Цели и принципы института несостоятельности банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели и принципы института несостоятельности банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

— справедливое распределение средств между сторонами;

— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 01.07.2016 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями, вступившим в силу 20.11.2014 года), Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и «Кодекс РФ об административных правонарушениях», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45″О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»(утратил силу).

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

Читайте также:  Срок выплаты отпускных в 2023 году: изменения, за сколько дней платить

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2);

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).

Данный вопрос имеет свою историю. Так, в дореволюционном законодательстве России имелось только два варианта ответа на данный вопрос. В частности, по словам Г.Ф. Шершеневича, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, т.е. установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, т.е. предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором — с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором — предположение».

Следует заметить, что выдающийся цивилист отдавал предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам.

Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное — лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.

В юридической литературе в связи с использованием критерия неоплатности неоднократно высказывалось мнение, что он не отвечает целям и задачам институтам несостоятельности (банкротства). В частности, В.В. Витрянский по этому поводу отмечал, что использование критерия неоплатности «позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов».

Следует заметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран при определении признаков банкротства также используется принцип неоплатности. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение такой информации по различным причинам может быть весьма затруднительным.

В свое время Г.Ф. Шершеневич, говоря о неприемлемости принципа неоплатности в качестве основания несостоятельности должника, утверждал, что в этом случае кредиторам крайне затруднительно собрать сведения об имуществе должника и его ценности и что недостаточность имущества скрывается во внутренних отношениях должника, неведомых кредиторам.

По законодательству Франции процедуры несостоятельности могут быть начаты, если субъект не в состоянии выполнить обязательства посредством имеющихся в его распоряжении активов.

Интересен тот факт, что в Германии для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела. Общим основанием является неплатежеспособность, в качестве же дополнительного критерия может выступать превышение обязательств должника над стоимостью имущества (иными словами, критерий неоплатности).

По законодательству Китая кредитор правомочен подать заявление о ликвидации должника на основании того, что он считается неплатежеспособным, так как не может оплатить долги, когда они подлежат уплате.

Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. В соответствии с его положениями должник — юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан.

Такой же позиции придерживается и Закон о банкротстве 2002 г., признавая в качестве основного критерий неплатежеспособности.

Сравнивая сущность критериев неоплатности и неплатежеспособности, В.В. Витрянский приходит к выводу, что, «используя критерий неплатежеспособности, мы предполагаем, что должник, видимо, не имеет ликвидного имущества, чтобы расплатиться с кредиторами, поскольку иные причины неплатежеспособности исключаются действием принципа разумности и добросовестности участников имущественного оборота; если же мы применяем критерий неоплатности, то основанием для банкротства должника являются не предположения о причинах неплатежей, а фактическое состояние имущества должника, стоимость которого составляет сумму меньшую, чем величина кредиторской задолженности, — и пока это не будет доказано в суде, должник, не исполняющий своих обязательств, считается нормальным участником правоотношений, что разрушительно для имущественного оборота; вследствие этого возврат к критерию неоплатности должен быть вообще исключен из всяких рассуждений о реформировании отечественного законодательства о банкротстве».

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства).

Закон о банкротстве 2002 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-гражданину — не менее 500 тыс. руб.

В правовой литературе высказывается точка зрения о наличии еще одного признака несостоятельности (банкротства), носящего не столько содержательный, сколько формальный характер, а именно: для того, чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание ее судом.

Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве приведены в ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Ведущая роль в принятии решений о судьбе банкрота отводится собранию кредиторов (ст.15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Организация и проведение собрания кредиторов, а также работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих назначает Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве.

Кто может подавать на банкротство

Необходимо понимать, что не каждый житель РФ вправе объявить себя несостоятельным в официальном порядке. В соответствии с действующим законодательством сделать это возможно в следующих случаях:

  • Размер денежного долга перед кредитором составляет более чем полмиллиона руб.
  • Если человек способен доказать отсутствие возможности выплатить задолженность по кредитным или иным обязательствам.
  • Если физлицо сможет доказать, что предпринимались попытки удовлетворить требования заимодателей и заключить договор о реструктуризации задолженности.

Банкротство в Российской Федерации не может быть официально признано в случае, если сумма платежей за каждый месяц превышает реальные доходы физического лица. В такой ситуации суд максимум признает должника неплатежеспособным, но задолженность аннулирована не будет.

Преимущества и недостатки статуса банкрота

Среди недостатков банкротства необходимо отметить некие последствия в виде лишения прав на:

  • Осуществление сделок по купле или продаже имущества. Когда физическое лицо признается банкротом, в дальнейшем нельзя распоряжаться имуществом, что составляет конкурсную массу.
  • Выезд за границу (такое ограничение может быть введено в отдельных случаях только решением, которое принимает суд).
  • Распоряжение денежными средствами, размещенными на счету в банках
  • Пользование банковскими картами.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Неплатежеспособность граждан

Вопрос о признании неплатежеспособными должниками граждан, не являющихся предпринимателями, требует отдельного рассмотрения. Их особенность в том, что основная деятельность субъекта не зависит от общественных кредитов. Согласно общих правил этот факт исключает применение в данном случае конкурсного права на почве кредита. Неправильное понимание конкурсных положений о банкротстве граждан ведет к неверным положениям о банкротстве. Согласно Закона о банкротстве гражданин, признанный банкротом, не имеет права заключать договора по кредиту/займу без уведомления об этом. При повторном признании его банкротом за указанный период согласно заявлениям кредиторов по возбужденному делу о банкротстве освобождения от обязательств по кредиту не применяют, несмотря на наличие положительного аспекта конкурсного права.

Получается, что законодательно несостоятельность граждан принимается в качестве института освобождения от долговых обязательств, что не соответствует теории конкурсного права в целом. Это не только не защищает общественный кредит, а приносит ему вред. Тем не менее, вышеуказанное не значит, что к гражданам не может быть применен институт банкротства. Это возможно в случае, если они есть потребителя кредита, защищенного от неплатежеспособности институтом банкротства. На данный момент такие непредпринимательские кредиты разделены на 3 вида:

  • общественный кредит на основе денежных обязательств между физическими лицами;
  • коммунальное общественное кредитование;
  • банковский вид общественного кредита.

Применение института банкротства в силу обстоятельств возможно к потребителям банковского кредита. Целью института неплатежеспособности есть устранение неплатежеспособных граждан из сферы банковского кредита. Как следствие этого устранения есть погашение требований кредиторов. Однако, деятельность граждан не имеет в основании авансированного капитала, поэтому они могут быть неплатежеспособными должниками, а не неплатежеспособными лицами.

Вопросы ликвидируемых должников, то есть юридических лиц на гране ликвидации, не подлежат применению института конкурсного права в виду его бессмысленности, а лишь устанавливается его неоплатность, квалифицируемая с точки зрения права, как столкновения кредиторов, требующих разрешения. Оно может осуществляться такими способами:

  • посредством применения норм конкурсного права;
  • удовлетворением требований кредитор в несудебном порядке;
  • комбинированным подходом.
Читайте также:  Как выделить доли детям в квартире и сэкономить на нотариусе

В первом случае осуществляется обращение в арбитражный суд о банкротстве юридического лица со всеми последствиями. Совершенствование законодательства о банкротстве при решении вопросов ликвидируемых должников целесообразнее комбинированным подходом. То же касается и отсутствующих должников. Но в отсутствии столкновения прав кредиторов ликвидация может осуществляться в административном порядке. Можно сделать вывод, что категория неплатежеспособный должник не совпадает с самим понятие неплатежеспособности. Кроме предпринимателей под понятие неплатежеспособный должник попадают неоплатные, ликвидируемые и отсутствующие должники.

Вначале необходимо определиться с понятием и признаками банкротства. В этом нам поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Так, несостоятельность (банкротство) – ​это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам перед контрагентами, работниками, бюджетом. Данный факт должен быть признан арбитражным судом.

Суд, прежде чем признать юридическое лицо банкротом, выясняет обстоятельства дела и наличие возможности у компании погасить долги, чтобы воспрепятствовать фиктивному банкротству. Как правило, это происходит в период временного наблюдения, которое вводится по решению суда на основании поданного кредитором или руководителем юридического лица заявления о банкротстве.

Неспособность погасить долги не возникает просто так. Этому предшествуют различные обстоятельства. Определить признаки банкротства также помогает Закон о банкротстве. В частности, признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (то есть просрочка платежа более чем на 3 месяца).

Однако в условиях, когда неплатежи являются одной из форм кредитования бизнеса, просрочки допускают и финансово состоятельные компании, не являющиеся банкротами. Поэтому и Закон о банкротстве, и судебная практика обращают внимание на такие признаки, как недостаточность имущества и неплатежеспособность.

Под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью – ​прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

Получается, чтобы сказать, является юридическое лицо банкротом или нет, важно определить причины просрочки платежей свыше 3 месяцев – ​это бизнес-решение, позиция или объективная невозможность погасить долг.

В 2017 г. Верховный суд РФ ввел именно такой термин – «объективное банкротство», то есть момент, «в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов» (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Работа с арбитражным управляющим

Работа с арбитражным управляющим – ​это в первую очередь добросовестные действия по передаче ему сведений и документов, необходимых для оценки финансово-хозяйственной деятельности компании, на основании которых он должен сделать вывод: банкрот компания или нет, носит ли банкротство умышленный характер или нет.

Выполнить это необходимо при введении процедуры наблюдения не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего. К тому же руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Следует помнить, что при введении наблюдения полномочия органов управления юридического лица существенно ограничиваются. Фактически можно платить зарплату работникам, налоги в бюджет и совершать сделки, стоимость которых не более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения. Все остальные действия нужно согласовывать с арбитражным управляющим.

При введении процедуры конкурсного производства полномочия всех органов управления прекращаются. Руководителем должника становится арбитражный управляющий, который вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, и ему должны быть переданы бухгалтерская и иная документация должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.

Во вторую очередь необходимо занимать активную позицию по вопросу взаимодействия с арбитражным управляющим на любой стадии банкротства: согласовывать действия, фиксировать обращения, соблюдать сроки, требовать разъяснений и обжаловать незаконные действия.

Назначение арбитражного управляющего не означает, что должник остается с ним один на один. Деятельность управляющего контролируется:

  • саморегулированной организацией, в которой он состоит;
  • судом, который назначил его управлять данной процедурой банкротства;
  • Росреестром.

Личное имущество, на которое кредиторы претендовать не могут

В случае привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности они отвечают по долгам своим имуществом. В отношении физических лиц существует перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Из значимого имущества можно выделить следующее:

  • жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением имущества, которое находится в ипотеке). Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ, недавно озвученной в постановлении от 26.04.2021 № 15-П, суд может признать правомерным обращение взыскания на единственное жилье в зависимости от обстоятельств дела;
  • земельные участки, на которых расположено указанное выше жилое помещение (за исключением имущества, которое находится в ипотеке);
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество.

Как видно, перечень такого имущества очень краткий. Что же можно посоветовать в такой ситуации?

  1. Не совершать необдуманных действий по продаже имущества родственникам и друзьям.
  2. Не дарить имущество маме и папе.
  3. При наличии имущества, нажитого в браке, провести его раздел в соответствии с семейным законодательством, согласно которому половина имущества принадлежит супругу независимо от размера доходов супруга, и при разделе имущества суд вправе учесть интересы несовершеннолетних детей, увеличив долю супруга, с которым остаются дети при расторжении брака.

Какие виды банкротства существуют

«Банкротство» — термин многозначный различают несколько видов финансовой настоятельности юридического лица:

  • Временное или условное банкротство. Это ситуация, когда банковские счета юридического лица пусты, но общий денежный эквивалент имеющихся материальных активов, имущества, произведенной продукции, дебиторских задолженностей превышает размер просроченных долговых обязательств. В таких случаях могут быть предприняты установленные законом меры, чтобы «спасти» компанию, столкнувшуюся с финансовыми трудностями. После определенных процедур она возобновляет работу в нормальном режиме.
  • Реальное банкротство. Название говорит само за себя. У предприятия или организации нет не только денег на счетах, но и имущества, продажа которого позволила бы погасить долги. Нормальное функционирование компании попросту невозможно. В таких случаях все имеющиеся активы реализуются в пользу кредиторов, а юридическое лицо ликвидируется.
  • Ложное банкротство. Обман кредиторов и предоставление им ложных сведений о тяжелом финансовом положении компании. Таким способом руководство юридического лица пытается убедить кредиторов в том, что нуждается в предоставлении «кредитных каникул», снижении процента по займам или получении иных льгот. Это уголовно наказуемое деяние.
  • Умышленное банкротство. В этом случае собственники и руководители юридического лица осознано доводят его до банкротства, чтобы получить личную выгоду. Например, завладеть активами или денежными средствами (выведя их в оффшоры). Подобные действия также подпадают под статью УК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *