По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы ГИБДД для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов:

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.29 ч.1 Нарушение ПДД пешеходом Предупреждение или 500 рублей
12.30 ч.1 Нарушение ПДД, создающее помехи транспортным средствам 1 000 рублей
12.30 ч.2 Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью 1 000 — 1 500 рублей

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому не нарушайте правила при движении по дорогам.

Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Правила обустройства тротуаров оговариваются в различных нормативных документах. Так, пункт 4.5.1.2 ГОСТа Р 52766-2007 содержит отсылку к СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где указывается: «Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов». Пункт 4.5.1.7 ГОСТа Р 52766-2007 гласит: «Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м».

ПДД разграничивают тротуар и пешеходную дорожку, хотя в обоих случаях речь идет о движении пешеходов, а в ряде случаев, оговоренных в главе 24 ПДД, и велосипедистов.

В чем отличие тротуара?

Официальная трактовка на 2021 год

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

  • Пешеход шёл по краю проезжей части и по ходу движения транспорта, а не против хода, чем нарушил пункт 4.1 ПДД. Водитель автобуса задел пешехода, чем нарушил пункт 10.1 и нанёс пешеходу увечья, стоившие последнему жизни. Приговор по уголовному делу назначен водителю автобуса, так как причинно-следственная связь установила, что к смерти пешехода привело нарушение 10.1 водителем автобуса, а не 4.1 пешеходом. Апелляционное постановление №22-1458/2014 оставило решение в силе.
  • Решение №12-127/2017 Белгородского районного суда оставило без удовлетворения жалобу пешехода на вменяемое ему нарушение пункта 4.1 инспектором за отсутствие светоотражающих элементов в тёмное время суток вне населённого пункта.
  • Решение №2-13/2016 одного из алтайских судов также оставило без удовлетворения иск к дорожной службе. Пешеход жаловался на то, что был вынужден идти по дороге, вопреки пункту 4.1 ПДД, потому что тротуар не был очищен от снега, из-за чего попал под машину и получил тяжкий вред здоровью. В иске пешеход просил суд взыскать моральный вред с дорожников за бездействие по уборке снега. Суд истцу отказал.
  • Сотрудником ГИБДД пешеходу выписан штраф за нарушение 4.1 на основании того, что тот шёл по обочине вдоль дороги по ходу движения, а не против хода. Доводы пешехода при обжаловании в том, что невозможно было перейти на другую сторону дороги, потому что грейдеры при очистке снега образовали вал высотой около метра, суд не учёл и оставил постановление со штрафом в силе.
Читайте также:  Минимальная пенсия в России: размер и требования

Комментарии Правил п. 4.1

Рассмотренные абзацы нормативного документа определяют приоритеты частей дороги, на которых можно передвигаться пешеходам. По данному приоритету можно опускаться ниже, если нет специального места для пешеходов, либо по нему нельзя идти.

Приоритеты можно описать следующим образом:

  1. Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Кроме того, им разрешено ходить по велопешеходным дорожкам. Место при этом выбирает сам пешеход.
  2. При отсутствии указанных мест, либо возможности передвижения по ним, можно идти по краю дорожного полотна.
  3. Допускается ходить и по велосипедной дорожке, не мешая велосипедистам. По краю дороги, как уже было сказано выше, можно ходить в 1 ряд навстречу потоку машин, то есть, по левой стороне. При этом пешеход также выбирает сам место для ходьбы: дорога или велосипедная зона.

Если поблизости находятся пешеходная и велосипедная дорожка, то по последней идти запрещено, независимо от качества асфальта, и наличия детской коляски.

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?

Так же, как и водители любого вида самоходных транспортных средств, пешеходы считаются полноценными участниками дорожного движения (ДД).

Неважно, есть у человека в наличии собственный автомобиль или мотоцикл, например, нужно не только знать, по какой стороне дороги должен идти пешеход, но ознакомиться с информацией о том, какие правила стоит соблюдать пешеходам на дорогах.

Незнание пешеходами правил дорожного движения (ПДД) угрожает большой опасностью как для их собственной жизни, так и для окружающих.

Основываясь на ПДД за 2019 год, водителем считается любой человек, самостоятельно управляющий самоходным транспортом, или учащий другого человека управлять таковым.

Лица, перемещающиеся по дорогам без каких-либо транспортных средств, называются пешеходами.

Еще к пешеходам относятся люди на инвалидных колясках, но только если они не оснащены специальными двигателями, и лица, ведущие в руках мотоцикл или велосипед по обочине.

Читайте также:  Наследование совместно нажитого имущества

Пока человек ведет транспорт в руках, он не считается водителем, но когда он начинает на нем ехать, то вынужден придерживаться правил, предназначенных для водителей.

Пешеходы с водителями являются равносильными участниками движения на дорогах, и чтобы предотвратить возникновение ДТП, каждый из них должен четко понимать, каких правил следует придерживаться.

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

  • лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
  • граждан использующих инвалидную коляску;
  • передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
  • имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.

Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:

  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.

С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.

Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:

  • в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
  • в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).

Тротуар — это специальное сооружение, которое служит как зона перемещения для пешеходов и велосипедистов. Чтобы точно понимать значение этого слова, следует знать, что такое дорога. Она представляет собой полосу, предназначенную для езды. Дорога состоит из тротуара и обочины. Разница между обочиной и остальной дорогой заключена в том, что на первой можно парковаться. Тротуар — это пешеходная дорожка (одна или более) вдоль дороги. Парковка — место для остановки автомобилей, которая расположена у края обочины или самой проезжей части.

По ПДД, следует отделять пешеходную зону от остальной части дороги зелёной зоной шириной не более 1 метра или бетонным бордюрным камнем. Бордюр необходим для защиты дороги от размытия и осыпания грунта, также бордюрный камень способствует уменьшению разрушений покрытия от механической и природной нагрузки. Обочина обычно находится ниже, чем остальная часть тротуара. Покрытие пешеходных зон асфальтное, бетонное, реже деревянное.

Знаете ли вы? Движение всадников и гужевых средств по пешеходным дорожкам разрешено не во всех странах. К примеру, в ПДД Беларуси подобный способ передвижения разрешён только не далее 1 метра от правого края проезжей части. В ПДД Украины, в свою очередь, движение всадников по проезжей части запрещено.

Перемещение пешехода по проезжей части

У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным.

Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины.

Читайте также:  Основные трудовые права несовершеннолетних

В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне.

На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики.

Как переходить дорогу, если пешеходного перехода и светофора нет?

ПДД разрешают переходить дорогу вне переходов, если в зоне видимости их нет, но только при условии, что:

1Край дороги не огорожен и на ней нет разделительной полосы.

Не нужно перелазить через заборчики, а потом бежать через 6 полос, чтобы сократить путь домой. Водители, которые движутся по огороженным многополосным дорогам, надеются на здравый смысл пешеходов и совсем не ожидают их здесь увидеть.

2Дорога хорошо просматривается как влево, так и вправо.

Не пересекайте дорогу за подъемом или за поворотом, из-за припаркованной фуры, автобуса или кустов — водитель вас не сможет вовремя заметить и затормозить.

3Вы не мешаете проезду автомобилей и переходите дорогу только под прямым углом.

Когда вы пересекаете дорогу вне перехода, преимущество имеют автомобили. Поэтому вы должны перейти ее так, чтобы движущимся ТС не приходилось вас пропускать.

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами.
В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.
За отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено. Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *