Стали известны требования к педагогам-наставникам и педагогам-методистам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стали известны требования к педагогам-наставникам и педагогам-методистам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.

Различия старой и новой системы

В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:

  • чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
  • в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
  • уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

Для проведения аттестации на большей части территории России используют традиционно сложившуюся схему. Только в пилотных регионах введен новый сценарий, зафиксированный в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».

Измененная схема призвана сформировать общий формат проверки квалификации педагогов, ввести единые федеральные оценочные материалы или ЕФОМ, которые позволят рассматривать весь набор необходимых учителю навыков.

Под ними понимают предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки. В основе ЕФОМ лежат ФГОС общего образования и профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

В число пилотных регионов вошли Татарстан, Чечня, Ингушетия, Хабаровский край, Волгоградская область, пр.

Что входит в понятие профессионального стандарта

Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.

Профстандарт в образовании содержит в себе перечень требований к работникам сферы образования. Они касаются как профессиональных, так и личностных качеств. Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере по всей территории РФ. Руководители образовательных учреждений – детских садов, школ и других заведений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику. А педагоги, в свою очередь, с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности.

Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключать трудовые договора, составлять должностные инструкции, устанавливать систему оплаты труда.

Соответствие педагога профессиональному стандарту

Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Как получить первую категорию учителю?

Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.

Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.

Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:

  1. подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
  2. оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
  3. вынесение решения аттестационной комиссией.

На что обратить внимание в 2022 году?

В Письме № АЗ-57/08 сообщается, что на сегодняшний день представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19 не видят оснований для продления до конца 2022 года действия квалификационных категорий педагогических работников, сроки которых заканчиваются в период с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2022 года. Соответственно, педагоги должны проходить аттестацию в штатном режиме.

В части сохранения уровня заработной платы педагогическим работникам с учетом имевшейся квалификационной категории по истечении срока ее действия нужно обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 5.10.4 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минпросвещения России, на 2021 – 2023 годы, заключенного 29.12.2020 между Минпросвещения и Профессиональным союзом работников народного образования и науки, необходимо закреплять в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах положения о сохранении за педагогами условий оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории по истечении срока действия квалификационной категории в случае наступления чрезвычайных ситуаций, в том числе по санитарно-эпидемиологическим основаниям, не менее чем на 6 месяцев.

Таким образом, в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) за педагогическим работником может быть сохранен уровень заработной платы с учетом имевшейся квалификационной категории, срок действия которой истек, если это предусмотрено региональными отраслевыми соглашениями и (или) коллективными договорами.

Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.
Читайте также:  Как вступить в наследство по завещанию в 2023 году — пошаговая инструкция

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Ступень обучения

Требование

СПО, ВО

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

ДПО

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж.

При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:

  • можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
  • оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).

ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:

  • иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
  • накопить необходимые пенсионные баллы;
  • с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.

Как получить:

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
Читайте также:  Как узнать о своих задолженностях по услугам ЖКХ

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Как проверить знания?

Обучение применению и использованию СИЗ закончите проверкой знания требований охраны труда по вопросам применения и использования СИЗ.

Проведите проверку знаний в специализированной комиссии или совместите с проверкой знания требований охраны труда по окончании обучения требованиям охраны труда. Во втором случае достаточно создать единую комиссию по проверке знания требований охраны труда (п. 42 Порядка обучения № 2464).

В состав единой комиссии должны входить не менее трех человек: председатель, заместитель (заместители) председателя, члены комиссии. Включите руководителей и специалистов структурных подразделений, руководителей и специалистов служб охраны труда, лиц, проводящих обучение приемам оказания первой помощи. Допускается включить представителей профсоюза и уполномоченных по ОТ по согласованию (п. 73 Порядка обучения № 2464).

Всех членов комиссии обучите по программам А и Б и дополнительно по программе обучения применению и использованию СИЗ в учебном центре (п. 34 Порядка обучения № 2464).

Требования к составу специализированной комиссии схожи с общими. Членов комиссии достаточно обучить в учебном центре только по программе обучения применению и использованию СИЗ в учебном центр в учебном центре (п. 40 Порядка обучения № 2464).

Если проводите проверку знаний в единой комиссии, то оформите единый протокол проверки знания.

Если в организации есть специализированная комиссия по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, то оформите отдельный протокол.

Могу ли я самостоятельно подготовиться к экзамену на D?

К сожалению, нет.

18. Для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляются следующие документы:

д) документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;

Таким образом, в 2023 году нельзя сдать экзамены ГИБДД после самоподготовки. Закон требует, чтобы кандидат на категорию D отучился в автошколе, сдал внутренние экзамены и получил свидетельство об успешном окончании профессионального обучения.

Внедрение инновационных технологий

В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.

К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.

Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *