Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит гибкий график работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда понятия «гибкий» и «свободный график» не считают тождественными, понимая под «свободным» режим, кода учет осуществляется не по количеству отработанных часов, а по факту выполнения трудовой функции.
Гибкий или свободный?
В некоторых профессиях человек работает гораздо эффективнее, если он «не привязан» к своему рабочему месту, а решает свою задачу в удобное для себя время, потратив на нее столько часов, сколько будет необходимо. Примерами может служить труд дизайнера, рекламного агента, программиста, модератора сайтов и т.п.
Может ли работодатель узаконить их свободный график, только принимая работу, предоставив им сами решать вопросы организации труда, либо же останется только сотрудничать с фрилансерами? Сегодня этот вопрос становится все более актуальным, а значит, законодательно будет необходимо найти его решение.
В настоящее время Трудовой Кодекс, основанный на системе учета человеко-часов, не дает такой официальной возможности. На работодателе лежит обязанность учета рабочего времени, фактически отработанного каждым из сотрудников, и его адекватная фиксация (абзац 4 ст. 92 ТК РФ).
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 8 | 11 | 6 |
Комментарии к ст. 102 ТК РФ
1. Работодатель вправе предусмотреть, как это следует из комментируемой статьи, работу в режиме гибкого рабочего времени в различных вариантах (в индивидуальном и в коллективном).
2. В основе применения такого режима лежит суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК). Этот учет можно использовать и в рамках обычных режимов, так как его суть сводится к тому, что работник должен обязательно находиться на рабочем месте в определенное заранее рабочее время, например с 11 до 18 ч при обычном режиме, а начинать и заканчивать работу он может по собственному усмотрению. Однако это не исключает отработки установленного законодательством суммарного количества рабочих часов, которые включаются в учетный период (рабочий день, неделя, месяц и др.) (см. Рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 г. N 162/12-55).
3. Работа в режиме гибкого рабочего времени способствует повышению производительности труда. Основными признаками режимов являются скользящие (гибкие) графики работы. Они устанавливаются по соглашению между работодателем и работником как при приеме на работу, так и в период трудовой деятельности работника.
4. Скользящие (гибкие) графики работы могут быть также предусмотрены для отдельных категорий работников коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
Введение гибкого рабочего времени оформляется приказом (распоряжением) работодателя и не изменяет нормирования и оплаты труда, порядка предоставления установленных законодательством льгот и преимуществ.
Положение о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1984 г. N 170/10-101.
5. В зависимости от продолжительности учетного периода применяются, как правило, следующие варианты режимов гибкого рабочего времени: учетный период, равный кварталу, когда его продолжительность, установленная в равных частях, полностью отрабатывается в течение конкретного квартала; учетный период, равный рабочей неделе, когда его продолжительность, установленная в рабочих часах, полностью отрабатывается в течение данной рабочей недели; учетный период, равный рабочему месяцу, когда установленная месячная норма рабочих часов полностью отрабатывается в течение данного месяца.
В качестве учетного периода могут применяться иные периоды времени, которые наиболее удобны для работодателя и работников.
6. Работающие по режиму гибкого рабочего времени могут привлекаться к сверхурочной работе лишь по основаниям и с соблюдением порядка, указанного в ст. 99 ТК.
Перечень категорий работников связи, для которых может устанавливаться режим гибкого рабочего времени, утв. Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112.
Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.
Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.
ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.
В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.
При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.
Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
- водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Что изменилось не так давно?
В середине лета 2014 г. вступили в силу поправки, внесенные в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей Приказом Минтранса России от 24.12.2013 N 484 (далее — Положение). Отведенные на ознакомление полгода прошли, и можно уже подводить первые итоги применения документа в обновленной редакции.
Утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
График работы (сменности). Сейчас есть указание, что он составляется работодателем только при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Раньше вместо словосочетания «виды перевозок» использовалось слово с предлогом «на линии», которое мало о чем говорило. Поэтому конкретизация в данном случае была как нельзя кстати.
Раньше требовалось составлять графики работы водителей на каждый день (смену). Сейчас речь идет о том, что достаточно составить документ на каждый календарный месяц.
Устарело указание на то, что график работы (сменности) доводится до сведения водителей не позднее чем за месяц до введения его в действие. Этот вопрос работодатель решает самостоятельно так, чтобы своевременно информировать работника о режиме его труда. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей. По новым правилам графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха (часы междусменного отдыха в графике отражать не обязательно).
Специфика работы водителя. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения). Раньше почему-то допускалось отправлять в рейс только двух водителей (не больше и не меньше), если их пребывание в ТС составляет более 12 часов. Очевидно, что речь идет о междугородных рейсах, когда водители проводят в пути не одни сутки. Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. Это касается водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб. Сюда же добавлены перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях (п. 12 Положения). Водители этих служб фактически работают на условиях гибкого рабочего дня или суммированного учета рабочего времени.
Раньше было установлено, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Что это за места? В п. 13 Положения это не уточняется. Новая формулировка тоже не проясняет нам этого. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Хорошо, что хоть есть указание на документ (расписание движения), где нужно искать ответ на вопрос о месте отдыха (перерыва) между двумя частями смены. Следует признать, что все-таки наиболее вероятным является то, что место отдыха водителей находится поблизости от рабочего места (транспортного средства).
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Время управления автомобилем
Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.
Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.
Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.
Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.
Примечание. До 31 декабря 2021 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.
Ситуации, когда необходимо разделить рабочий день
На протяжении одного рабочего дня интенсивность работы может измениться. Например, с утра работы столько, что нет времени даже присесть. Но ближе к обеду заказов, звонков и прочего становится меньше. Одно дело, когда сотрудники просто сидят и нечего не делают, отсчитывая время до конца рабочего дня. И совсем другое, когда отправятся на несколько часов домой и выйдут на работу в то время, когда количество работы значительно увеличится.
Это не может быть случайным фактом. Такое должно происходить постоянно. Только так возникает необходимость внедрять разрывной график. Обычно подобные ситуации возникают в транспортных компания, в коммунальных службах у сотрудников авиационных компаний, на железной дороге и так далее. Поэтому в статье ТК точно указаны предпосылки для внедрения разрывного графика:
- специфика деятельности;
- работа различная по интенсивности, которая меняется на протяжении дня;
- в компании действует специальное постановление, принятое по профсоюзной линии;
- невозможность осуществлять обязанности из большого количества людей (например, уборщица в офисе, в отделении банка, в магазине и так далее).
Могу ли я установить водителю гибкий режим работы
Режим гибкого рабочего времени – форма организации рабочего времени сотрудника, при которой начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня или смены определяется по соглашению между сотрудником и работодателем. При этом работодатель обязан обеспечить отработку сотрудником необходимого количества рабочих часов в учетном периоде.* Об этом говорится в статье 102 Трудового кодекса РФ.
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Рабочее время и время отдыха водителей автомобилей
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей, как и других работников, не может превышать 40 часов в неделю. В течение этого времени водитель должен выполнять работу по профессии в соответствии с условиями трудового договора и Правилами внутреннего трудового распорядка. Работа водителя связана с управлением транспортным средством, но это не значит, что все свое рабочее время, то есть 40 часов в неделю, шофер должен непосредственно находиться за рулем. Более того, время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) лимитировано. Подобные ограничения, а также иные дополнительные требования к труду водителей установлены соответствующим Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение), утв. приказом Минтранса России от 20.08.2021 № 15.
При суммированном учете рабочего времени выходные (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графику работы (сменности). Необходимо учитывать, что количество выходных в текущем месяце не должно быть меньше числа полных недель.
Например, гибкий график может быть установлен сотрудникам, выполняющим работы по устранению аварий и повреждений средств связи, работникам радиостанций, телевизионных центров, ретрансляционных телевизионных станций и др (приказ Минсвязи России от 08.09.2003 № 112).
Во втором случае мы рекомендовали бы взять заявление (см. образец справа) от работника с просьбой установить желательный для него график работы. Затем следует подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать условие о ГРВ, а также конкретно указать график работы. На основании такого дополнительного соглашения работодатель издает приказ в свободной форме, в котором указывает дату (период) установления работнику ГРВ, разрешенный график работы, а также лицо, которое обеспечивает еженедельный учет рабочего времени сотрудника.
Как установить работнику гибкий график
Гибкий график работы — это какой? Свободный от обязательств? Ответ на вопрос такой: это четкая система, опирающаяся на жесткий контроль и дисциплину труда. Для любого сотрудника что значит полная занятость, гибкий график? Последнее понятие подразумевает необходимость работнику присутствовать на рабочем месте установленное количество часов, не учитывая при этом время обеденного перерыва.
Для того чтобы установить гибкий график (по ТК РФ), необходимо согласовать его между сотрудником и нанимателем. Сделать это можно как при приеме в учреждение, так и в процессе работы на предприятии. Причинами установки такого режима труда могут стать:
- бытовые, социальные, иные условия, при которых продолжать работать в обычном режиме не представляется возможным;
- экономичность использования рабочего времени, улучшение атмосферы в подразделении, повышение производительности труда.
Статья 102 ТК РФ определяет возможность установить гибкий график, внутри которого определены начало, окончание, длительность работы, оформив соглашение сторон.
Таким образом, работа по гибкому графику — это трудовая неделя установленной длительности (к примеру, 40-часовая), внутри которой рабочий день может состоять из 4, 8, 12 часов, но суммарно работник к концу учетного периода (недели) должен выйти на выработку в 40 часов. Сотрудники, чей труд основан на таких правилах, обладают тем же социальным пакетом от работодателя, что и работающий по обычной системе: выходные, отпуск, больничные и иные выплаты. Это значит, что использование подобного режима не влияет на порядок оплаты, порядок начисления и величину выплат, льготы, стаж и другие трудовые права.
Информация о том, что сотруднику определили гибкий режим, указывается:
- при приеме на работу — в приказе о приеме, изданном на основании заключенного трудового соглашения (наниматель вправе применить как унифицированную форму Т-1, так и самостоятельно разработанную);
- в процессе работы — в тексте заключаемого дополнительного к трудовому договору соглашения (по факту подписания документа наниматель издает распорядительный документ о применении режима рабочего времени для определенного сотрудника. Как основание документа надо указать допсоглашение с работником. Форму документа работодатель может разработать сам. В нем нужно указать должность, Ф.И.О. работника, которому определяется режим, дату введения, фиксированное и переменное время, время перерыва для отдыха и еды, длительность учетного периода. С документом надо ознакомить подчиненного под подпись).
Гибкий график работы: общая информация
Данная форма организации рабочего процесса подразумевает некоторое перераспределения несения ответственности между руководителем и сотрудниками. Это означает, что работник сам вправе решать в какие часы ему работать, а в какие заниматься своими личными делами. Часто данный нюанс относят к одной из форм мотивации персонала. Работодатель устанавливает несколько базовых часов в сутки, когда все работники должны быть в офисе и общее время, которое должно быть отработано за день или за неделю (месяц) в часы, которые удобны самому работнику.
По некоторым проведенным исследованиям такой рабочий график повышают эффективность работы, это обусловлено несколькими причинами:
- Снижается уровень беспокойства работника, связанного с личными проблемами которые необходимо решать в рабочее время при стандартном графике работы;
- Увеличивается доверие к работодателю и мотивированность работника;
- Повышается ответственность за поставленные задачи перед персоналом и т.д.