Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получить права на управление маломерным судном в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Номер маломерного судна
Для чего это нужно? Это было необходимо для того, чтобы речная полиция могла опознать как само судно, так и его владельца. Сегодня ситуация немного изменилась. Владелец транспортного средства идентично наносит на оба борта номер, но делает это на определенном расстоянии от форштевня. Только после этого можно совершать движение маломерным суднам.
Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?
С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.
Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).
Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.
Федеральный закон о маломерных судах
Федеральный закон Российской Федерации № 23 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определений понятий маломерного судна» с момента опубликования (23.04.2012) практически не изменился. Однако теперь маломерное судно может быть:
- маломерным — лодки длиной до 20 метров и весом менее 200 кг (со снаряжением), способные перевозить не более 12 пассажиров;
- прогулочным — судна, вмещающие до 18 человек (из не более 12 пассажиров), используется в некоммерческих целях;
- спортивным парусным — яхты, предназначенные для занятий спортом.
Согласно Федеральному Закону о регистрации маломерных судов, постановке на учет не подлежат части, которые являются принадлежностью плавсредства, например, спасательные шлюпки. Кроме того, на учет не требуется ставить катера и лодки, весом до 200 кг и мощностью мотора менее 8 киловатт. Спортивные байдарки, катамараны, надувные лодки — все это не придется оформлять в инспекции.
Среди главных изменений — стоимость услуг о регистрации водного транспорта. Например, за постановление на учет судов внутреннего плавания надо заплатить 2 тысячи рублей, а за парусные или прогулочные — 1 тысячу. Если необходимо внести изменения, то стоимость снижается в несколько раз. Получение свидетельства о собственности сейчас стоит 500 рублей, а судового билета — 100.
Оснащение маломерных судов
Наверняка все знают, что для освидетельствования маломерных судов в ГИМС необходимо оборудовать катер: спасательные жилеты, весла, ведро, черпак и многое другое. Однако этот набор требуется не только для посещения инспекции МЧС и прохождения технического осмотра, но и эксплуатации плавсредства. Перед каждым выходом на воду владелец судна должен проверить наличие снаряжения для обеспечения безопасности плавания, а также его состояние. Список необходимых предметов утвержден ГИМС.
Многие судоводители включают в комплектацию лишь несколько спасательных жилетов и весла, забывая о других важных вещах. Для большинства судов они, как правило, совпадают, но есть отличия в зависимости от типа ТС.
Оснащение небольших плавательных средств
Для прохождения процедуры освидетельствования маломерных судов рекомендуется ознакомиться с тем, что нужно иметь в лодке прорезиненной или ПВХ для ГИМС. Понадобится оборудовать катер различными средствами: спасательные жилеты, весла, ведро, черпак. Этот комплект требуется не только для посещения инспекции, прохождения техосмотра, но и эксплуатации плавательного средства. Регулярно перед выходом на воду владельцу судна нужно проверять состав снаряжения и его состояние для обеспечения безопасности плавания.
Перечень предметов утвержден ГИМС, но часто нарушается. Судоводители включают в комплектацию лишь несколько спасательных жилетов и весла, забывая о других важных вещах. Для большинства маломерных судов основная комплектация совпадает во многом, но есть небольшие отличия в зависимости от типа ТС.
Средства безопасности к каждому виду маломерного судна
Плавательное средство | Средство безопасности |
Байдарки | — |
Моторные до шести метров в длину | Конец Александрова или спасательный круг |
Гребные, надувные модели (до 3-х человек) | Конец Александрова или спасательный круг |
Гребные (более 3-х человек) | Конец Александрова или спасательный круг |
Моторные — от шести до двенадцати метров в длину | Спасательный круг или кольцо (линь 15 метров и более) — 1 штука |
Мотолодки свыше 12 метров | Спасательный круг — 2 штуки |
Гидроциклы | — |
Несамоходные ТС (буксиры) | Спасательный круг — 1 штука |
Нормы оснащения маломерных судов
Не секрет, что рыболовы, в подавляющем большинстве случаев, используют небольшие лодки без мотора или с мотором. Поэтому подробно остановимся именно на таких лодках. Маломерные суда длиной более 6 м и с числом пассажиров более 12 для любительской рыбалки используют крайне редко. Информацию о них мы сознательно опускаем для лучшего восприятия и без того сложного и запутанного законодательства, чтобы не пропустить самого важного.
Итак, вот наиболее часто используемые для любительской рыбалки лодки, которые, согласно законодательству, необходимо оснащать спасательными средствами и оборудованием:
- гребные лодки;
- гребные надувные лодки, вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани;
- гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани;
- надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани;
- моторные маломерные суда длиной до 6 метров.
Ниже приведен перечень оснащения именно для этих видов маломерных судов (лодок).
Рекомендуемое дополнительное оснащение
Перечень необязательных, но полезных приспособлений для комплектации лодки включает в себя:
- компрессор, оснащенный аккумулятором или питающийся от сети автомобиля – он позволяет легче и быстрее накачать лодку перед использованием;
- транцевые колеса – для легкого перемещения судна по суше;
- водонепроницаемый мешок для хранения улова или сухой одежды;
- ходовой и солнцезащитный тент для лодки – для защиты пассажиров от брызг, ветра и солнечных ожогов;
- сумка в лодку для мелких вещей и снаряжения – она может крепиться под сидением или в носовой части судна и помогает поддерживать порядок в лодке;
- эхолот – для эффективного поиска перспективных рыбных мест;
- крепление на транец – для правильного монтажа датчика эхолота;
- держатель удилища – для надежной фиксации рыболовных снастей и освобождения рук;
- удобные сидения с ящиком в лодку – компактные, перемещаемые внутри судна и за его пределы;
- одеяла;
- магнитный компас;
- устройство для поднятия человека на борт;
- флаг-отмашку;
- багор;
- систему связи;
- навигационную аппаратуру.
В зависимости от особенностей эксплуатации лодки и индивидуальных представлений водномоторника о безопасности и комфорте, приведенный список может быть сокращен или расширен.
- Индивидуальные средства безопасности — по числу людей, находящихся на борту,
- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров,
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) 2 шт,
- Один черпак или ручной насос,
- Звукосигнальное устройство — допускается замена на свисток спасательного жилета,
- Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
4. Перечень бортового оснащения для м оторных маломерных судов длиной до 6 метров
- Индивидуальные средства безопасности — по числу людей, находящихся на борту,
- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров,
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) 2 шт,
- Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе,
- Один черпак или ручной насос, при отсутствии оборудования для откачки воды,
- Звукосигнальное устройство — допускается замена на свисток спасательного жилета,
- Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
5. Перечень бортового оснащения для моторных маломерных судов длиной от 6 до 12 метров
- Индивидуальные средства безопасности — по числу людей, находящихся на борту,
- Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров,
- Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001,
- Огнетушитель
- Один черпак или ручной насос, при отсутствии оборудования для откачки воды,
- Звукосигнальное устройство
- Ракеты сигнала бедствия красного цвета 3 шт. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
6. Перечень бортового оснащения для м оторных маломерных судов длиной свыше 12метров
- Индивидуальные средства безопасности — по числу людей, находящихся на борту,
- Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров 2 штуки
- Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001,
- Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе,
- Оборудование для откачки воды из трюма,
- Ведро на 10 литров
- Звукосигнальное устройство
- Ракеты сигнала бедствия красного цвета 6 шт. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Правила водного движения маломерных судов 2021
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Но владельцы по-прежнему будут получать на руки бумажный судовой билет маломерного судна. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4.
Как подать заявление о регистрации судна
- Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
- Можно электронно через портал Госуслуг.
Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.
Источник — Приказ N 355
4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
- Более того, если вы подаете электронное заявление, то шансы получить отказ минимальны — главное следовать информации, которая опубликована на официальных сайтах МЧС России и на Едином портале, даже если она ошибочная!
- И госпошлину вам не придется платить до подачи заявления, как в случае с бумажным вариантом.
Порядок регистрации в ГИМС 2021
Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).
Регистрация начинается с момента обращения судовладельца (сделать это можно как лично, так и через Госуслуги). Запрос фиксируется в книге учета. После этого заявителю сообщают номер его запроса и дают информацию о дальнейших действиях.
Для принятия решения о регистрации, гражданин должен представить все необходимые документы. Госпошлина оплачивается до передачи бумаг (ее размер составляет 200 рублей), поэтому потребуется еще и квитанция об ее оплате.
По завершении процедуры, заявителю сообщается об успешной регистрации, либо об отказе. В первом случае лодке присваивается номер, а ее собственнику выдается судовой билет. Срок осуществления услуги составляет не более 3 дней. Если заявитель не явится в течение 30 дней со дня подачи запроса, процедура автоматически приостанавливается.
Процедура сдачи экзаменов и порядок получения прав
Удостоверение на управление мотолодкой доступно всем гражданам России, достигшим возраста 18 лет и годных по здоровью. При этом перед тем как подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в Госинспекции, кандидатам на получение прав необходимо обучиться в специальной школе.
Занятия по подготовке водителей проводятся автономными организациями, которые получили лицензию и право на этот вид работы. Форма обучения разделена на две части: получение навыков по теоретическим знаниям; использование знаний на практике.
Весь курс рассчитан на месяц обучения и тренировок, после этого выпускникам нужно сдать экзамен и получить официальный документ, который свидетельствует о прохождении курсов водителей моторных лодок. Стоимость обучения будет зависеть от ценовой категории, но в среднем цена колеблется в пределах десяти – двадцати тысяч рублей.
Теоретически возможен вариант получения удостоверения в ГИМС экстерном. Для этого нужно обратиться к главному инспектору ГИМС по месту проживания, пода́ть заявление. Кандидату следует изучить самостоятельно основы теории и практики, после этого прийти в назначенное время на экзамен и получить права судоводителя. Но нужно заметить, что практически это решение не используется, и Госинспекция не всегда даёт согласие на процедуру, выпускники без поддержки учебного заведения могут с успехом выдержать государственный экзамен.
Что подготовить заявителю для регистрации лодки
Процедура оформления производится в отделении инспекции по маломерным судам ГИМС в городе (или районе), где вы хотите использовать лодку.
Собственник готовит минимальный пакет документов:
- договор купли-продажи;
- технический паспорт лодки и мотора;
- квитанцию об оплате пошлин за регистрацию (1000 рублей) и за оформление судового билета (100 рублей);
- заявление с просьбой о постановке на учет (образец есть в ГИМС);
- свой паспорт.
Но помимо перечисленных документов в инспекции могут попросить дополнительно чек из магазина (для новых лодок). А для бу лодок понадобится сделать еще кое-что:
- предыдущий владелец должен снять лодку с учета. В ГИМС ему поставят печать в судовом билете «Погашено»
- снять с этого билета копию, принести ее в ГИМС вместе со всеми остальными документами
Иногда в инспекции требуют и копию паспорта предыдущего владельца.
Также обращаем ваше внимание, что заявление нужно подать в течение 10 дней после приобретения лодки, иначе инспекторы уже смогут вас оштрафовать. Все остальные документы можно донести в ГИМС позже.
Возрастной ценз, дающий право обратится в инспекцию, — 16 лет.
Если нет возможности принести оригинал техпаспорта плавсредства, следует сделать его копию и нотариально заверить ее. Технический паспорт – это официальный документ, терять или выбрасывать его нельзя.
Услуга регистрации платная. Согласно законодательству, владелец обязан уплатить госпошлину (в 2021 г. для составляет 1000 руб. за регистрацию и 100 руб. за билет). Перед подачей документов необходимо:
- с доски объявлений в помещении инспекции переписать реквизиты;
- через банкомат (или любое банковское учреждение) оплатить пошлину;
- квитанцию приложить к комплекту документов.
Без свидетельства об уплате заявление не рассматривают.