Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Порядок получения УТС

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2023 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить?

Представим ситуацию: вы купили новый автомобиль в автосалоне, эксплуатировали его какое-то время и в один из «счастливых» дней попали в аварию. Знайте с этого момента ваш автомобиль потерял в цене.

Утрата товарной цены автомобиля(УТС) — это снижение его стоимости из-за ремонта, который был вызван аварией.

Автомобиль не побывавший в аварии ценится на вторичном рынке выше, чем такой же, но побывавший в аварии, по таким причинам:

  • Деформации кузова, потеря жёсткости.
  • Повреждение лакокрасочного покрытия, крайне трудно восстанавливающееся.
  • Повреждение подвески.
  • Применение при ремонте автозапчатей уже использовавшихся до этого.

Коэффициенты утраты товарной стоимости

При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.

Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе

N Наименование элемента Замена р. N 2 р. N 3 — 4
Передняя часть
1 Капот 0.3 0.7
2 Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) 0.5 0.2 0.4
2.1 Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя 0.2 0.1 0.2
2.2 Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя 0.3 0.1 0.2
3 Брызговик облицовки радиатора съемный 0.1 0.2
4 Брызговик облицовки радиатора несъемный 0.3 0.2 0.3
5 Крыло съемное 0.1 0.3
6 Крыло не съемное 0.5 0.3 0.5
7 Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) 1.7 0.7 1
8 Лонжерон передний без брызговика крыла 0.7 0.3 0.8
9 Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) 0.7 0.4 0.7
9.1 Надставка щита передка 0.3 0.2 0.3
10 Короб воздухопритока 0.3 0.2 0.3
11 Панель рамы ветрового окна 0.7 0.4 0.5
11.1 Нижняя часть панели рамы ветрового окна 0.4 0.2 0.3
Средняя часть
12 Дверь боковая 0.2 0.4
13 Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) 1.5 0.7 1.7
14 Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) 0.3 0.2 0.3
15 Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) 2
15.1 Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) 1.5
15.2 Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) 0.5 0.5 1
15.3 Стойка боковины передняя (от крыши до порога) 0.7 0.3 0.4
15.4 Стойка боковины задняя (от крыши до порога) 0.5 0.3 0.4
15.5 Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) 0.2 0.1 0.2
15.6 Стойка боковины центральная 0.5 0.3 0.4
15.7 Нижняя часть боковины (порог) 0.5 0.5 1
16 Пол салона 3 0.7 1.4
17 Лонжерон, поперечина пола салона 0.3 0.2 0.3
Задняя часть
18 Дверь задка, крышка багажника 0.3 0.7
19 Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) 0.4 0.3 0.5
20 Крыло (конструктивно — отдельный элемент) 0.5 0.3 0.5
21 Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) 0.6 0.4 0.7
22 Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) 0.4 0.3 0.4
22.1 Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) 0.2 0.1 0.2
22.2 Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) 0.2 0.1 0.2
23 Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) 0.6 0.4 0.6
23.1 Надставка пола багажного отделения боковая или задняя 0.3 0.2 0.3
24 Лонжерон задний 0.7 1 1.5
25 Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) 0.3 0.2 0.3
26 Панель рамы окна задка 0.7 0.4 0.5
26.1 Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) 0.4 0.2 0.3
Окраска
27 Полная или наружная окраска кузова 5
28 Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) 0.5
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) 0.35
Разборка, устранение перекосов
29 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса 1
29.1 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.4
29.2 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.3
29.3 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.15
30 Перекосы:
несложный 1
средний 2
сложный 3
особо сложный 5
Читайте также:  Отсрочка от армии по обучению в 2023 году, новый закон

Судебное разбирательство по УТС

При причинении ущерба в ДТП и получении отказа от страховой, клиенты вынуждены идти в суд. Огромное число решений принимаются в их пользу, но случаются и отводы в рассмотрении. Сторону фирмы суд часто занимает из-за некорректно заполненных заявлений или при несоблюдении истцом досудебного претензионного порядка. Еще одной распространенной причиной является несоответствие автомобиля условиям начисления УТС после ДТП. Если потерпевший уверен в своей правоте и желает получить компенсацию в полном размере, ему необходимо сделать следующее:

  • заказать платную оценку у стороннего специалиста;
  • направить претензию страховщику и сообщить о спорной ситуации;
  • убедиться, что выполнены все условия и есть все основания для получения УТС;
  • получить официальный отказ от фирмы.

В процессе рассмотрения вопроса надо представить все доказательства своей правоты. С собой обязательно взять оригиналы всех бумаг. Кроме самой выплаты можно также получить взыскание всех судебных издержек. Пойти в суд пострадавший может только в течение 3-х лет, после этого заявления судом не рассматриваются. Каждое авто имеет свою цену, и после ДТП она существенно снижается. Собственник может ее компенсировать за счет страховой выплаты, если направит заявку в компанию виновника за перечислением УТС. Правила и последовательность действий имеют свои особенности, о которых надо знать, чтобы в случае отказа отстаивать свои интересы в суде.

Необходимо понимать механизм возникновения утраты товарной стоимости. Как уже говорилось, утрата товарной стоимости возникает при возникновении аварийной ситуации и проведении ремонтных работ, связанных с восстановлением транспортного средства. При повреждении машины происходит разрушение лакокрасочного покрытия, съёмных и несъёмных элементов конструкций машины.

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.

Об обязательных условиях для получения выплат

Как рассчитать УТС автомобиля онлайнЦена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу Первое место по важности занимает документация с соответствующим официальным заверением.

Допустим, изначальная стоимость машины составляла 1000000 руб. Сумма коэффициентов износа составила 0,2. Тогда утерянная стоимость автомобиля по ОСАГО будет равна 1000000 х 0,2 : 100 = 2000

В каких случаях УТС не выплачивают

Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:

  • заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
  • транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
  • владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
  • ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
  • в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
  • пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).
Читайте также:  Размер единого пособия на детей до 17 лет с 1 января 2023 года (таблица)

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Как получить выплату УТС по ОСАГО

Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.

Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:

  1. Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
  2. Составить заявление установленного образца.
  3. Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
  4. Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
  5. Предоставить машину для осмотра экспертов.
  6. После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
  7. После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
  8. Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
  9. На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

Выплата УТС по КАСКО не оговаривается ни в одном законодательном акте. Что касается самого страхования, его нюансы прописаны в Законе РФ под номером 4015-1 и ГК РФ. В основе взаимоотношений сторон (страхователя и страховщика) лежит договор с условиями сотрудничества и подписями участников. В ГК РФ (пунктах с 1 по 4) сказано, что граждане и страховщики вправе прописывать в соглашении подходящие им условия.

В ГК РФ (статье 929, пункте 1) указано, что перечисление страхового платежа возможно по факту страхового случая (с учетом условий, прописанных в соглашении между сторонами). Иными словами, при отсутствии страхования УТС в виде отдельно взятого риска страховщик не обязан платить компенсацию по КАСКО. Это утверждение можно найти и в определении ВС РФ под номером 16-КГ17-38.

Читайте также:  Сколько действует свидетельство об окончании автошколы

В случае с ОСАГО сложилась противоположная ситуация. Для этого вида страхования возмещение по УТС является обязательным с 25.01.2015 года. Это связано с отнесением утраты товарной стоимости к части ущерба, полученного в результате аварии. Правило действует и в тех случаях, когда машина отправляется для ремонта на СТО.

Расчет утраченной стоимости транспортного средства

Будучи потерпевшим, вам могут отказать в выплате потерянной выгоды по причине превышения суммы установленного лимита. Но в подобных случаях, непокрытую сумму разрешено требовать с инициатора ДТП.

Метод Хальбгевакса, применяемый для расчета утраты товарной стоимости Данный метод применяется для автомобилей не старше 60 месяцев. Данный метод может быть рекомендован для оценки УТС автомобилей иностранного производства на территории России, на основании того, что применяется ведущими экспертными фирмами Европы. Также данный метод, как один из нескольких, применяется фирмой Audatex и Eurotax.

Все водители, попавшие в аварию и застрахованные полисом ОСАГО, идут в страховую компанию за страховым возмещением.

Для А 90% (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость работ по восстановительному ремонту), УТС рассчитывать нецелесообразно.

Как устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и повреждениями

Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
  • анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.

Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости

Самый важный момент, который интересует пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и утраты товарной стоимости.

Целью расчета является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние, в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных обследований.

Требования к определению размера затрат на ремонт и восстановление ТС:

  • размер расходов определяется на дату ДТП с учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
  • относительная потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа;
  • размер затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению, окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на детали, материалы взамен поврежденных;
  • размер расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению и модернизации автомобиля.

Сколько мне могут заплатить? Расчеты

Почти все автовладельцы знают, что в результате аварии их автомобиль может потерять значительную часть своей рыночной стоимости из-за повреждений и дефектов, полученных в аварии. Однако не все знают о возможности потребовать возмещение утраченной стоимости автомобиля в денежной форме (если у вас есть полис каско).

Разработка Вашего вопроса требует детального изучения информации и ее анализа, а также эксперта со специальной подготовкой и практическим опытом?

Кроме того, экономическая целесообразность оценки LTA определяется как процент от стоимости ремонта и материалов.

Для выплаты компенсации необходимо соблюдение нескольких условий.

  • Потерпевшей стороной считается владелец транспортного средства. Также устанавливается виновная сторона.
  • Сумма компенсации не превышает 400 000 рублей.
  • Автомобиль использовался в соответствии с рекомендациями производителя и не использовался в качестве учебного автомобиля.
  • Автомобиль не имел механических повреждений или других дефектов до аварии.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Гарант и его партнеры являются членами Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рекомендации устанавливают общие правила, принципы, методы и организацию подготовки экспертиз транспортных средств (далее — экспертизы) по специальности N 13.4 «Осмотр транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Для того чтобы иметь возможность управлять автомобилем, гражданин обязан оформить полис ОСАГО. Размер компенсации по страховке зависит от модели автомобиля и его рыночной стоимости. Расчет производится по специальной методике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *