Государственные нормативные требования охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные нормативные требования охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правовые источники охраны труда

Правовыми источниками охраны труда в России являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты работодателей, содержащие нормы трудового права, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда.

Конституция РФ содержит ряд статей, относящихся к безопасности и гигиене труда, в частности ст. 2, 7, 37, 41, 42, 45 и 60. В части 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого российского гражданина (в том числе лиц без гражданства и иностранных граждан) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни была дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы.

Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Раздел X ТК РФ посвящен охране труда и определяет общие положения, требования охраны труда, организацию охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда относятся к иным нормативным правовым актам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к таким актам относятся: стандарты безопасности груда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных требований охраны труда принимают законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда.

На основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты в области охраны труда (постановления, распоряжения и др.), а организации разрабатывают и принимают локальные нормативные акты: стандарты организации, инструкции по охране труда для работников, положения об организации работ по охране труда в организации, положения о комитетах (комиссиях) но охране труда и пр.

Действие нормативных правовых актов:

· Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

· Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового нрава, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

· Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

· Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Читайте также:  Как восстановить водительское удостоверение при утере в 2023 году?

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государственным нормативным требованиям охраны труда:

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Основные понятия ТК РФ в области охраны труда

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса. Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей. В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

В случае невозможности исключить воздействие на работников вредных либо опасных факторов, на предприятии должны использоваться индивидуальные и/или коллективные средства защиты. Эти средства позволяют снизить влияние опасных/вредных факторов до допустимой нормы.

Все требования, правила и нормы охраны труда, прописанные в ТК РФ — это стандарты безопасности, нацеленные на сохранение жизни и здоровья работников. Также эти стандарты признаны регламентировать социальные, экономические и лечебно-профилактические меры, направленные на обеспечение надлежащих условий труда.

Общие требования Трудового кодекса к охране труда персонала

Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.

Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.

В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.

Обучение охране труда

Статья ТК РФ 225, регламентирующая обучение охране труда, вменяет в обязанность проходить такое обучение всем — и работникам, и руководителям организаций всех форм собственности, и ИП, Государство, в свою очередь, обязуется способствовать обучению граждан нормам охраны труда.

Все новые сотрудники перед началом выполнения служебных обязанностей, а также работники, переведенные на другие должности, должны быть ознакомлены с инструкцией по охране труда. Также работодатель (или сотрудник, ответственный за ОТ в организации), должен провести инструктаж по оказанию первой помощи и предоставить руководство по безопасной эксплуатации оборудования и оснащения.

Организация обучения персонала и проверки знаний сотрудников по охране труда возлагается на работодателя. Отдельно в статье 225 ТК РФ обозначено, что сотрудники, работающие на должностях с высокими профессиональными рисками, опасными/вредными условиями труда, должны во время работы периодически проходить обучение и переаттестацию по ОТ.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Читайте также:  Кассационная жалоба. Как выиграть суд?

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Комментарий к Ст. 211 ТК РФ

1. Установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечивается соответствующими государственными требованиями охраны труда, обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (см. комментарий к настоящей главе).

2. О порядке разработки и утверждения соответствующих актов об охране труда см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314), а также Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Бюлл. Минтруда РФ. 2003. N 5).

ТЕМА 4. Государственные нормативные требования по охране труда

1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Читайте также:  Арест и конфискация: как купить недвижимость с большим дисконтом

Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве ( штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Понятие декларации, как вида отчетности руководителя

Наряду со специальной оценкой условий труда, с 2014 года у работодателей появилась обязанность отчитываться перед государством посредством представления декларации соответствия условий труда установленным требованиям.

Приказ Минтруда от 07.02.14 N 80н устанавливает порядок оформления и представления декларации. Декларацию разрешено подавать лишь тем руководителям, которые в установленном порядке провели спецоценку.

Последняя проводится с целью определения классов и подклассов условий труда, в соответствии с которыми рассчитываются гарантии и компенсации работникам, труд которых вреден или опасен.

Декларация подается относительно рабочих мест, проверка которых не выявила опасных или вредных факторов. Адрес/Метроатом декларации является госинспекция по труду населенного пункта, где расположена организация. Действует декларация в течение 5 лет. Однако декларацию не нужно подавать заново, если в течение указанного времени на поименованных в декларации рабочих объектах не произошло несчастных случаев, или отсутствуют случаи профзаболеваний работников по причине вредных, или опасных составляющих производимого труда.

Понятие необходимости выполнения требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны и влекут их неукоснительное выполнение каждым коллективом, вне зависимости от его ведомственного подчинения и сферы хозяйственной деятельности. Неисполнение или ненадлежащее их исполнение влечет соответствующие санкции. Это же касается всех руководителей, и работников.

Иногда нормативные документы могут и не заключать в себе критериев для организации безопасного труда на каком-либо конкретном участке. Это почти всегда влечет за собой нарушение соответствующих норм. Поэтому, чтобы предотвратить нарушение государственных нормативных требований охраны труда, что влечет за собой причинение вреда сотруднику, работодатель принимает меры, соответствующие именно данному участку работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *