Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аутизм и инвалидность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрев, дают ли инвалидность ребенку при аутизме, нужно изучить виды и размеры финансовой помощи таким семьям от государства. Если несовершеннолетний относится к первой группе, его семье полагается ежемесячная выплата в размере 10 376 рублей и дополнительно 5 500 тысяч родителям за осуществление ухода. Если ребенка воспитывает постороннее лицо, второй тип выплаты увеличивается до 1 200 рублей.
Куда обратиться для прохождения экспертизы?
Нужно прийти в государственную или частную медорганизацию для прохождения диагностики здоровья и формирования направления на медико-социальную экспертизу — документа, содержащего сведения о состоянии здоровья, проведенных обследованиях и выбранном способе экспертизы. С собой необходимо иметь полис.
Если гражданин не может прийти в медучреждение по состоянию здоровья и имеет медицинское заключение об этом, он может вызвать врача на дом. При наличии необходимых результатов медицинских обследований лечащий врач передаст их в поликлинику для оформления направления на МСЭ.
В поликлинике можно выбрать:
- форму прохождения МСЭ: очно, посетив бюро МСЭ или заочно на основе медицинских документов;
- способ получения информации об этапах проведения МСЭ: в личном кабинете на портале Госуслуг, по телефону или почтой.
«Сроки установления инвалидности остались прежние, и они не меняются уже много времени», — пояснил Вовченко.
- I группа устанавливается на два года.
- II и III группы устанавливаются на один год.
- Группа инвалидности также может быть установлена бессрочно.
Переосвидетельствование I группы инвалидности проводится один раз в два года, II и III групп — один раз в год.
Детям, в зависимости от заболевания и его тяжести, инвалидность может быть установлена сроком:
- на один год;
- на два года;
- на пять лет;
- до достижения ими возраста 14 либо 18 лет.
Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом
Присвоение статуса инвалида ребенку, страдающему аутизмом, осуществляется в строгом соответствии с правилами, установленными нормативно-правовыми актами федерального уровня.
Процесс оформления происходит в шесть этапов:
· обращение в поликлинику по месту жительства к педиатру за диагностикой заболевания. Затем врач-психолог дает направление на прохождение медико-социальной экспертизы;
· прохождение перечня специалистов, указанных в направлении, и сдача анализов;
· обращение к лечащему врачу с результатами анализов, на основании которых специалист дает направление на комиссию;
· выдача комиссией документов о присвоении ребенку статуса инвалида или отказе в выдаче такого заключения;
· обращение в отделение Пенсионного Фонда за получение пенсионного удостоверения;
· обращение в отдел социальной защиты для оформления пособий.
Вся процедура должна выполняться полностью. В противном случае родителю откажут в выдаче заключения и получение денежной помощи на ребенка.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.
Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).
У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.
В зависимости от набора симптомов и степени адаптации в обществе, выделяют 3 степени аутизма:
- Скрытую, о которой на протяжении всей жизни человек может и не знать. В таких случаях излишняя замкнутость списывается на особенности характера;
- Атипичную, когда проявляется часть симптомов. Такой вид аутизма определяется после 3 лет;
Как разновидность атипичной формы выделяют сидром Аспергера, который часто удается диагностировать только к возрасту 10 лет. У детей, страдающих этим синдромом может быть правильное речевое поведение и хорошо развитый интеллект. Однако могут наблюдаться проблемы с координацией движений, повышенная эгоцентричность, повышенная концентрация внимания на одном занятии. При правильно подобранной терапии, такие дети могут хорошо интегрироваться в общество, окончить ВУЗы и завести семью.
- Типичную. Такая форма диагностируется чаще всего, присутствует большая часть симптомов.
Первое, что нужно сделать родителям малыша с диагнозом «аутизм», это принять его таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам. Можно выделить следующие рекомендации:
- Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу. В целом, при небольших отклонениях результаты заметны уже через несколько месяцев. Однако могут быть моменты, которые ребёнок усвоит лучше и моменты, которые он усвоит хуже. При несильных расстройствах и регулярной терапии, в совершеннолетнем возрасте человек имеет все шансы жить самостоятельно;
Для лучшего понимания и установления контакта родителям важно знать, что как минимум до достижения периода полового созревания, ребёнок не страдает от своего состояния. Ему комфортно в своём мире.
- Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Аутисты очень любят животных. Контакт с животными для них – это своего рода терапия;
- Выстроить последовательную и логичную линию поведения с малышом. Не повышать голос, объяснять всё чётко и медленно, подстроить свой режим дня под режим аутиста.
- Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться добавить что-то от себя, это может ухудшить ситуацию;
- Вмешиваться в пространство малыша и пытаться побуждать в нём стимулы, эмоции. При этом стараться не вырывать его из привычной обстановки и периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
- Не пугаться, если дитя волнуется или проявляет злость при попытке его социализировать. В данном случае наличие эмоций – это положительный признак;
- Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе. Вскоре он поймёт выгоду положительных отзывов и будет стараться следовать требуемой линии поведения;
- Вовлекать в процесс воспитания других родственников, учить их и дошкольника общаться друг с другом;
- Не запирать малыша дома. Это только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, пытаться мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
- Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду;
- Хотя бы раз в год выделять время для себя, оставлять ребёнка с бабушками и дедушками и уезжать в отпуск.
Классификация расстройств аутистического спектра
РАС классифицируют с учётом тяжести проявлений и основного психопатологического синдрома на 4 группы (классификация Никольской).
I группа. Самые тяжёлые нарушения: отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Ведущий патопсихологический синдром — отрешённость.
II группа. Выраженное стремление к постоянству. Любые изменения могут спровоцировать приступ агрессии. В привычной среде ребёнок открыт, повторяет фразы за другими, но сам не может их понять. Ведущий психопатологический синдром — отвержение реальности.
III группа. Ребёнок заинтересован в общении, стремится к успешности, но не готов пробовать, рисковать, идти на компромиссы. Как правило, увлечён одной узкоспециальной областью, поэтому может считаться юным интеллектуалом и даже гением. Ведущий психопатологический синдром — замещение ряда сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.
IV группа. Лёгкие нарушения. Ребёнок способен к контакту и анализу, но быстро утомляется, ему сложно сконцентрировать внимание, выполнять инструкции. Как правило, выглядит робким и рассеянным. Ведущий психопатологический синдром — ранимость.
Как жить с ребёнком с аутизмом
Если врач поставил ребёнку диагноз «аутизм», важно не скрывать информацию о его здоровье. Знание о своём диагнозе поможет ему думать о себе более позитивно и не считать себя неудачником или невоспитанным, потому что не всегда получается сделать так, как хочется, а эмоции нередко выходят из-под контроля.
Кроме того, это помогает адаптироваться и развивать нужные для социального взаимодействия качества. Например, учиться справляться с тревогой, заранее планировать свой день, адаптироваться к изменениям, поддерживать диалог.
Если в семье есть ребёнок с аутизмом, важно также соблюдать некоторые правила, которые помогут избежать травм, усиления тревожности и других проблем.
Термин «аутизм» используется уже более 100 лет (с 1908 года). Впервые он был озвучен Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, и использовался для описания пациентов с шизофренией, которые были особенно поглощены сами собой. Термин аутизм, который использовал Блейлер, происходит от греческого слова autós, что означает «сам». Оно предназначалось для описания «изолированного я», которое он увидел у людей с шизофренией [8]. На самом деле, эти диагнозы различны, так как у ребенка с аутизмом нет галлюцинаций, иллюзий, они не пользуются речью, чтобы передать свои иррациональные мысли, потому что они часто вообще не используют речь. К тому же дети с РАС имеют стабильные симптомы на протяжении жизни, а диагноз «шизофрения» обычно подразумевает периоды ремиссии.
В 1943 году доктор по имени Лео Каннер проводил наблюдения групп детей, которые ранее считались умственно отсталыми. Он отмечал, что у детей были трудности в социальном взаимодействии, тревожность при отклонении от привычного уклада жизни, эхолалия, ограниченность репертуара спонтанной активности, но при этом хороший интеллектуальный потенциал, неплохая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Каннеру принадлежит введение термина «ранний детский аутизм» (РДА) для описания совокупности симптомов у детей, которых он изучал [8].
Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].
Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].
В другом случае патологию называют умственной отсталостью или умственной отсталостью. Здесь все хуже, потому что исправить что-либо практически невозможно. Нарушение развития головного мозга и центральной нервной системы может стать причиной остановки интеллектуального совершенствования ребенка. Он не мог мыслить абстрактно, у него были нарушены когнитивные функции, он был эмоционально простым и бедным.
Умственно отсталый ребенок говорит и ходит медленно, потому что у него особое вегетативное состояние. У него ограниченная память, способность к обучению и овладению навыками ниже среднего, и он часто не может должным образом позаботиться о себе. Такой малыш легко привязывается к людям, которые хорошо к нему относятся. Он не замыкается в себе, а прикасается легко и радостно.
Как и дети с аутизмом, дети с расстройством очень любят музыку.
Эта патология бывает врожденной или проявляется у детей до трех лет. Однако следует отметить, что диагноз легкой степени тяжести может быть поставлен даже после окончания начальной школы.
Важное примечание: СДВГ не может прогрессировать.
Причины развития заболевания, возникновения аутизма
Какие основные причины появления, возникновения и развития аутизма? Современные ученые последние десятилетия активно занимаются изучением проблемы аутизма и разрабатывают различные теории возникновения болезни. Причиной является комплекс нарушений генетического, нейронального и когнитивного направления. Большое значение имеют органические заболевания головного мозга, генные мутации, экспрессия генов, взаимодействия генов, хромосомные аберрации, дупликации геномов, делеции, нарушения синаптической активности. Огромное значение имеет действие тератогенных факторов в первые 8 недель беременности матери малыша. Доказано, что возникновению расстройств аутистического спектра и искаженному развитию способствуют неблагоприятная экологическая обстановка в регионе проживания родителей, инфекции, употребление наркотиков, алкогольных напитков и лекарственных препаратов матерью во время беременности, внутриутробная гипоксия. Вакцинация маленьких детей также может спровоцировать развитие симптомов аутизма. Достоверно известно, что провоцируют возникновение патологии аутистического спектра врожденная краснуха, церебральный липидоз, детские спазмы, туберозный склероз, фрагильность X-хромосомы человека.
Симптомы аутизма у маленьких детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет (до 2 лет 6 месяцев)
Как проявляется аутизм у ребенка? Существуют характерные признаки и симптомы аутизма, которые позволяют поставить этот неприятный диагноз.
1. Малыш не улыбается или очень редко улыбается.
2. Отсутствие фиксированного взгляда на маму или папу.
3. Не смотрит в глаза.
4. Дети вяло сосут грудь, или не чувствуют насыщения пищей
5. Неадекватно реагирует на раздражители (например, слабо — на сильные, или сильно — на слабые).
6. Большая агрессивность по отношению к другим детям.
7. Нет привязанности к маме.
8. Аутенок не тянет руки к маме или папе.
9. Не гулит даже в 10 – 12 месяцев.
10. Не говорит в год 10 слов (немота).
11. Играет чаще с одной игрушкой.
12. В игре отдает предпочтение мелким деталям игрушки, а не всей игрушке.
13. Часто испытывает неадекватный страх.
14. Діти з аутизмом часто срыгивают.
15. Наблюдаются частые кишечные колики.
16. Частые нарушения стула у дітей.
Признаки и симптомы аутизма
Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
Проявляться все три группы признаков могут по-разному:
Группа — элемент триады |
Ограниченность социального взаимодействия |
Ограниченность общения |
Ограниченность и стереотипность поведенческих моделей |
Характерные симптомы |
отсутствие реакции на имя; боязнь прикосновений и звуков; невозможность находиться в толпе; атипичные проявления чувств; скудная мимика; неумение понимать язык тела и жестов; трудности с установлением зрительного контакта. |
склонность к одиночеству; отсутствие друзей; замедленное речевое развитие; неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации; отсутствие интереса к играм. |
повторяющиеся движения; следование определенным ритуалам; неконтролируемое повторение простых слов; страх перед малейшими изменениями; зацикленность интересов; утрата ранее полученных навыков. |
Что такое высокофункциональный аутизм?
Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
• повышенной внимательностью к деталям;
• превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
• нетипичными для возрастной группы интересами;
• предпочтением исследовательской деятельности.
Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.
Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
• Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
• Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
• Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.