Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямое возмещение убытков по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы ваша страховая выплатила вам деньги по заявлению о прямом возмещении убытков, вы должны выполнить ряд действий. Во-первых, нужно соблюсти все требования ПДД относительно организации места аварии (остановиться, поставить машину на ручник, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию и прочее).
Какие проблемы могут возникнуть у виновника ДТП при прямом возмещении убытков?
Если вы читаете статью, являясь виновником ДТП, оформленного по европротоколу, то должны знать, что в некоторых случаях проблемы при прямом возмещении убытков по ОСАГО могут возникнуть и у вас.
Здесь имеется в виду, что ваш страховщик, уплативший страховщику потерпевшего сумму возмещения, может потребовать эти деньги от вас. В законе это называется «право регрессного требования». Согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО, такое случится, если вы:
- умышленно нанесете ущерб жизни или здоровью потерпевшему в ДТП;
- причините любой вид вреда в состоянии любого вида опьянения;
- в момент аварии не будете иметь права на управление данным транспортным средством;
- не будете вписаны в ограниченную страховку на автомобиль;
- попадете в ДТП после окончания действия страховки;
- ранее 15-ти дней с момента аварии решите починить, продать, утилизировать авто (страховщик должен будет его осмотреть, чтобы оценить обстоятельства ДТП);
- на момент аварии имели недействительную диагностическую карту;
- заключая договор ОСАГО в электронной форме предоставили страховщику недостоверные сведения, что послужило причиной для занижения размера уплаченной страховой премии.
Чем альтернативное ПВУ отличается от безальтернативного
В закон «Об ОСАГО» было введено такое понятие, как прямое урегулирование убытка. Его суть заключалась в том, что после ДТП пострадавшая сторона принимает решение, через какую страховую компанию получить выплату. Получается, альтернативное ПВУ – это форма выплаты, при которой решение принимает потерпевший автолюбитель. Получить деньги на ремонт можно было в компании виновной стороны или в той, где был куплен ОСАГО.
Но время идет и клиенты, столкнувшись с многочисленными сложностями, стали подавать жалобы. Недовольство было связано с тем, что их в буквальном смысле слова стали гонять из одной компании в другую, запрашивая различные документы. Поэтому на смену альтернативному пришло безальтернативное ПВУ. В рамках безальтернативного ПВУ пострадавшая сторона обязана сразу обратиться в компанию, где куплен бланк автогражданской ответственности. Главное – это выполнить обязательные условия.
Получается, при безальтернативном варианте у клиента нет права выбора.
В каких случаях может использоваться прямое возмещение убытков по ОСАГО
Каждый водитель обязан знать особенности действующего страхового законодательства и использования полиса. Прямое урегулирование убытков по ОСАГО реализуется в соответствии с законом «Об ОСАГО» статьёй 14 пунктом 1. Правовые и финансовые вопросы регламентируются Гражданским кодексом РФ в статьях 183, 366 и 325.
Застрахованный может подать заявление о ПВУ своей страховой организации лишь при соблюдении таких условий:
- В аварии участвовало только 2 автотранспорта, у водителя каждого из них имеется действующий полис ОСАГО;
- Не установлена обоюдная вина водителей в инциденте;
- В дорожной аварии был причинён ущерб только имуществу, здоровье и жизнь людей не пострадали;
- У страховой компании виновного водителя имеется действующая лицензия на страхование автогражданки.
Лишь при полном соблюдении обозначенных выше требований можно обратиться к своему страховщику. Иначе возмещение будет производить страховая компания виновного водителя. Если же и у него нет действующего ОСАГО, тогда нужно будет добиваться прямой компенсации с автомобилиста, который спровоцировал дорожный инцидент.
Первичные действия при ДТП
Вне зависимости были или нет в жизни водителя ТС аварийные ситуации, он должен знать, как вести себя при ДТП, чтобы, если такой случай произойдет, получить страховку. Успех взаимодействия со страховщиком зависит от следующих моментов:
- порядка действий после дорожного происшествия;
- правильного оформления упрощенного протокола;
- соблюдения законодательных требований утвержденных, чтобы осуществлять
- прямое возмещение убытков по ОСАГО, условия, которые должны соответствовать для страховых выплат.
Правила поведения довольно просты нужно остановить автомобиль, если движение продолжается после ДТП. Затем водитель должен:
- включить «аварийку»;
- выйти из машины, установить трафарет со знаком об аварийной остановке;
- выяснить, в каком состоянии находятся люди, есть ли раненые, погибшие.
Важно не трогать предметы, задействованные в дорожном происшествии, нельзя вносить изменения. При условии, что они не наносят вред пассажирам и водителям. Если есть пострадавшие срочно вызывают скорую помощь, сообщают полиции о ДТП. После чего занимаются машинами, которые препятствуют, проходившему транспорту продолжать движение, создают затор.
Перед освобождением проезжей части для обеспечения ПВУ ОСАГО, условия законодательных нормативов требуют выполнить следующие действия:
- сфотографировать, запечатлеть на видео ТС, фактическое расположение каждого, чтобы были видны поврежденные места и государственные номера машин;
- сохранить следы аварии с предметами, которые были причастны к данной ситуации;
- собрать свидетельские показания с реквизитами их документов, номеров автомобилей.
Если машины не мешают движению, ТС должны оставаться без изменений до оформления Европротокола. Но для этого необходимо выяснить подходит ли происшествие под закон ОСАГО, прямое возмещение убытков для этого события предусмотрено или нет. Но в любом случае, если позволяет здоровье, нужно с места в обязательном порядке позвонить в страховую компанию, сообщить о ДТП, обстоятельствах произошедшей аварии.
Что такое “Европротокол” и как его оформить?
Согласно обновленному 40-ФЗ об ОСАГО, прямое возмещение убытков возможно в упрощенном порядке. Для этого в страховой компании нужно взять специальный бланк после заключения соглашения. Это Европротокол, его заполняют участники аварии, не привлекая правоохранительные органы.
При оформлении документа водители отвечают на поставленные вопросы. Использовать данный механизм можно, если соблюдены правила ПВУ ОСАГО. В процессе происшествия:
- не пострадали водители, пассажиры, пешеходы;
- столкнулись только 2 машины;
- нет разногласий между участниками, относительно всех подробностей события, обстоятельств, повреждений;
- собственники автомобилей застраховали гражданскую ответственность владельца ТС;
- убыток из-за разрушений не больше 50000 руб.
При соблюдении перечисленных условий заполняются документы, которые входят в состав извещений при ДТП. Потерпевший к протоколу прикрепляет свое заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО и отправляет в страховую компанию без привлечения компетентных органов. Участникам автодорожных аварий следует знать:
- правила автогражданского страхования требуют заполнения водителями извещений о ДТП даже, когда инспектор ГИБДД оформляет акт;
- если возникли разногласия или нет возможности сразу заполнить Европротокол помогут свидетельские показания, которые собирают, а не пренебрегают;
- в мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, возврат за ущерб приравнен к 400000 руб., в каждом регионе уточняют размер максимального лимита.
Для получения средств предстоит правильно составлять соглашение о прямом возмещении убытков по ОСАГО. Где Европротокол не является обязательным инструментом. Важно зафиксировать обстоятельства происшествия на месте, а заполнение документов можно осуществить в автоинспекции.
Когда могут отказать в выплате?
Страховая компания будет проверять ДТП на наличие всех признаков. В праве страховщика отказать в возмещении ущерба своему клиенту при наличии факторов:
- пострадавший подал заявление в страховую организацию виновника аварии;
- были разногласия между участниками происшествия, которые не устранил сотрудник ГИБДД, но они все равно составили Европротокол;
- назначено судебное разбирательство по совершенному ДТП;
- не поступало сообщений страховщику об столкновении авто;
- авария стала причиной повреждений дорогих вещей, антикварных ценностей;
- страхователь требует возмещения морального вреда.
Страховая организация рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке, назначение или отказ выплат происходит по результатам проверки.
От чего зависит сумма
Что касается размера компенсационной выплаты, которую страховая компания обязана перечислить пострадавшей стороне, то ее размер определяет сотрудник страховой компании или независимый эксперт, после осмотра поврежденного транспортного средства.
Важно! Если осмотр проводит независимый эксперт, то выбор компании осуществляется со стороны страховщика, а не страхователя. Однако, если по итогам оценки и выплаты пострадавшая сторона не согласна с результатами осмотра и суммой, то она имеет право сделать повторную экспертизу за счет собственных средств в любой компании и компенсировать собственные расходы и недоплаченную сумму выплаты в судебном порядке.
При расчете стоимости восстановительного ремонта, уполномоченный сотрудник принимает во внимание следующие факторы:
- Регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. Не секрет что для каждого региона установлены свои цены на восстановительный ремонт. Как правило, данное понятие страховщики называют нормо-часы.
- Срок страхования. В данном случае действует правило, чем больше срок действия договора ОСАГО, тем выше будет сумма компенсационной выплаты.
С недавнего времени автолюбители получили замечательную возможность, благодаря которой могут самостоятельно определить сумму выплаты на официальном сайте Российского Союза автостраховщиков (РСА). Данный портал работает совершенно бесплатно и предоставляет информацию 24 часа в сутки.
На сайте РСА каждый пострадавший в ДТП может рассчитать стоимость:
- Запасных частей. Для определения стоимости необходимо в специальной форме указать дату, на которую делается расчет, регион вашего нахождения, марку и модель транспортного средства, и номер необходимых деталей.
- Ремонтных работ для восстановления транспортного средства. В данном случае потребуется указать аналогичные данные транспортного средства.
- Дополнительных работ или материалов, которые могут потребоваться. В специальной форме потребуется указать дату расчета, производителя и название материала.
Получив три показателя необходимо их сложить. Таким образом, у каждого автолюбителя должна получиться итоговая сумма, которая потребуется для оплаты восстановительного ремонта транспортного средства.
Проблемы прямого возмещения убытка
С одной стороны, на законодательном уровне хотели упростить процедуру получения выплаты при наступлении страхового случая. С другой стороны, в результате нововведений автолюбители, после ДТП, сталкиваются с множеством проблем в результате ПВУ.
Актуальные проблемы:
- Соглашение о прямом возмещении причиненного убытка по ОСАГО готовы принять не все компании;
- В большинстве случаев, сумма выплаты на 20-30% меньше реальной и автолюбителю приходится тратить личное время, на обращение в суд;
- Многие страховщики при первом визите предлагают подписать, так называемое соглашение о выплате, которое имеет юридическую силу. В соответствии с этим документом страховщик фиксирует сумму к выплате и срок. Как правило, потерпевшему обещают перечислить средства на следующий день. В итоге, сэкономив время, автолюбители вынуждены часть ремонтных работ оплачивать самостоятельно.
- Страховщики очень тщательно проверяют документы и при выявлении ошибки в Европротоколе могут отказать. Вывод – всегда вызывать сотрудников ГИБДД, для составления официального протокола.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в рамках закона каждый пострадавший может получить выплату в компании, в которой был заключен бланк договора. Это было сделано для того, чтобы упростить процедуру выплаты. Однако на практике все оказалось иначе, и многие автолюбители столкнулись с многочисленными проблемами.
Если вы ранее обращались по ПВУ, при страховании гражданской ответственности, предлагаем поделиться собственным опытом и рассказать другим читателям, как заполняли документы и с какими трудностями столкнулись.
Дополнительно всем читателям нашего портала предлагаем воспользоваться квалифицированной помощью нашего эксперта, который работает на сайте в режиме реального времени.
В чем разница с Европротоколом?
У автовладельцев часто возникает путаница в отношении ПВУ и Европротокола. Для начала разберемся, что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО. Здесь все просто. Это статья закона, по которой страхователь вправе прийти в свою страховую компанию и получить выплату в положенном объеме.
Что касается Европротокола, под термином подразумевается документ, оформленный на месте ДТП лично участниками (водителями). После заполнения ставятся подписи водителей, а сам документ передается страховщику для получения возмещения. Условием оформления Европротокола является минимальный размер ущерба (до 100 000 р.), а также отсутствие пострадавших в аварии людей. При внесении сведений в документ представители ГИБДД не вызываются.
В первом, и во втором термине имеются общие характеристики — в аварии не должны пострадать люди, а также нет повреждений стороннего имущества (кроме автомобилей).
Как оформить заявление?
Для прямой компенсации убытков нужно составить заявление и передать его для рассмотрения страховщику. При заполнении документа нужно указать:
- Наименование компании-страховщика. Во избежание ошибок эту информацию лучше переписать с договора ОСАГО.
- ФИО страхователя, а также место его проживания.
- Информацию о поручителе (если решением вопроса занимается представитель участника ДТП).
- Обстоятельства аварии (должны быть расписаны максимально подробно).
- Данные о стороне, которая виновна в ДТП, а также информация о его машине.
- Условия передачи ТС для оценки повреждения.
Документы, которые нужно приложить к заявлению
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Бланк можно получить при оформлении полиса ОСАГО. Он должен быть заполнен на месте происшествия вместе с водителем, который виновен в нём.
- Паспорт собственника автомобиля.
- Паспорт транспортного средства либо свидетельства о регистрации, которые подтвердят право собственности на автомобиль.
- Копия удостоверения водителя, который управлял ТС во время аварии.
Если транспортное средство принадлежит компании, тогда также нужно направить путевой лист.
В тех случаях, когда ДТП оформляли сотрудники ГИБДД, потребуется представить такие документы:
- Справка из ДПС, в которой описываются все детали происшествия.
- Документ об отказе в открытии уголовного дела.
- Протокол и постановление о том, что виновная сторона совершила административное нарушение.
Представим стандартную дорожную аварию: два авто столкнулись по вине одного из водителей. Каждая из машин была застрахована, как того требует нынешнее законодательство (ОСАГО). Причем застрахованы они были в разных страховых фирмах.
Тогда потерпевший (невиновный водитель) за выплатой компенсации или оплатой ремонта машины должен обратиться напрямую в свою страховую компанию. Это и есть прямое возмещение. Оно применяется после большинства ДТП, причем не обязательно таких же, как в нашем примере.
Порядок его получения регулируется специальным федеральным законом о страховании авто (об ОСАГО).
1. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ
2. «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П)
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Другие дополнения по статье 14.1
Когда происходит дорожная авария, все ее участники обычно находятся в состоянии сильнейшего волнения или испуга. В этот момент каких-то видимых повреждений человек может и не иметь. Поэтому и заявление на выплату он подает напрямую своему страховщику.
Но уже после этого состояние здоровья его или других участников инцидента может ухудшиться, вплоть до летального исхода. Причем именно из-за аварии. Этот факт должен быть установлен специалистами-врачами. Нельзя другие болезни выдавать за последствия ДТП.
Для таких случаев закон сделал исключение. Уже после обращения в свою страховую потерпевший вправе подать заявление и в страховую виновного водителя. Но только заявление на компенсацию вреда здоровью или жизни. Ведь выплату за вред имуществу он уже получил или вот-вот получит.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Что, если размер выплат слишком мал?
Учитывая, что отечественное законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, страховые фирмы порой пытаются занизить сумму. В результате разница в компенсациях между стандартным возмещением и выплатой за счёт ПВУ может составлять почти 30%.
Если после ДТП автомобиль очень сильно повреждён, а сумма, выделенная организацией, не сумела покрыть все расходы, пользователь вправе обратиться в суд – только там он способен отстоять свои интересы. Заодно можно обратиться в РСА с жалобой (через онлайн форму на сайте) и запросить повторное рассмотрение дела. В новом заявлении пострадавшая сторона требует не просто большие выплаты, но и покрытие судебных издержек и расходов на независимую экспертизу.