Новый штраф, подорожание запчастей: как изменится ОСАГО в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый штраф, подорожание запчастей: как изменится ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Почему нужны изменения

По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.

— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.

Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).

— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.

В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:

— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.

Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.

Читайте также:  ЛЕЧЕНИЕ РАКА ШЕЙКИ МАТКИ – ЛУЧЕВОЕ

— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.

Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:

— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.

Можно ли получить деньги на самостоятельный ремонт

Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:

  • высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
  • превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2023 году это 400 тыс. рублей);
  • гибель потерпевшего (деньги получит семья);
  • причинение тяжелого урона здоровью;
  • наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
  • предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.

Чего стоит опасаться автомобилистам

Закон запрещает использовать при ремонте бывшие в употреблении комплектующие, однако «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего». Например, страховщик может включить в договор пункт о согласии клиента использовать старые запчасти, и автомобилист, не вчитываясь, подпишет бумаги.

Доказать, что в автосервисе использовали «бэушные» запчасти можно при проведении независимой экспертизы, но это платно, и без веского повода вряд ли кто будет браться за это – экспертиза может и не подтвердить подозрения. Кроме того, качество комплектующих в законе также не прописано.

– Нет никакой уверенности в том, что пригнанная в сертифицированный автосервис машина будет ремонтироваться именно там, а не в гараже. Не все было гладко и при денежных выплатах, но я знаю много случаев, когда водители получали полную компенсацию стоимости ремонта авто с учетом новых запчастей и их установки квалифицированными специалистами. Да, некоторые сознательно покупали бывшие в употреблении или неоригинальные запчасти и ремонтировали машину своими силами. В любом случае, это был осознанный выбор, – рассказал автомобилист с семилетним стажем Дмитрий Кузнецов.

Прежде чем сделать выбор – получить деньги по ОСАГО или провести ремонт в СТО страховой компании – запомните:

  • если не согласны с суммой страхового возмещения, проводите независимую экспертизу;
  • срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, деньги должны быть выплачены в течение 20 дней;
  • автосервис не должен находиться более чем на 50 км от места жительства потерпевшего;
  • гарантийный срок ремонта должен быть не менее 6 месяцев;
  • если сотрудник автосервиса просит доплатить за запасные детали, это незаконно, вся стоимость восстановительных работ оплачивается за счет СК;
  • можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить денежную выплату, если страховщик будет не против такого способа возмещения ущерба.

Отмена обязанности информировать страховую о ДТП

После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.

Указанный выше абзац исключается из пункта 3.8 Правил страхования. И на первый взгляд кажется, что с 1 октября 2022 года не нужно будет сообщать в страховую о заполнении европротокола (в бумажном или электронном виде). Однако это не совсем так.

Если извещение заполняется в бумажном виде, то водитель обязан передать свой экземпляр в страховую в течение тех же самых 5 рабочих дней.

Если же документ оформляется в электронном виде, то он передается в страховую автоматически сразу же после оформления.

Так что получается, что из пункта 3.8 просто исключили абзац, который потерял актуальность.

Изменения в законе об ОСАГО 2021

В соответствии с законопроектом страховые компании станут перечислять деньги владельцам пострадавших транспортных средств только в строго определённых случаях. Вместо этого основным способом компенсации станет натуральное возмещение, т.е. восстановительный ремонт. Собственник будет отдавать повреждённую машину в сервис, где будут проводить необходимые манипуляции. Вопросы оплаты заменённых узлов и произведённых работ будут решаться исключительно между СТО и страховой компанией.

Такое предложение должно решить сразу несколько задач:

· очистить данную сферу от недобросовестных автоюристов и страховых мошенников;

Читайте также:  Чем отличается опека от усыновления: сравнительная характеристика

· исключить возможность неосновательного обогащения собственника машины, когда он фактически получает большую сумму, чем стоит ремонт автомобиля;

· исключить споры о размерах компенсаций.

Закон о натуральном возмещении в ОСАГО вступил в силу

Российский союз автостраховщиков (РСА) разъяснил новые нормы законодательства о приоритете натурального возмещения в ОСАГО над денежной выплатой.

28 апреля 2021 года вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливающий приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой.

Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, теперь в ряде случаев автовладелец будет получать от страховой компании отремонтированный автомобиль вместо возмещения деньгами. «Такая процедура уже давно действует и успешно себя зарекомендовала в каско, когда автовладелец полностью избавлен от хлопот получения денег, а затем поиска станции, где ему отремонтируют автомобиль», — сказал он.

Распространяться эта норма будет на новые договоры, то есть на те, которые заключены с 28 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%», — продолжил И.Юргенс.

Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой , — отметил президент РСА.

Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. «Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — пояснил И.Юргенс.

В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется. «После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в «свою» страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», — продолжил И.Юргенс.

Срок ремонта в 30 дней является максимальным. «Как правило при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней при незначительных авариях, в сложных случаях в течение 15 дней. Здесь, думаю, не должно возникнуть каких-то проблем. Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы», — рассказал И.Юргенс.

Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением. «СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», — отметил И.Юргенс.

«Идея документа родилась как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО, которое приняла уже гипертрофированные формы. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом. Однако в ходе работы над документом в нем появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, по гарантийным срокам, по использованию новых деталей, что потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО. Поэтому риски мошенничества сохраняются», — добавил И.Юргенс.

Читайте также:  Супруг пропал. Можно ли развестись через ЗАГС без него?

Но в любом случае страховое сообщество возлагает большие надежды на эту реформу. «Положительный эффект мы увидим не сразу, так как действие поправок распространяется только на новые договоры. Постепенно начнет накапливаться статистика и практика применения этих норм, что в дальнейшем позволит усовершенствовать и «докрутить» этот закон», — добавил И.Юргенс.

КОМУ ПОМОЖЕТ НОВАЯ РЕФОРМА ОСАГО 2017 ГОДА

К сожалению, всем угодить невозможно. Среди недовольных нововведениями, окажутся, к примеру, те, кто привык получать денежные средства вместо натуральной формы компенсации и ремонтироваться «в гаражах». Еще одна категория потенциально «недовольных» – автоюристы. Они будут против натуральной выплаты, так как такой подход не позволяет им зарабатывать больше на компенсациях.

Важно отметить: поправки в законодательство назрели давно и призваны повысить качество реализации страховых услуг, связанных с ОСАГО (поэтому «в идеале» автовладельцы должны выиграть от реформы). Однако, по моему убеждению, далеко не все исполнители готовы вкладывать силы и средства в сервис, большинство руководствуется фразой из известного мультфильма – «…и так сойдет!». А такой подход может свести на нет старания законодателей.

Как отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги

Согласно изменениям в законе об ОСАГО, ремонт авто имеет приоритет перед денежным возмещением. Клиент не может выбрать предпочтительный вариант: ремонт или выплата по ОСАГО. Но существуют исключения, когда организация обязана предоставить компенсацию. Они касаются только машин личного пользования и не распространяются на авто, зарегистрированные на юридических лиц.

Если ваша ситуация не входит в перечень исключений, то правила ремонта по страховке следующие:

  1. После осмотра поврежденной машины собственник получает направление на ремонтные работы, который оплачивает организация. Его стоимость считают по Единой методике ЦБ РФ.
  2. СТО должна находиться на расстоянии не более 50 км от местонахождения потерпевшего. В виде исключения — свыше 50 км, но компания оплачивает проезд.
  3. Нельзя использовать б/у комплектующие детали. Нюансы можно определить в соглашении.
  4. Срок завершения ремонта — до 30 дней с даты оформления направления.
  5. Гарантийный срок на проведенные работы — не менее полугода, и год — на покраску и кузовной ремонт.

Если страховщик выразит согласие, то потерпевшая сторона может сама договориться о восстановлении авто на бездоговорной станции техобслуживания. При этом компания все равно оплачивает стоимость работ. Этот вариант называется натуральным возмещением по ОСАГО.

Если уверены, что сумма покроет все будущие траты на ремонт, то берите ее по договоренности. Если у вас нет желания или возможности самостоятельно заниматься поиском СТО, подумайте о восстановлении машины страховой организацией.

Что сейчас предлагается водителям?

Сейчас дают деньги или оплачивают починку авто? Если до того момента как в силу вступили действующие сейчас изменения страховая организация обязана была выплатить потерпевшему компенсацию в денежном эквиваленте, то теперь организации занимающиеся страхованием при наступлении страхового случая должны самостоятельно организовать ремонт поврежденного в ДТП авто (более детально о том, что является страховым случаем по ОСАГО, можно узнать в этом материале).

ВАЖНО: На сегодняшний день основным вариантом компенсации ущерба причиненного автомобилю является его ремонт за счет СК.

Учтите при этом, что СТО (станцию тех.обслуживания) в данном случае будет выбирать потерпевший, но только из того списка, который ему предоставит страховая организация и с которой у последней заключен договор на оказание услуг. Выбрать СТО можно как в момент заключения договора страхования, так и при наступлении страхового случая. В том случае, если автомобилю клиента менее 2 лет, то ремонтом должен заниматься официальный дилер.

Потерпевший может организовать восстановительные работы по ремонту своего авто и в СТО с которой у его СК нет договора, однако для этого он должен получить письменное соглашение страховщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *