Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсий и новый возраст для женщин: что будет с пенсией в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.
Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.
С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.
Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:
- поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
- оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
- предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.
Новые подходы к регулированию бизнеса
В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.
С 1 января отменены проверки, проводимые по особому порядку. Таким образом, осуществляется переход от проверок и наказаний к профилактике нарушений. Вместе с тем в действие введена норма по автоматизации системы управления рисками, что позволит исключить человеческий фактор при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.
При отсутствии такой автоматизации теперь допускается осуществлять контроль только в отношении 5 процентов от общего количества подлежащих ему субъектов. Это позволит сфокусировать органы надзора на проблемных субъектах бизнеса и снизить административное давление на законопослушных предпринимателей.
Кроме того, с начала года введен запрет требовать от бизнеса отчетности, по которой не обеспечена автоматизация механизмов ее предоставления. Также на один год продлен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого и микропредпринимательства.
Открытие новых авиарейсов
В республике продолжится открытие прямого авиасообщения с мировыми финансовыми центрами наряду с дальнейшей реализацией политики «открытого неба», которая позволит привлечь новых иностранных перевозчиков.
В частности, ожидается открытие рейсов из Астаны в Доху, из Актау и Шымкента – в Анкару, из Алматы и Актау – в Медину, в период весенне-летней навигации: из Астаны – в Баку и из Шымкента – в Душанбе.
Планируется увеличение рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы – в Анталью, из Алматы – в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.
Кроме того, планируется открыть рейсы в Пакистан из Алматы – в Карачи и Лахор, увеличить количество выполняемых рейсов в Индию по маршруту Алматы – Дели, в Китай по маршруту Алматы – Чэнду, в Великобританию по маршруту Алматы – Лондон, а также из Алматы в Бодрум, Батуми, Ираклион, Подгорицу и из Астаны – в Тбилиси и Подгорицу.
Вместе с тем ожидается возобновление рейсов по маршрутам Астана – Бишкек, Актау – Ереван, Алматы – Самарканд, Шымкент – Кутаиси.
Малазийская лоукост-авиакомпания Air Asia X с весенне-летней навигации планирует начать полеты из Куала-Лумпура в Алматы, а авиакомпания Thai Air Asia – из Бангкока в Алматы.
Авиакомпанией Qeshm Air планируется начать выполнение полетов по маршруту Алматы – Токио с использованием 5 степени «свободы воздуха».
Авиакомпанией Air Astana в среднесрочной перспективе прорабатывается вопрос выполнения двух регулярных рейсов в неделю в Израиль по маршруту Алматы – Тель-Авив.
Выплата в связи с потерей работы
Cоциальная выплата по потере работы из uосударственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода. Сейчас коэффициент замещения дохода составляет — 0,4. Выплата ведется от одного до шести месяцев, в зависимости от стажа участия в системе. С 1 января 2023 года предусматривается увеличение коэффициента замещения дохода с 40 до 45%. При этом порядок назначения выплаты будет сохранен и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получивших статус безработного. Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснется действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года, которое будет произведено автоматически.
Пособие по потере кормильца
В Казахстане размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего кормильца, а также от величины прожиточного минимума.
Сейчас размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца составляют:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ, или 55 710 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трех – 1,85 ПМ, или 69 170 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырех – 1,96 ПМ, или 73 283 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ, или 75 900 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ — 78 891 тенге.
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца будут повышены на уровень инфляции — 8,5%.
Размеры пособий по случаю потери кормильца с 1 января 2023 года составляют:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ, или 34 888 тенге;
- при наличии двух – 1,49 ПМ, или 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трех – 1,85 ПМ, или 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырех – 1,96 ПМ, или 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ, или 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.
При наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ — 85 597 тенге.
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года представил новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).
Как известно, система солидарных пенсий постепенно сворачивается, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.
В целях повышения эффективности пенсионной системы и обеспечения граждан адекватными размерами пенсий в рамках проекта Социального кодекса планируется провести следующие преобразования:
1. В период с 2023 по 2027 годы предусматривается поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии с 54 до 70%, максимальной – со 100 до 120% от величины прожиточного минимума.
За этот период размер базовой пенсий будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех двух миллионов пенсионеров.
2. С 1 января 2023 года для граждан, выходящих на пенсию, предусматривается повышение величины максимального дохода, используемого для исчисления солидарных пенсий с 46 до 55 месячных расчетных показателей.
«Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение трёх лет – со 109 до 138 тысячи тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии.
Таким образом, государство принимает на себя обязательства по недопущению роста бедности среди пожилого населения» – пояснили в Минтруда.
Обязательный уровень пенсии в Казахстане состоит из 2-х частей.
1) Солидарная часть — эта часть пенсии выплачивается из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Эта часть пенсии полагается не всем. Если у вас есть хотя бы 6 месяцев трудового стажа до 1 января 1998 года – вы будете получать трудовую пенсию. Ее размер составляет 60% от среднего дохода в месяц за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года.
Со временем эта пенсия перестанет существовать из-за смены поколений. Произойдет это примерно к 2043 году, когда все у кого есть стаж работы до 1998 года выйдут на пенсию.
2) Выплаты из ЕНПФ. Это пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Кстати, пенсионные выплаты из ЕНПФ можно начать получать и раньше, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Выплаты из ЕНПФ можно уже получать при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Повышение пенсии в Казахстане в 2022 году на сколько процентов и когда повысят
«Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.
Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.
Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.
Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.
По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).
«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.
Что после пенсионной реформы планируется и будет?
Реализация пенсионной реформы предусматривает рост пенсий от размера прожиточного минимума с 54% до 70%.
Для сравнения в 2021 году размер этих выплат составляет 18 524 тенге, а после введения новой системы они вырастут до 24 011,4 тенге.
В этом случае даже лица, не располагающие трудовым стажем необходимой продолжительности и не осуществлявшие отчислений в Пенсионный фонд, смогут получать выплаты в размере минимум 24 011,4 тенге.
Также предусмотрено снижение длительности минимального трудового стажа до 5 лет вместо текущих 10 лет. В этом случае для получения пенсии больше минимального уровня достаточно проработать не менее 5 лет и делать отчисления в Пенсионный фонд.
Реформирование пенсионной системы также включает в себя отмену максимального ограничения размера пенсионных выплат. В 2021 году оно равняется одному прожиточному минимуму (34 302 тенге), если трудовой стаж пенсионера составляет не менее 33 лет.
На какую пенсию могут рассчитывать казахстанцы, родившиеся после 80-го года
В ЕНПФ пояснили, что казахстанцы, родившиеся после 1980 года, то есть не имеющие трудового стажа до 2021 года, начнут выходить на заслуженный отдых в 2040-х годах и могут рассчитывать на пенсию, состоящую из базовой части (за счет госбюджета) и выплат из ЕНПФ, зависящих от осуществленных отчислений за время трудовой деятельности.
Дело в том, что по новым правилам пенсия делится на базовую и солидарную. Первая зависит от трудового стажа и срока участия в пенсионной системе, выплаты по второй получают те, кто имеет хотя бы полугодовой стаж до 2021 года.
Что после восьмидесяти нужно сделать для получения повышенной пенсии? Никакие действия со стороны пенсионера не требуются. Во всех Пенсионных фондах существуют базы данных, в которых числятся все пенсионеры, и после их восьмидесятого дня рождения в автоматическом режиме происходит начисление повышенной пенсии.
Какие доплаты к пенсиям пенсионерам после 80 лет положены в 2022 году
Людей такого возраста не обижают, знаю не по наслышке ,а из реальной жизни. У меня маме 82 года, уже второй год она получает 1200 рублей по уходу за ней. Пишется заявление и там она указывает человека, и его паспортные данные, кто за ней ухаживает и помогает в быту. Это не обязательно могут быть родственники, можно соседей оформлять. Это она оформляла по месту жительства в Пенсионном фонде.
- удвоенную фиксированную выплату по старости. Вместо 3935 рублей ежемесячно, он будет получать 7870 рублей.
- региональные надбавки. Например, в Москве ее размер в 2022 году увеличится и будет составлять (максимально) до 2500 рублей, в Санкт-Петербурге надбавка будет не такая значительная — всего 439 рублей. Подробную информацию о региональных надбавках можно получить, обратившись в Пенсионный фонд по месту регистрации.
- надбавка в размере 1200 рублей предоставляется родственникам пенсионера, которые официально нигде не работают, не получают пенсию или пособие на бирже Труда, но ухаживают за своим 80-летним родственником. Об этой надбавке мало кто знает, но как небольшая прибавка к бюджету она вполне может рассматриваться. Как вариант: внучка может ухаживать за бабушкой и получать за это 1200 рублей каждый месяц.
Пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):
2023 г. | 61 |
2024 г. | 61,5 |
2025 г. | 62 |
2026 г. | 62,5 |
2027 г. | 63 |
Виды пенсии в Казахстане
Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.
Актуальные виды обеспечения:
- базовое (зависит от трудового стажа и периода участия в накопительной системе, неработающие могут претендовать только на нее),
- солидарное (зависит от рабочих периодов до 1998 г.),
- три разновидности накопительного, состоящие —
- из обязательных отчислений,
- из обязательных профессиональных для лиц, занятых на вредном производстве,
- из добровольных.
Как быть, если пенсионер из РФ переехал в РК и получил ВНЖ?
Бывает так, что гражданин РФ уже вышел на пенсию в России, а затем переехал в РК. Как быть с пенсией в этом случае?
Согласно п.6 ст.4 Соглашения при переселении трудящегося с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС (например, из РФ в РК), в случае, если трудящимся было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет). Перерасчет производится с применением ст.12 Соглашения.
Данная статья предусматривает назначение и выплату пенсии в следующем порядке:
-
за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу (т. е. начиная с января 2021 г.), пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
-
за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу (т. е. до января 2021 г.), пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
Что изменится в процедуре назначения пенсии казахстанцам в РФ с 2023 г.
Рассматривая вопрос назначения пенсий, следует отметить и обратную процедуру: назначение пенсий гражданам РК в РФ.
В 2023 г. произойдут некоторые изменения в порядке назначения пенсий гражданам РК в России. Связано с это с принятием Федерального закона РФ от 11.06.2022 г. № 175-ФЗ, вступившего в силу 30.06.2022 г. «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года».
Данным законом РФ закрепила, что Соглашение 1992 г. прекратит свое действие для Российской Федерации 31.12.2022 г. Выход из Соглашения допускается п.1 ст.13 данного Соглашения и РФ решила воспользоваться этим правом.
При этом ст.38 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» гласит, что прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия.
Однако, согласно п.2 ст.13 Соглашения 1992 г. пенсионные права граждан государств — участников СНГ не теряют своей силы и в случае выхода государства — участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.
Следовательно, пенсии, которые были или будут назначены по нормам Соглашения до его денонсации (до 01.01.2023 г.) не будут подлежать пересмотру и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.
Поскольку Соглашение денонсировала только РФ, оно прекращает свое действие только для РФ. Между остальными государствами — участниками СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) Соглашение 1992 г. продолжит действовать.
Учитывая выход РФ с 01.01.2023 года из Соглашения 1992 г., при переезде на постоянное проживание в РФ из государств — членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями следующих федеральных законов РФ:
-
закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
-
закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
-
закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»