Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
7 35 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
7 35 100 02 72 5 |
отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки |
7 35 151 11 71 5 |
Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 37 100 02 72 5 |
Определение твердых бытовых отходов
Под твердыми бытовыми отходами, или ТБО, принято понимать утильсырье, которое образуется вследствие жизнедеятельности населения многоквартирных и частных домов. В законодательстве касательно образования ТБО установлены специальные нормативы на одного человека.
Все группы этих отходов систематизируются в соответствии с составом, происхождением, уровнем негативного влияния. Их свойства и характеристики могут быть неодинаковыми в связи с климатом региона, экономическим уровнем его развития, сезонным фактором.
На практике к ТБО относятся следующие группы и разновидности отходов:
- остатки пищи;
- стеклянный мусор;
- текстильные отходы;
- резиновые материалы;
- полимеры;
- металлы.
В зависимости от особенностей образования утильсырье может иметь органическое и неорганическое происхождение. Первая группа не опасна для экологической ситуации, в то время как объекты второй категории распадаются в течение продолжительного времени, выделяя вредные вещества.
Деятельность региональных операторов
Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.
С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.
Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:
- иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
- предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
- управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.
Вывоз твердых бытовых отходов
В крупных городах России вопрос обращения с ТБО стоит достаточно остро. Большие объемы мусора становятся причиной загрязнения окружающей среды, увеличения площадей полигонов и несанкционированных свалок, ухудшения экологической обстановки. Вывоз твердых бытовых отходов на свалки и полигоны – распространенная практика. На переработку и вторичное использование отправляется менее 10% мусора.
Транспортирование бытовых отходов – лицензируемый вид деятельности. Не каждая компания сможет получить заветный бланк. Росприроднадзор требует от претендента на лицензию строгого соблюдения всех установленных требований относительно технической оснащенности и квалификации сотрудников. В частности, у организации должен быть один или несколько специально оборудованных автомобиля с приспособлениями для механизированных погрузочно-разгрузочных мероприятий и закрытым кузовом. При этом необходимо обеспечить перевозку твердых бытовых отходов, во время которой полностью исключены сценарии потери мусора и загрязнения окружающей среды.
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.
Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.
Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
А зола относится к твердым коммунальным отходам?
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, к ТКО относятся только определенные виды отходов. Золошлаковые отходы, которые образуются в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических установках, не относятся к твердым коммунальным отходам.
Вместе с тем, согласно «Правил по обращению с твердыми коммунальными отходами» (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г № 1156), в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих разгрузку контейнеров, повредить контейнер, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию или захоронению ТКО. Следовательно, если образованные отходы в результате отопления домовладений и помещений твердым топливом (дровами или углем) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнеры не допускается.
Способы экономии на мусоре
Чтобы платеж за обработку по ТКО был минимальным нужно знать на какие моменты стоит обратить внимание:
- На количество жильцов, которых учитывают при составлении расчетов. Осведомлять УК или регионального оператора о количестве проживающих людей в квартире. При расчете оплаты в зависимости от числа жильцов учитываются факты отсутствия постоянно прописанных квартирантов на срок более 5 суток. Уезжая в длительную командировку или на отдых подавайте заявление на перерасчет. Эта процедура прописана в пункте 148(44) ПП№354;
- Качество предоставляемых услуг региональным оператором. При несвоевременном вывозе мусора или других нарушениях заключенного договора, законодательства, гражданам необходимо писать претензию. Согласно прописанных правил на оператора начисляется штраф, жильцы освобождаются от платежных обязательств или добиваются снижения оплаты.
Самым выгодным способом экономии на оплате вывоза мусора является раздельное накопление отходов. В этом случае плата начисляется не по нормативам на каждого жильца, а за объем вывозимых ТКО. Такая методика сбора мусора, также способствует увеличению отходов, поступающих на переработку, что также сказывается на минимизацию конечных счетов и это правильно для всех соотечественников.
Обязанности регионального оператора
Выбранная тендерным способом организация соблюдает такие требования:
- обращаться с ТКО по установленным в государственной программе правилам;
- оказывать услуги по вывозу отходов только после подписания соглашений с ТСЖ, жильцами;
- принимать жалобы от клиентов компании, а также в силу своей компетенции решать возникшие споры;
- предпринимать все меры для того, чтобы сбор ТКО осуществлялся раздельным способом;
- контролировать обращение отходов;
- оказывать содействие в образовании полигонов, размещающих ТКО;
- устанавливать повышенный контроль утилизации опасных типов отходов;
- в случае чрезвычайных происшествий, возникших в момент работы оператора с ТКО, оказывать посильное содействие в устранении последствий;
- предупреждать возникновение неутвержденных полигонов на подконтрольной территории.
Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?
- Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
- Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
- B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.
Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:
- cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
- пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
- oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
- имyщecтвeнный apecт.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Какие отходы следует относить к твердым коммунальным? Первичная идентификация производится согласно формулировке в 89-ФЗ. А именно:
«твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Обратите внимание, что имеются в виду отходы, образующиеся в помещениях. Иными словами, уличный смет, остатки от обрезки деревьев и кустов, ветки, листья, отходы парков и кладбищ по формулировке 89-ФЗ к ТКО не относятся, ибо они не могу образоваться в помещении.
Федеральный классификационный каталог отходов содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходами:
7 30 000 00 00 0 — отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению.
К твердым коммунальным отходам относятся позиции отходов, входящих в подтипы (но не все виды) :
7 31 000 00 00 0 — отходы коммунальные твердые;
7 33 000 00 00 0 — отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.
Ниже приведен список основных видов отходов, относящихся к твердым коммунальным, внесенных в ФККО:.
7 31 110 01 72 4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
отходы из жилищ крупногабаритные |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |