Новости и события Российского исторического общества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новости и события Российского исторического общества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.

6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

Читайте также:  Образец приказа о применении дисциплинарного взыскания

7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви Божии никакова бесчинъства не было.

8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ное государство, которое государство с Московским государством мирно,.и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякого задержания.

2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоре давати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за то быти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, и то на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком.

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжия грамоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

5. А которых порубежных городов в уездех государевы дворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежными землями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкую сторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государеву сторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне и помещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския и Немецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжих грамот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им того в вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими с порубежными людми живут смежно.

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. А воеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.

Реформы царя Алексея Михайловича

Хотя до грандиозных реформ Петра I должно было пройти больше 50 лет, потенциал России ощущали и внутри страны, и за ее пределами. Жажда перемен проявилась в том числе в области права.

Алексей Михайлович принадлежал к тому поколению, которое, по словам историка Василия Ключевского, «нужда заставила посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины». Он вступил на трон в 1645 году в возрасте всего 16 лет.

Пожалуй, это был первый русский царь, который получил специальное образование, рассчитанное на главу большого государства. Алексей I изучал военное дело, историю, географию, математику, был очень эрудированным человеком, ценил искусство. Неудивительно, что только преодолев кризис первых лет правления, когда страну сотрясал Соляной бунт, царь тут же приступил к реформам. Они касались двух самых важных задач, стоявших перед русским государством: модернизации армии и совершенствования законодательства.

Без нового свода законов жить уже нельзя

Однако столь любимый Алексеем I порядок полностью отсутствовал в области права. Каждый год принимались десятки новых указов царя и Боярской думы. Разумеется, никто в стране не следил, каким старым законам противоречат новые, какие законы продолжают действовать, а какие уже давно утратили актуальность.

Работа любого юриста заключалась в исследовании необозримых архивных записей. Если удавалось найти подходящий закон, то его нормам следовали. Но порой бывало так, что две спорящие стороны ссылались на разные документы, которые считались действующими одновременно, и тогда суд вставал в тупик. Рассмотрение дел, к досаде сторон, затягивалось на долгие годы. Народ, от последнего крестьянина до высокопоставленного боярина, роптал на неправый и долгий суд.

В качестве своеобразного «локомотива» перемен, который вытащил за собой все остальные реформы, выступила армия. В 1647 году в России приняли документ «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей», в основе которого лежал голландский военный трактат 1616 года.

Дальнейшая судьба документа

Итак, составление, редактирование и принятие главного законотворческого документа было завершено. Соборное уложение 1649 года с великими почестями было передано на хранение в Оружейную палату Кремля (оттуда он перекочевал в Государственное древлехранилище). Но прежде с оригинала (оформленного в виде длинного свитка из 959 узеньких столбцов с подписями в конце и на склейках) сняли копию-книгу. Именно с этой книги в 1650 году Соборное уложение было дважды растиражировано по 1200 штук. Экземпляры нового правового кодекса разослали во все центральные органы госуправления в качестве руководства к действию.

Сегодня оригинал уложения 1649 года, действовавшего в нашей стране чуть менее двух веков, хранится в РГАДА (Российском государственном архиве древних актов). На нем можно увидеть подписи 315 членов Земского собора — всех, кто принял Соборное уложение. Принял — и тем самым способствовал развитию отечественной юриспруденции.

Земский собор избрал комиссию для работы над проектом Уложения. Возглавил ее князь Н. Одоевский. К работе в комиссии привлекли князей Ф. Волконского и С. Прозоровского, дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. Комиссия выполнила свою работу быстро и профессионально, поэтому вновь собравшийся Земский собор с 01.09.1648 г. начал рассматривать предложенный проект Уложения.

Земский собор работал двумя палатами. В первую наряду с царем входили Боярская дума и Освященный собор, а во вторую Ответную палату входили в основном дворяне с посадскими представителями. Проект комиссии постоянно исправлялся, он правился как в ходе заседаний Собора, так и в процессе работы комиссии с учетом поданных челобитных. В стране сложилась опасная ситуация, поэтому требовалось быстрое принятие свода законов. Редактирование пришло к завершению 29.01.1649 г. Соборное уложение было принято и утверждено 315 подписями.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям в Башкортостане в 2023 году

Самое важное новшество в промышленности XVII в. — появление мануфактуры. Что это такое? Во-первых, это крупное производство; во-вторых, мануфактуре свойственны разделение труда и ручной труд. Значительные по размерам предприятия, использовавшие ручной труд, на которых разделение труда находилось в зачаточном состоянии, называются простой кооперацией. Если в кооперации применялся наемный труд, то она называлась простой капиталистической кооперацией. Это, например, артели бурлаков, тянувших струги по берегам рек, а также соляные промыслы.

Мануфактурное производство в России имело свои особенности. Крупные предприятия возникали не на базе перерастания мелкого товарного производства в мануфактуру, а путем перенесения в Россию готовых форм из стран Западной Европы, где мануфактура существовала уже целое столетие. Далее, инициатором создания мануфактур было государство. Чтобы привлечь иностранных купцов к вложению капиталов в производство, государство предоставило им ряд существенных привилегий: основатель завода в течение десяти лет получал денежную ссуду, к заводам были приписаны дворцовые крестьяне, заготавливавшие руду и древесный уголь. В свою очередь, владелец предприятия обязывался отливать для нужд государства пушки и ядра. «Мирная» продукция типа гвоздей и сковородок поступала на внутренний рынок только после выполнения государственного заказа.

В Уложении нашли отражение все три признака преступления: его формальная запрещенность, греховность и общественная опасность. Нарушение лицом формально установленного запрета было представлено в Уложении по-разному. Иногда указывалось, что, совершая преступление, лицо действовало «презрев Царское повеление» (I, 9), «чрез сей Государев указ и Боярской приговор» (IX, 2), «своим вымыслом, мимо Государева указу и Боярского приговору» (IV, 1). Порой в законе оговаривалось, что преступник подвергался наказанию за «беззаконное дело» (XXII, 25), за «ослушание» (X, 119, 140 и др.), за «непослушанье» (X, 120; XVIII, 43) или за то, что он «Государева указу не послушал» (X, 139). Наконец, в ряде норм преступник назывался «ослушником» (X, 119, 141, 162) или «непослушником» (X, 141, 142), чем также ясно показывалось, что он привлекался к ответственности за игнорирование конкретного запрета. Обращая внимание па греховность, порочность содеянного лицом, разработчики Уложения отмечали, что оно поступило подобным образом, «не бояся Бога» (XXII, 10), «преступив закон Божий» (X, 170), «забыв страх Божий» (I, 9), «забыв Божий страх и Государево крестное целование» (X, 186), «забыв страх Божий и Христианский закон» (XXII, 25), «не помня закона Христиан- скаго» (XXII, 4). Что касается признака общественной опасности преступления, то он проявлялся в обозначении преступления терминами «лихо» (XXI, 36, 42), «лихое дело» (VI, 3; X, 202; XXI, 28), «злое дело» (II, 1; XXII, 23), «скверное дело» (XXII, 25) и «дурно» (II, 2; VI, 3, 6; X, 135 и др.).

Не меньшее возмущение подданных вызывало то, как правил Морозов, он и его сторонники. Дело в том, что на все важные посты в государстве Морозов стремился поставить своих родственников. И один из таких его подручных, окольничий Плещеев, возглавлял земский приказ. Это приказ, который ведал Москвой. Очень важное учреждение.

Плещеев особенно прославился мздоимством. Он не только вымогал деньги, но иногда, даже, арестовывал невинных людей, бросал их в тюрьму и выпускал за взятки. Конечно, такой метод правления вызвал всеобщее возмущение. И наконец, в 1648 году жители Москвы решили пожаловаться на Морозова и его ставленников. Они использовали древнее право, которое даровал им обычай, подать коллективную челобитную самому государю. И вот, когда Алексей Михайлович возвращался с богомольного путешествия, его на окраинах Москвы встретила большая толпа народа, надеясь подать ему коллективную челобитную, а Морозов приказал стегать людей плетьми, и это вызвало стихийное возмущение.

Так и началось восстание в Москве 1648 года, которое еще иногда называют Солевым бунтом.

Царь и бояре затворились в Кремле. Вся столица оказалась в руках восставших. В восстании приняли участие горожане, стрельцы и, даже, некоторые городовые дворяне, которые в это время находились в столице. Восставшие потребовали выдать им на расправу ненавистных временщиков, и государь вынужден был отдать своего окольничего Плещеева на растерзание горожан. Его буквально разорвали на части на Красной площади. Такова была ненависть к Плещееву.

Когда страсти поулеглись, то Алексей Михайлович решился сам выйти на Красную площадь и умалил своих подданных пощадить своего ближайшего родственника боярина Морозова. Его сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, он, правда, через некоторое время сумел вернуться в Москву, но никогда больше решающего влияния на государственные дела не имел.

Последствия закрепощения крестьян

Прямым следствием закрепощения крестьян было и усиление самодержавия. Землевладельцы нуждались в сильной царской власти для того, чтобы удержать в повиновении массу крепостных. В Соборном уложении впервые содержится детальная регламентация всех наказаний, которые следуют, если нарушается честь государева двора. Что это значит? Например, на государев двор нельзя было являться с оружием, или на государевом дворе нельзя было сквернословить. По христианским понятиям это вообще нельзя, но на государевом дворе это было отягчающим обстоятельством. Здесь впервые, в новом своде законов есть и норма, касающаяся, так называемого,слова и дела.

Этот институт, то есть система отношений, доносительства о важном государственном преступлении, существовала и ранее, но теперь она получила юридическое оформление. Как работала эта система? Любой человек, если он узнал о какой-нибудь государственной тайне, должен был закричать «слово и дело», то есть сообщить о том, что он знает государственное слово и государственное дело.

Его вели в учреждение, в приказ и там подвергали пытке. Может быть вы слышали такое выражение — «доносчику первый кнут». Вот это с тех времен. Сначала изветчик, как его называли, должен был подтвердить свой донос кожею, то есть его стегали кнутом, и только после того, как он стоял на своем, вызывали оговоренного, устраивали очную ставку, и таким образом выясняли справедливость извета.

Было очень страшно не донести, потому что, если человек не донес, он становился уже не свидетелем, а соучастником преступления. Слово и дело существовало в 17 и, даже, до середины 18 века и, конечно, отражало, с одной стороны, суровость самодержавной власти, а с другой стороны, ее внутреннюю слабость. Для того, чтобы проиллюстрировать это, забежим вперед и узнаем, однажды, в 19-м веке, императору Николаю I донесли, что какой-то крестьянин плюнул в кабаке на его бюст.

Конечно, в 17 веке это было бы предметом очень тщательного разбирательства. Этого бы крестьянина подняли на дыбу и задали бы два сакраментальных вопроса, кто сообщники и кто научил. Но Николай поступил иначе. Он велел передать этому крестьянину, что ему тоже на него наплевать. Так может поступить только очень сильный государь, ведь за спиной императора Николая I стояла уже огромная бюрократия, регулярная армия, а ничего этого еще не было в 17 столетии.

В чем состоит историческое значение Соборного уложения?

Соборное уложение было принято в правление Алексея Михайловича Романова – второго представителя новой династии. Новоиспеченному царю было важно найти поддержку среди феодального дворянства и утихомирить посадский и купеческий люд. Также царь хотел заручиться поддержкой Церкви, так как православие в ту пору играло огромную роль среди населения. Таким образом, Соборное уложение – это документ, который на государственном уровне подтверждал права и привилегии высших сословий. При этом многочисленное крестьянство, в связи с отменой “урочных лет”, оказалось навсегда закрепощено к земле помещика. Документ никак не отражал чаяния и права низших слоев населения. Таким образом, Соборное уложение стало юридическим оформлением феодально-крепостнических порядков в Русском государстве XVI века. Историческое значение этого акта трудно переоценить, ведь это большой прорыв в правовой культуре России. Не зря текст с переводом Соборного Уложения 1649 году считается одним из важнейших исторических памятников средневекового Российского государства.

Читайте также:  Инвентарный номер: что это, как правильно присвоить, порядок присвоения

Соборное уложение от 29 января 1649 г.

Соборное уложение от 29 января 1649 г.

В лето 7156 го(да) июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех святых апостол, и святых отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил святых апостол и святых отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Российского царства. А закрепя то Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

Выехал за границу? Получи кнута

Человека, пересекшего границу без проезжей грамоты от воеводы, по возвращении наказывали кнутом. Зато жители приграничных областей получили право путешествовать без бумаг и волокиты «для того что они с порубежными людми живут смежно». Сегодня такая практика называется упрощенным визовым режимом для приграничных территорий.

Уложение предусматривало суровую кару за клевету и лжесвидетельство: «А буде кто на кого доводил [доносил], и сыщется, что он такое дело затеял напрасно, и тому изветчику то же учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил».

По тому же принципу «око за око» предписывалось за преднамеренное членовредительство причинить виновнику аналогичное увечье плюс оштрафовать его на 50 рублей.

Автор фото, Public domain

Царь Алексей Михайлович проводил реформы, воевал, подавлял восстания и по характеру был вспыльчивым холериком, но остался в истории с прозвищем Тишайший

Убийство пойманного на месте преступления вора не наказывалось.

Следствие по уголовным делам поручалось выборным губным (волостным) старостам, не отличавшимся от английских шерифов: «А ведати в городех розбойные и убийственые и татиные дела губным старостам, а воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А быти губным старостам в городех по выбору дворян и всяких чинов людей. В губных старостах быти дворянам добрым и прожиточным [обеспеченным], а которые грамоте не умеют и тех в губныя старосты не выбирать».

Уложение отменило так называемые «15 урочных лет», разрешив помещикам разыскивать и возвращать беглых крепостных без срока давности.

Уложение несколько смягчило институт холопства: отныне продать в кабалу за долги или от беспросветной бедности человек мог только самого себя, его родившиеся и еще не родившиеся дети оставались свободными.

Развитие товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам — возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *