;
    • сестринскому делу в педиатрии;
    • стоматологии детской;
    • стоматологии ортопедической;
    • стоматологии терапевтической;
    • стоматологии хирургической;
    • сурдологии-оториноларингологии;
    • терапии;
    • токсикологии;
    • торакальной хирургии;
    • травматологии и ортопедии;
    • транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга;
    • транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации;
    • транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов;
    • трансфузиологии;
    • ультразвуковой диагностике;
    • управлению сестринской деятельностью;
    • урологии;
    • физиотерапии;
    • фтизиатрии;
    • функциональной диагностике;
    • хирургии;
    • хирургии (абдоминальной);
    • хирургии (комбустиологии);
    • хранению гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга;
    • челюстно-лицевой хирургии;
    • эндокринологии;
    • эндоскопии;
    • энтомологии;
    • эпидемиологии;
  3. При оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по:
    • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
    • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
    • онкологии;
    • ревматологии;
  4. При оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по:
    • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий);
    • акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий);
    • гастроэнтерологии;
    • гематологии;
    • дерматовенерологии;
    • детской кардиологии;
    • детской онкологии;
    • детской урологии-андрологии;
    • детской хирургии;
    • детской эндокринологии;
    • кардиологии;
    • колопроктологии;
    • медицинской генетике;
    • неврологии;
    • нейрохирургии;
    • неонатологии;
    • нефрологии;
    • онкологии;
    • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
    • оториноларингологии (кохлеарной имплантации);
    • офтальмологии;
    • педиатрии;
    • ревматологии;
    • сердечно-сосудистой хирургии;
    • торакальной хирургии;
    • травматологии и ортопедии;
    • трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;
    • урологии;
    • хирургии (абдоминальной);
    • хирургии (комбустиологии);
    • хирургии (трансплантации органов и (или) тканей);
    • челюстно-лицевой хирургии;
    • эндокринологии.

Несколько уточнений по вопросу квалификации деятельности в качестве медицинской

Иногда бывает тяжело с ходу определить, носит деятельность лечебный характер или нет.

Так, не всегда включение услуги или работы в Перечень и ее соответствие остальным требованиям влечет необходимость в приобретении лицензии на медицинскую деятельность.

К примеру, Минздрав в письме от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 пояснил, что услуги и работы в сфере дезинфектологии могут квалифицироваться как медицинская деятельность (а следовательно, требуют лицензии на медицинскую деятельность) в тех случаях, когда они оказываются в рамках первичной, медико-санитарной, специализированной медпомощи и помощи при санитарно-курортном лечении. Если же дезинфекционная деятельность не связана с оказанием медицинских услуг, то необходимость в получении специального разрешения на осуществление такого вида деятельности отсутствует.

Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?

На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

Сегодня действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

при оказании первичной медико-санитарной,

при специализированной (в том числе высокотехнологичной),

скорой (в том числе скорой специализированной),

при паллиативной медицинской помощи,

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,

Читайте также:  Суть вахтового метода работы и оплата труда при его использовании

при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,

при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

  • по судебно-медицинской экспертизе – дополнение работами (услугами) по судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц и по материалам дела;
  • судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа и по материалам делам, исключение спектрографической и судебно-цитологической экспертиз;
  • по судебно-психиатрической экспертизе (комплексной) – для амбулаторной вводится уточнение «живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам», для стационарной редакционно уточняется формулировка.

При этом наименования работ (услуг), касающихся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктом 5.2.106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608.

Основные лицензионные требования

Рынок медицинских услуг характеризуется достаточно высокими барьерами входа в части лицензионных требований.

Лица, желающие возглавить медицинскую организацию, или структурное подразделение иной организации, осуществляющее медицинскую деятельность, должны иметь высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста, в том числе, по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». У руководителя структурного подразделения медицинской организации может быть иное высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование. В дальнейшем, специалисты должны повышать квалификацию не реже 1 раза в пять лет.

Схожие требования предъявляются к индивидуальным предпринимателям, однако, при намерении осуществлять доврачебную помощь они могут ограничиться средним медицинским образованием и сертификатом специалиста.

Для лиц с высшим медицинским образованием стаж работы должен составлять не менее 5 лет, со средним – 3 лет. Работники, имеющие соответствующее образование, должны заключить трудовые договоры с соискателем лицензии. Для организаций, входящих в государственную или муниципальную систему здравоохранения, установлены также требования к структуре и штатному расписанию.

Оказание медицинских услуг осуществляется в принадлежащих на законном основании зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях, соответствующим санитарным правилам и только с использованием зарегистрированных в установленном порядке и принадлежащих на законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов). Медицинские изделия подлежат техническому обслуживанию, которое осуществляется собственными силами (работниками, имеющими профессиональное образование, квалификацию) или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений определен Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений». Для предоставления данной услуги необходимы санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, которые проводят центры гигиены и эпидемиологии в конкретном регионе по установленным ими регламентам.

При определении перечня изделий, необходимых для выполнения работ (оказания услуг), составляющих медицинскую деятельность, соискатель должен руководствоваться порядками оказания медицинской помощи, по крайней мере, так предписывает упомянутый Приказ № 121н и большинство официальных сайтов лицензирующих органов. Если обратиться, например, к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях», то для соискателя, намеренного оказывать достаточно популярные платные стоматологические услуги, доступны стандарты оснащения стоматологического кабинета, в частности, наименование и минимальное количество необходимых медицинских изделий. Также, Порядок предписывает организациям государственной системы здравоохранения штатные нормативы медицинского и другого персонала кабинета стоматологического профиля, что не препятствует иным организациям ориентироваться на них.

К сожалению, указанные порядки оказания медицинской помощи (а также релевантные положения, правила) приняты не для всех видов услуг, составляющих медицинскую деятельность. Таким образом, соискатель лицензии на нерегламентированные виды деятельности находится в состоянии правовой неопределенности относительно достаточности его материально-технической базы до момента проведения в отношении него соответствующих проверок. Описанная коллизия стала предпосылкой громкого дела, сторонами которого являлись Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, где также были привлечены Минюст, Росздавнадзор (№ А40-9755/18-84-67). Комиссия ФАС России усмотрела в бездействии Минздрава России, выразившемся в неустановлении требований к организации выполнения работ (оказания услуг), составляющих медицинскую деятельность, нарушение законодательства о защите конкуренции. По данным ФАС, регламентировано лишь 42% от общего числа видов работ, услуг, содержащихся в перечне, в связи с чем лицензирующие органы произвольно принимают решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Также, данное дело подняло проблему лицензирования сопутствующих услуг, работ, что напрямую законодательством не предусмотрено. Однако, позиция Минздрава заключается в том, что лицензия на такой вид, как «организация здравоохранения и общественное здоровье» должна быть получена всеми организациями независимо от номенклатуры медицинской деятельности. В рамках спора проанализированы также случаи привлечении к ответственности юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, при этом привлекших медицинских сестер с соответствующими сертификатами, но не имеющих лицензии на «сестринское дело» (ЗАО »Медицинская компания ИДК»). Суд поддержал ФАС во мнении, что отсутствие единообразных конкретных лицензионных требований нарушает законодательство о защите конкуренции и негативно влияет на соответствующие рынки. Минздрав в 2018 году разместил проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в положение о лицензировании, предполагающий исключение некоторых услуг из перечня, изменение подхода к наличию исключительно медицинского образования у руководителя, переход от системы сертификации к системе аккредитации. Однако, на сегодняшний день проект все еще на стадии обсуждения.

Для юридических лиц намеренных осуществлять такие виды деятельности, как обращение донорской крови и ее компонентов, трансплантация органов и тканей, медико-социальная экспертиза дополнительные требования также установлены специальными законами.

Лицензиаты должны соблюдать порядки:

  • оказания медицинской помощи;
  • внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • предоставления платных медицинских услуг.

Что же касается процедуры лицензирования медицинской деятельности, то её особенности рассмотрены нами в отдельной статье «Получение лицензии на медицинскую деятельность».

Ответственность за нелицензированное оказание медицинских услуг

Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без разрешения наказывается законом. Данное требование касается и врачебной практики.

Так, за оказание медицинских услуг без лицензии КоАП предусмотрен штраф, размер которого может достигать 50 тысяч рублей. Помимо этого, возможно назначение дополнительного наказания в виде конфискации имущества нарушителя.

Если же в результате нелицензированного ведения медицинской деятельности был причинен вред здоровью граждан, виновному лицу грозит привлечение к уголовной ответственности, что предусмотрено статьями УК РФ. Наказание, определенное уголовным законодательством, назначается также в том случае, если деятельность нарушителя связана с получением прибыли в крупных размерах.

При открытии ИП этот пункт опускается, при желании организовать ООО набор персонала проводится до лицензирования, потому что для получения этого разрешительного документа придется предоставлять дипломы и квалификационные свидетельства специалистов, которые будут работать в клинике (центре). Основные категории работников, под которых формируется штатное расписание следующие:

  • Главврач/директор клиники.
  • Другие руководители.
  • Работники административно-хозяйственного корпуса.
  • Врачи.
  • Средний медперсонал.
  • Младшие медицинские работники.
  • Другие сотрудники.
Читайте также:  Льготы и выплаты ветеранам боевых действий в Чечне в 2023 году

При формировании штатного расписания нет необходимости указывать всех возможных специалистов, задействованных в медицинской сфере. Достаточно указать тех, специалистов, которые реально будут работать в данной структуре. Например:

  • Главврач/директор.
  • Невролог.
  • Психиатр.
  • Медсестра.
  • Администратор.
  • Санитарка.

Согласно данного штатного расписания определяется количество мебели, инвентаря, расходного материала. Принимаются на работу все сотрудники согласно квалификационных требований к той или иной профессии. Регламентируются все требования двумя документами:

  • Постановлением Правительства России за номером 29 от 16.04.12.
  • Законом о лицензировании России за номером 99-Ф3.

Что делать дальше после отмены лицензирования психотерапии?

Проблема заключается в том, что психотерапевт или психиатр обладают глубокими познаниями не только в области практической психологии, но и имеют высшее медицинское образование. Проблемы, которые они могут выявить у пациента, более глубокие, а значит и «прибыльные».

Для этого и было составлено постановление, — чтобы пациенты могли получать после отмены лицензирования психотерапии помощь квалифицированного специалиста, а не психолога, окончившего курсы.

Что же делать врачу-психотерапевту? Действовать по алгоритму и продолжать врачебную практику:

  1. Проверить срок действия сертификата по психиатрии. Если действующий 一 работать дальше, если нет 一 восстановить.
  2. При необходимости переоформить лицензию на психиатрию.
  3. Продолжить принимать пациентов в частной или государственной клинике. Или оформить ИП и продолжать работу самостоятельно.
  4. Пройти регистрацию в ЕГИСЗ и получить возможность использовать телемедицинские технологии для консультаций.
  5. Обязательно заполнять электронные амбулаторные карты.
  6. Использовать методы психотерапии и назначать медикаментозное лечение. Специалист имеет право выписывать электронные рецепты.

Психотерапевты и сексологи продолжают трудиться и лечить пациентов. Но при этом заниматься медицинской деятельностью смогут только специалисты с высшим медицинским образованием и лицензией.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Для оформления медицинской лицензии вам потребуется:

  • Найти помещение, подходящее под планируемый вид деятельности и привести его в надлежащий вид в соответствии с требованиями СЭС. Важно учитывать, что требования отличаются в зависимости от вида деятельности.
  • Получить на него заключение СЭС (Санитарно-Эпидемиологическое заключение)
  • Собрать полный пакет документов, требуемых для оформления лицензии
  • Нанять в штат высококвалифицированных медицинских специалистов, врачей с профильным образованием и опытом работы по специальности не менее 5 лет, прошедших курсы повышения квалификации по специальности, подходящие под ваши виды медицинской деятельности.
  • Установить сертифицированное медицинское оборудование под ваши виды деятельности согласно ГОСТам. Заключить договор об обслуживании медтехники с организацией, имеющей на это право, получить лицензию на обслуживание медтехники.
  • И выполнять ряд других необходимых требований.

Значительную помощь при получении медицинской лицензии окажут юристы — оформят документацию, но решать вопросы с выбором и ремонтом помещения, получения прав на пользование медтехникой придется самостоятельно.

Порядок оформления заключения СЭЗ

СЭЗ — заключение Госсанэпиднадзора — оформляется в течение месяца. Для его получения понадобится увесистая стопка документации и выполненных требований:

Для получения заключения Санэпидемстанции вам потребуются:

  1. Учредительные документы (устав, учредительный договор, приказ о назначении руководителя);
  2. Свидетельство о государственной регистрации организации;
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учет;
  4. Свидетельство о внесении изменений (в случае смены директора и/или внесения изменений в учредительные документы);
  5. Выписка и ЕГРЮЛ;
  6. Коды Госкомстата;
  7. Документы на нежилое помещение: договор аренды, свидетельство о праве собственности на помещение (если договор аренды заключен на срок менее одного года);
  8. Поэтажный план нежилого помещения;
  9. Экспликация к поэтажному плану нежилого помещения;
  10. Документы, подтверждающие право собственности на оборудование или иные основания пользования оборудованием;
  11. Трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников (трудовая книжка сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть, подтверждающая наличие стажа работы по специальности не менее 5-ти лет);
  12. Приказ о назначении главного врача или ответственного за работу медицинскую часть. У сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть должно быть высшее образование и стаж работы не менее 5-ти лет;
  13. СЭЗ и копия акта санитарно-эпидемиологической экспертизы, полученных ранее;
  14. Документы, подтверждающие медицинское образование старшего и среднего мед. персонала (дипломы, удостоверения и свидетельства о повышении квалификации, сертификаты работников, осуществляющих медицинскую деятельность);
  15. Штатное расписание, утвержденное организацией;
  16. Сертификаты качества медицинской техники (свидетельства о проверке, сертификаты о калибровке оборудования);
  17. Регистрационные удостоверения на медицинскую технику, произведенную позднее 2000 г.;
  18. Договор на техническое обслуживание медицинской техники;
  19. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (6000 рублей);
  20. Договор с соответствующими ЛПУ (для стоматологии — договор с зуботехнической лабораторией и т.п.);
  21. Метрологический контроль оборудования.
  22. Доверенность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *